В столичном регионе появляется все больше новых скоростных железнодорожных маршрутов, которые обслуживают современные и комфортабельные поезда «Ласточки». Адаптированные к российским дорогам и «переодевшиеся» в отечественные комплектующие эти иномарки не потеряли своего лоска и готовятся к работе на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД). «Лента.ру» побывала в «гнезде» этих стальных птиц — одном из самых современных в мире депо «Подмосковная».
Традиции и современность
Депо «Подмосковная» в Москве, недалеко от платформы Красный Балтиец Рижского направления Московской железной дороги, — это живой памятник бурному промышленному росту конца XIX — начала XX века в России. Живой, потому что там по-прежнему кипит работа по ремонту и обслуживанию паровозов. Да, да! Тех самых, которые рисуют дети: с трубой, извергающей плотные клубы дыма. Под стать детским представлениям и здание веерного типа с поворотным кругом.
После недавней капитальной реконструкции и благоустройства весь этот исторический комплекс предстал в своем историческом виде, достойном праздничной открытки.
И буквально в нескольких десятках метров от этого острова истории, с ручными стрелками и вагонеткой угля замерло детище XXI столетия — новенький и яркий поезд «Ласточка». Такому гостю из будущего явно не хватило бы места в веерном депо. «Гнездо» этой стальной птицы скромно притаилось в нескольких сотнях метров от исторического комплекса, и с пешеходного моста, откуда открывается парадный вид на депо «Подмосковная», его почти не видно.
Создатели одного из самых больших и современных сооружений для обслуживания подвижного состава, куда круглосуточно прибывают десятки поездов, не стали сносить столетние постройки. Хотя они вполне могли бы стать неизбежными жертвами прогресса. Но здесь, похоже, ценят достижения прошлого. Все — от колесных пар новых поездов до формы машинистов — уходит корнями в романтическое прошлое железных дорог.
Огромное внутреннее пространство нового депо «Подмосковная» делится примерно пополам между поездами и людьми. Хотя, пожалуй, первым досталось места побольше. «Ласточки» стоят в большом атриуме под стеклянной крышей. На двух путях здесь могут одновременно находиться четыре состава по 10 вагонов.
Никакой суматохи и людской толчеи, ржавых железяк, неприятных запахов и пятен от машинных масел. Чистота почти стерильная — как в больнице. Двое-трое сотрудников тихо нажимают на кнопки управления компьютерными системами, подключенными к составам. Обилие вычислительной техники, но кабели не спутаны в «змеиные клубки», а аккуратно убраны в специальные кабель-каналы. Нашлось место и для классических слесарных верстаков. Куда же без них!
«Подмосковная» — одно из трех депо Дирекции скоростного сообщения. Оно самое молодое из них и в большей степени специализируется на пригородном сообщении. Второе депо, расположенное в Сочи, сыграло заметную роль в подготовке и проведении зимней Олимпиады-2014. Там прошли первые серьезные испытания как сами «Ласточки», так и многие системы и технологии, которые теперь будут применяться на МК МЖД. Наконец, петербургское депо «Металлострой» обслуживает курсирующие между двух столиц «Сапсаны». Там же расположен собственный учебный центр Дирекции.
Московское депо отличает от двух других еще более современная начинка, а также то, что здесь в большей степени использованы отечественные комплектующие. Да и сами поезда, которые сюда поступают, по сути, уже российского производства. Эти «Ласточки» уже адаптированы под конкретный регион использования и его контактную сеть, а значит, дешевле универсальных немецких (работают и на постоянном и переменном токе).
Энергия и амбиции
Пространство второй половины депо разделено на два этажа. Здесь расположены технические службы, кабинеты административного аппарата, склады, учебный класс, столовая, спортивный зал. Современный офисный центр со всеми удобствами. А еще тут находится современный тренажер — кабина «Ласточки» с программным комплексом, позволяющим воспроизводить любые дорожные ситуации и поломки подвижного состава.
«Сейчас мы занимаемся разработкой технологии обслуживания электропоездов на Малом кольце Московской железной дороги с учетом планируемого графика движения, — рассказал «Ленте.ру» Дмитрий Склярчук, начальник отдела эксплуатации подвижного состава на МК МЖД. — А также подбором и подготовкой локомотивных бригад для обслуживания поездов "Ласточка"».
Дмитрий впервые ступил под своды нового депо еще до того, как эти самые своды здесь появились. Зимой 2014-го, по его словам, здесь еще стояла пустая бетонная коробка. В здание залетал снег.
