Добраться до аптеки, магазина, больницы, работы, съездить в гости к друзьям. Сегодня для инвалидов собственный автомобиль — не роскошь, а жизненная необходимость. Однако многие автошколы отказываются принимать на обучение людей с ограниченными возможностями, ссылаясь на то, что маломобильные слушатели осложняют занятия обычным учащимся. Тем не менее есть несколько автошкол, где особым курсантам только рады. О двух таких учебных центрах «Лента.ру» рассказывает в продолжение спецпроекта «Страна добрых дел».
Три года назад на трассе Москва — Волгоград инспекторы ДПС остановили легковой автомобиль за превышение скорости. Когда же водитель, не успевший остановиться в нужном месте, сдал назад и поравнялся с патрульной машиной, обнаружилось, что за рулем — инвалид с ампутированными ногами. «Извините, увлекся», — сказал он, предъявляя водительское удостоверение. Как выяснилось, инвалид догонял своих — участников авторалли «Планета Добра Сталинград — 2013», организованного благотворительным фондом «Планета добра».
По закону, управлять автомобилем категорически запрещено только людям с тяжелыми психическими нарушениями. Остальные категории инвалидов — с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающие ДЦП, слабослышащие, — имеют право получить водительское удостоверение категории «В» и водить машину с ручным управлением, отмеченную знаком «Инвалид» или «Глухой водитель».
И в то же время, социальная адаптация и реабилитация людей с ограниченными возможностями — остается актуальной проблемой современного российского общества. По статистике только в одном Краснодарском крае проживает более 420 000 инвалидов, 120 000 из которых — трудоспособного возраста.
Между тем обучиться вождению автомобиля инвалидам сегодня непросто. По данным «Гильдии автошкол» в нашей стране еще два года назад было 11,5 тысяч учебных автоцентров, но лишь немногие из них брались за обучение людей с ограниченными возможностями. Среди самых известных: Тимашевский центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» на Кубани. На данный момент центр социальной реабилитации инвалидов «Олимп» — один из трех подобных центров в России и единственный в своем роде в ЮФО. Особенность этого центра состоит в том, что, помимо услуг по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями, он оказывает услуги по обучению вождения автомобиля с ручным управлением.
Как рассказала «Ленте.ру» секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова: «Большую роль в обустройстве школы вождения «Олимп» сыграла фабрика «Филип Моррис Кубань». В рамках одного из благотворительных проектов фабрики в школе вождения проведены работы по озеленению, построены специализированный автодром площадью 6 тысяч квадратных метров и технический комплекс с панорамным остеклением для приема экзаменов. Кроме того, приобретен транспорт с подъемным устройством, который перевозит инвалидов-колясочников из учебного центра на автодром для отработки практических навыков вождения.
В 2014 году Общественная палата Краснодарского края вручила производственному предприятию «Филип Моррис Кубань» награду «Общественное признание» за продвижение высоких стандартов корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионе и поддержку социально значимых проектов, таких как школа вождения «Олимп». Созданные компанией условия помогают социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, в том числе, в сфере получения новых профессиональных навыков».
Так же обучиться вождению люди с ограниченными возможностями могут в Шереметьевском центре в Долгопрудном и в московском учебном центре «Надежда», основанном еще в 1991 году Всероссийским обществом инвалидов.
Однако в конце 2014 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, автошколы, с советских времен считавшиеся центрами дополнительного образования, теперь признаны профессиональными образовательными учреждениями. Чтобы получить лицензию, каждая автошкола должна создать условия для обучения людей с ограниченными возможностями: тренажеры для развития психофизиологических качеств водителя, автомобили с ручным управлением, пандусы и лифты в учебных зданиях и т.д.
Вводя новые правила, чиновники полагали, что у инвалидов появится больше возможностей обучиться вождению автомобиля. Однако случилось обратное. В ходе реформы количество автошкол в нашей стране сократилось до 5 тысяч. Из них лишь 5 процентов добросовестно создают условия для обучения «курсантов особого назначения», остальные же избегают принимать инвалидов, ссылаясь на то, что люди с ограниченными возможностями мешают заниматься здоровым слушателям.
