На Московском урбанистическом форуме мэр Сергей Собянин заявил, что российскую столицу не стоит сравнивать с Парижем — ее место в первой тройке развивающихся городов, среди которых Пекин и Шанхай. «Дом» обратился к опыту китайских мегаполисов, чтобы понять градостроительную логику Москвы и заглянуть в будущее.
Мегаполис по-пекински
Самые интересные градостроительные перемены в настоящее время происходят в Китае, заявляют урбанисты, в первую очередь имея в виду набирающую оборот концепцию мегагородов. Поднебесную накрыла волна гигантомании, когда города и провинции объединяются в огромные агломерации с населением под сотню миллионов человек и площадью в 50 тысяч квадратных километров. Новая градостроительная ткань поглощает все: небоскребы и трущобы, архитектурные кальки и китайские пагоды, маргинальные кварталы и финансовые центры. Бум дорожного строительства, который переживает Китай, только усиливает этот процесс.
И «народу нравится». Средний заработок китайца в мегаполисе втрое превышает доход в провинции, поэтому ежегодно в китайские мегаполисы устремляются до 15 миллионов деревенских жителей, что практически равнозначно населению Москвы. Один Шанхай привлекает до 600 тысяч мигрантов.
Урбанисты предрекают: к 2030 году скорость прироста городского населения в Китае увеличится в два раза, а к 2050 году до 70 процентов китайцев будет жить в мегаполисах.
В мировом сообществе такие процессы называют китайским феноменом.
Схожие явления, как на градостроительном, так и социальном уровнях, происходят и в российской столице. Москва не избежала архитектурного хаоса, уплотнения населения и маятниковой миграции. А с 1 июля 2012 года наш город вырос еще и вширь. После образования Новой Москвы столичные границы подошли аж к Калужской области. Любопытно, что знаменитый поселок Тарутино Калужской области, где в 1812 году осуществил маневр Михаил Илларионович Кутузов, оказался всего в 5-6 километрах от территории Новой Москвы! И в учебниках истории уже можно писать: Тарутинское сражение произошло «в пригороде современной Москвы».
После присоединения новых земель российская столица увеличилась в 2,4 раза и поднялась с одиннадцатого на шестое место в рейтинге крупнейших городов мира. Согласно прогнозам, до 2035 года население Новой Москвы достигнет 1,5 миллиона человек, в ней появится миллион рабочих мест, на присоединенных территориях построят около 600 километров дорог, 40 километров линий метро, 15 станций…
В чем секрет успеха азиатской модели мегаполиса и нужна ли она России? Об этом размышляют спикеры Московского урбанистического форума.
Пэй Чжу, архитектор, урбанист, основатель архитектурного бюро Studio Pei-Zhu, Китай:
«Не дай Бог жить в гигантских мегаполисах! У китайских городов огромные проблемы – например, загрязнение окружающей среды. Город должен взаимодействовать с природой, однако не все китайские зодчие об этом помнят. Москве нужно сделать соответствующие выводы.
Кроме того, я считаю, что Пекин допустил большую ошибку, объединившись с новыми городами. Я, например, предпочитаю жить в небольших населенных пунктах. В них есть и природа, и культурное наследие, и комфортная среда.
Нельзя допустить, чтобы Москва превратилась в гигантский загрязненный супергород. Если бы я участвовал в ее развитии, то усилил бы интеграцию с природой. У российской столицы для этого все есть. В городе прекрасная река с набережными, парковые зоны. Природа и культурное наследие помогут архитекторам сделать Москву городом номер один.
В России особенная природа, поэтому у русских сильный характер. Самобытную архитектуру развивают окружающая среда, географическое местоположение, климат».
Рейнир де Грааф, архитектор, партнер бюро OMA, Нидерланды:
«Понятие "мегагород" неразрывно связано с численностью населения. Китай в настоящее время реализует политику одного ребенка, уровень населения в стране стабильный. Это означает, что мегагород является чистым продуктом урбанизации, а его рост — результат намеренных политических решений.
Китай создает агломерации, чтобы расширить политику администрирования. Мегаполис— не только градостроительство, но еще и политическая власть, что собственно, демонстрируют ведущие мегаполисы мира, включая Москву. И урбанисты должны на это реагировать».
Владимир Коровкин, руководитель направления инновации и цифровые технологии московской школы управления «Сколково»:
«Исторически урбанизация Китая шла с темпом в один процент в год. Эта динамика сохранится и в ближайшие 10-15 лет. Драйверами являются существенное различие в уровне жизни между городом и деревней, стимул оказаться там, где больше денег. А развитие транспортной инфраструктуры позволяет объединять мегаполисы в гигаполисы от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов жителей.
Китайские города динамично развиваются, но в то же время не становятся более конкурентоспособными в мире. Ключ к их устойчивости — способность задержать человеческий капитал. А самый главный бич — экология».
Пурнима Капур, исполнительный директор департамента планирования Нью-Йорка:
«Сомневаюсь, что можно чувствовать себя комфортно в агломерации в сто миллионов человек. Не понимаю, зачем другими городам сливаться с Нью-Йорком, если в них есть все, что нужно человеку для жизни? Люди приезжают в мегаполисы, потому что там есть музеи и лучшие университеты, а не потому, что хотят перебираться на совсем.
Тем не менее, крупные города США всегда зависели от регионов и тесно взаимодействовали с ними. В нашем департаменте мы создали группу городского планирования для обмена информацией и построения диалога между городами, чтобы понять, над какими проектами можно работать совместно. Решать политические вопросы нужно сообща».
Юсуке Хаяно, главный партнер архитектурного бюро MAD Architects, Япония:
«В Японии, откуда я родом, принято говорить о сужающихся городах, а в Китае, где я работаю, наоборот, о растущих. Жители Поднебесной переезжают в мегаполисы в поисках лучшей среды обитания. Так, в эпоху городов, формируется новая карта мира.
Я считаю, что урбанистам нужно пересмотреть взгляды на то, как должен выглядеть мегаполис будущего и как лучше его планировать. Нужно обратиться к прошлому, чтобы создать красивое будущее. Именно этот подход я использую в своих проектах. И в то же время мы хотим сделать Пекин более современным, чтобы люди чувствовали силу, мощь этого города. Это важно для новых поколений».