«Коллектив этого депо начал свою работу несколько раньше, чем сам этот комплекс, — 1 марта 2015 года. В тот день двинулись в путь поезда с нашими машинистами, — вспоминает Склярчук. — Переходный период, связанный с переездом сюда, продолжался месяц: подключали информационные системы, организовывали рабочие места. Таким образом, само депо ожило 1 апреля 2015 года. Столовая, теннисный стол, тренировочный зал — все это появилось уже в процессе работы».
Он говорит, практически не поднимая головы от кипы документов, и без конца отвечает на телефонные звонки. Речь идет о регламентах, инструкциях и прочем, что касается повседневной жизни депо.
«Вот в 11 часов должен зайти "Тверской экспресс". Через час "Смоленский экспресс". В 12:37 — "Курский экспресс". В 15 часов — "Нижегородский экспресс". Потом пойдет выдача составов», — сказал Дмитрий, глядя на часы. Собственно, эти региональные линии стали вторым успешно реализованным здесь проектом.
Третьей задачей стал запуск тактового движения по маршруту Москва — Крюково — Тверь. 42 пары «Ласточек» вышли в рейс точно по расписанию осенью 2015 года. «Для этого была проведена реконструкция инфраструктуры на маршруте. Запущен четвертый главный путь. Скорректированы графики движения других поездов. Сейчас населенность утренних "Ласточек" там достигает 160 процентов. Они пользуются большим спросом у зеленоградцев», — подчеркнул Склярчук.
Теперь сотрудники «Подмосковной» готовятся к запуску движения на Малом кольце МЖД.
«Для РЖД это объект уникальный. Опыта движения пассажирских поездов по кругу у нас не было, — рассказывает Дмитрий. — Классический вариант для железных дорог: поезд из точки А выходит в точку Б, там "разворачивается" и едет обратно».
Пришлось позаимствовать методики у метрополитена. Но для РЖД они в чистом виде не подходят. Требовалась адаптация. Легче то, что машинисты МК МЖД будут работать на земле, а не в тоннелях. Но все же пути проложены в центре огромного мегаполиса, где может произойти что угодно. Хоть территория и огорожена.
«Электропоезд "Ласточка" сейчас используется как региональный экспресс, то есть двигается без остановок, — отмечает Склярчук. — На Малом кольце протяженностью 54 километра построена 31 платформа. Через каждые 1800 метров нужно поезд останавливать. Это совсем другая динамика движения: постоянное чередование разгона и торможения».
Технология обслуживания поездов, разработанная командой депо, позволяет им работать без перегрузки с расчетом на дальнейшее увеличение количества подопечных составов и маршрутов.
«К примеру, поезда, которые работают на тверском маршруте, заходят к нам в депо раз в неделю: на мойку и осмотр. Вся экипировка и сухая уборка организованы на собственном полигоне Октябрьской ЖД, — рассказывает Дмитрий. — Та же технология будет применяться на кольце. 30 составов, которые будут там использоваться для перевозки пассажиров, они не будут каждый вечер приезжать сюда. Составы будут оставаться на кольце, где на станциях Андроновка и Братцево откроют пункты обслуживания».
Уникальность проекта Малого кольца еще и в том, что эта линия должна с первого же дня после открытия в нынешнем году вписаться в сложившуюся систему городского транспорта. Причем в довольно сложную систему. Новая линия — не просто еще одно транспортное кольцо, она буквально врастает в инфраструктуру подземки и поездов пригородного сообщения. Пассажирам будут доступны переходы на 17 станций метрополитена и 9 остановочных пунктов радиальных направлений железных дорог.
Чтобы такой проект реализовать, требуется умение находить общий язык с коллегами из других транспортных ведомств. А как известно, у каждого монастыря свой устав. Но судя по тому, какими темпами продвигается работа, с договороспособностью у молодой команды Дирекции скоростного сообщения все в порядке. Цели поставлены амбициозные, но на сегодняшний день главная задача сделать так, чтобы по Малому кольцу МЖД ежедневно с 05:50 до 00:30 с интервалом от 6 до 12 минут двигались исправные и комфортные поезда.
Кстати, к восстановлению и благоустройству исторического комплекса депо «Подмосковная» его новый коллектив имеет самое прямое отношение. Здесь говорят, что без внимательного и уважительного отношения к достижениям предшественников не стоит надеяться на собственные.