Особый курсант
— Знакомьтесь, это Саша, — представляет одного из своих учеников инструктор Дмитрий Викторович Мосейкин. Мы стоим втроем во дворе автошколы «Априори». Двухэтажное кирпичное здание советской постройки на задах Института иммунологии. У подъезда курят сотрудники из соседних офисов. На стоянке, у учебных машин, над чем-то смеются инструкторы. Душно. Летит тополиный пух. Лают собаки. Вдали, за Москвой-рекой, собирается первая летняя гроза.
Ожидая начала урока, мы садимся с Сашей в автомобиль Audi A3, оборудованный сертифицированным ручным управлением и автоматической коробкой передач. От обычной учебной машины он отличается лишь тем, что ножные педали водителя дублированы рычагами газа и тормоза, выведенными под рулевое колесо. Пока Саша устраивается, поправляя кресло и зеркала, он рассказывает свою историю.
Полностью его зовут Александр Дорохов, ему 38 лет. В прошлом военный, он служил в Чечне, в 2000 году был ранен и потерял ногу. После лечения стал носить протез. Окончил Военную академию им. Фрунзе, служил офицером в научно-практическом центре министерства обороны, сейчас вышел в отставку.
— Я часто езжу по делам или в спортивный клуб, — говорит Саша. — Сейчас я пользуюсь городским транспортом. Но в автобусе — толпа, в метро — толпа. Только сядешь: «Молодой человек, уступите место!» Начинаю вставать, люди видят, что я инвалид, сразу: «Ой, ладно, сидите!» Неприятно…
Прошлой зимой Саша решил купить машину — Kia Sorento. Автошколу нашел не сразу. Сначала письменно обратился в Департамент социальной защиты населения города Москвы с просьбой подсказать ему, где и как инвалид может получить водительские права, но в департаменте в помощи ему отказали. Затем в интернете обнаружил сайт «Априори». Школа Саше понравилась тем, что ему до нее легко добираться: от «Речного вокзала», где он живет, до «Каширской» — прямая ветка.
Пандус, костыли и пересадочная доска
«Априори» — одна из немногих автошкол, где принимают инвалидов. Она — комбинированного типа — инвалиды занимаются в ней в общих группах со здоровыми слушателями. Сама школа существует с 1996 года, однако людей с ограниченными возможностями здесь стали обучать вождению всего полтора года назад.
— Первых учащихся мы набрали в реабилитационном центре «Преодоление», — рассказывает директор автошколы Нина Оселедкина, — Перед началом занятий подготовились: оборудовали одну из машин Audi A3 ручным управлением, установили в санузлах поручни, купили на всякий случай запасные костыли. И договорились с инструкторами, что они будут помогать инвалидам подниматься в класс. Здание у нас старое, и установить в нем пандусы, к сожалению, невозможно.
В настоящее время в «Априори» занимаются восемь особых курсантов. Стандартный курс «Правил дорожного движения» длится 134 часа, причем теоретические занятия разбиты на три блока — собственно ПДД, правила оказания первой медицинской помощи при ДТП и курс психологической подготовки водителя-инвалида. Что важно: теоретическую часть, комплект учебной литературы, а также автомобиль для сдачи экзаменов в ГИБДД автошкола «Априори» предоставляет инвалидам бесплатно.
Курс практических занятий стоит 33 тысячи рублей. Он включает в себя 27 уроков вождения по 1,5 часа каждый. В штате «Априори» есть два инструктора, занимающихся с особыми курсантами, и две машины с ручным управлением — Audi и Renault. Автодром расположен сразу за автошколой, в соседних дворах. Кроме привычных «змеек» и «боксов» здесь есть небольшие парковки, крутые повороты, горки, «лежачие полицейские». «Город» же курсанты накатывают на улицах с интенсивным движением.
— В некоторых школах сейчас для особых курсантов и условия создают особые: иномарки с фирменным ручным управлением, выдвижные автокресла, есть даже робот, автоматически подающий коляску из багажника, — говорит Нина Викторовна. — Но мало кто из инвалидов сможет поставить себе на машину такое дорогое оборудование. Мы учим курсантов тому, с чем они столкнутся в реальной жизни. Как сесть за руль с помощью простой пересадочной доски, как убрать коляску на заднее сиденье и даже как, подъехав к супермаркету, припарковаться на инвалидное место, а потом, выйдя из магазина убрать сумки в багажник…
На войне проще, чем на дороге
— Саша, в драйве руль крути! Так, выезжай, выезжай… «Лежачего полицейского» переезжай нежно… И за пешеходным переходом — пошел!.. — командует инструктор Дмитрий Мосейкин.
Высокий, с седеющим байкерским хвостом, Дмитрий Викторович занимает в «Априори» должность заместителя директора. А также ведет отдел социальной работы. Курсанты говорят, на занятиях он не кричит, не ворчит, он — рычит. Но инвалиды все равно его любят — за то, что он терпеливо объясняет им каждый поворот руля.
У Дмитрия Викторовича с Сашей сегодня урок вождения в городе — один из последних перед сдачей в ГИБДД. Экзаменационный маршрут проходит в районе Коломенской улицы, позади музея-заповедника «Коломенское». Мы отправляется по нему, чтобы разобрать все нюансы: повороты, перестроения, светофоры.
Для ученика Саша ведет машину совсем неплохо. Он осторожно выезжает из двора на улице Маршала Шестопалова, пересекает Каширское шоссе и вливается в поток машин на проспекте Андропова. Тормозит плавно, перестраивается аккуратно. Новичка в нем выдает лишь взмокшая от пота рубашка.
— На войне проще, чем на дороге, — говорит он. — Там я знал конкретно задачу и как ее выполнить. А здесь дорожная обстановка все время меняется. Еду по светофору, потом — хоп — по знакам. И пешеходы еще эти… Страшно…
— Больше внимания и уверенности в себе, и через год ты не будешь отличаться от других участников дорожного движения, — подбадривает его инструктор. И добавляет, уже для меня: — За полтора года работы у нас была только одна курсантка, Татьяна Алексеевна, которой понадобилось 68 занятий по вождению. Но ей было уже больше 70 лет. У нее ампутированы обе ноги. И она никогда до того не водила машину. А теперь не выходит из-за руля.
Права — лучший стимул купить машину
Подметенные дорожки, клумбы с красно-желтыми цветами, трех-, четырехместные комнаты, просторная столовая с пятиразовым питанием, комната отдыха, душевые, круглосуточное медицинское наблюдение…
Особенность Тимашевского реабилитационного центра «Олимп» в том, что это — пансионат. Курсанты приезжают сюда со всей России — из-под Липецка, Воронежа, Ростова, Волгограда, даже Мурманска — и живут весь срок обучения. Кроме занятий по вождению, инвалиды могут пройти курс лечебных процедур, чтобы поправить здоровье. А в свободное время они читают, смотрят телевизор, играют в настольные игры, отмечают праздники.
Курс автовождения в Тимашевском центре длится 45 дней и стоит 18 тысяч рублей с учетом скидки для инвалидов. Уроки занимают почти весь рабочий день: с утра — занятия по ПДД, после обеда — практическое вождение на автодроме. Учебный класс оснащен по последнему слову техники: индукционная система помощи слабослышащим, мультимедийный проектор, манекены-тренажеры для отработки приемов реанимации пострадавших в ДТП. Автопарк состоит из шести машин с ручным управлением: четырех Lada и двух иномарок — Daewoo и Nissan.
— Мне крутые повороты сначала не удавались, — говорит Александр Бабин из города Новошахтинска Ростовской области. — Выверну руль — и либо на встречку попаду, либо в кювет заеду. Теперь освоился. Без машины сегодня никуда, вот получу права, и мне будет легче передвигаться по родному городу.
Правда, собственного автомобиля у Александра пока нет, как, впрочем, и у многих других курсантов. Но инвалиды считают, что права — лучший стимул скопить денег и приобрести машину. Экзамены по вождению ученики сдают прямо в автошколе, специально приглашенному сотруднику ГИБДД. Скидок на состояние здоровья нет никаких. Зато, если экзамен прошел успешно, инспектор торжественно, в тот же день, вручает выпускникам водительские удостоверения.
Дорога зовет
— Одну половину мира мне подарил компьютер, вторую — автомобиль, — говорит Юрий Иванов, один из выпускников автошколы «Априори».
Мы беседуем с Юрой в его новой белой Skoda Octavia, оборудованной всеми удобствами: парктроники, климат-контроль. Юра — колясочник, из-за паралича ног последние тридцать лет прикован к инвалидному креслу. В то же время, он человек активный и любознательный. У него есть семья, друзья, он любит путешествовать, но главное, у него есть собственное дело — он строит и раскручивает интернет-сайты.
— И жена, и сын — оба автомобилисты, — рассказывает Юра. — Но в будние дни они всегда на работе. Так что я долгое время в своих поездках пользовался социальным такси. А это очень неудобный сервис. Когда человек на колесах, дела решаются намного быстрее.
Фото: prava-apriori.ru
Собственную машину Юра купил год назад — к своему 50-летию. Тогда же, узнав от знакомых об «Априори», пошел на курсы, получил водительские права и стал постоянно ездить.
— В первый раз я поехал из Марьино, где живу, в Свиблово, по делам жены, — говорит он. — С тех пор я свободный человек. Съездить в поликлинику, в социальную службу, к клиенту или на дачу к знакомым — теперь для меня не вопрос. Недавно я даже добрался в Ростовскую область, на родину, в город Шахты. А это тысяча с лишним километров. У мамы был день рождения. Она не верила, что я приеду. Не верила — но все равно ждала.
— Инвалиды решительнее, терпеливее, более целеустремленные, чем обычные слушатели, — говорит Нина Оселедкина. — Из сорока особых курсантов, которых мы выпустили, я помню почти всех.
Антон — инвалид-колясочник без обеих ног, шутник, успел обучиться вождению на машине с механической коробкой передач, до того как автошколы обязали обучать инвалидов только на автомобилях с АКП.
Анечка — ампутация обеих конечностей, на занятия ходила беременной, через два дня после сдачи экзамена в ГИБДД родила дочку Василису, а еще через месяц села за руль и поехала навестить маму в Иваново.
Мирахмат — инвалид-колясочник, когда он пришел в «Априори», по любому поводу краснел, как девушка. Получив права, заработал извозом на зимнюю резину и сказал родным: «Все, теперь я добытчик!»
Неудивительно, что при таком искреннем подходе, для многих курсантов автошкола становится вторым домом, а отношения, завязавшиеся во время учебы, продолжаются и после окончания курсов. Выпускники-инвалиды приезжают в «Априори», показывают новые машины, иногда просят помощи в их покупке или установке сертифицированного ручного управления. В Тимашевской же автошколе и вовсе случился роман: два курсанта, познакомившись на занятиях, влюбились друг в друга и сыграли веселую свадьбу.
После реформы автошкол многие специалисты заговорили о том, что для людей с ограниченными возможностями необходимо создавать специализированные автоцентры, обучение в которых будет вестись квалифицированными педагогами по адаптивным программам, составленным с учетом конкретных заболеваний. Автошкола «Априори» видит свою социальную миссию в другом:
— Парадокс в том, что мы даем инвалидам профессию «водитель», работать по которой они в действительности не могут, — говорит Нина Викторовна. — Моя мечта открыть для инвалидов учебный центр, в котором были бы не только курсы вождения автомобиля, но и компьютерные курсы, курсы кройки и шитья, курсы маникюра. Я знаю многих предпринимателей, которые охотно приняли бы на работу людей с ограниченными физическими возможностями. Дело лишь за обученными кадрами.