Вероятно, многие помнят старые советские проекторы: мультики тогда смотрели мало, зато диапроектор был почти в каждом доме. Картинки на стене или экране детям были в радость, погружали их в настоящую сказку. Со временем диапроекторы отжили свое, их просто заменили мультфильмы. Между тем российский стартап CINEMOOD возродил технологию. О том, как это получилось и чем современным детям так понравились проекторы, «Ленте.ру» рассказал генеральный директор StartTrack Константин Шабалин.
Когда имеешь дело со стартапами, удивляться приходится часто. Но с такой интересной концепцией бизнеса мне сталкиваться еще не приходилось. После того как проект CINEMOOD компании «МУЛЬТиКУБИК» появился на нашей инвестиционной площадке, нам тут же позвонил знакомый инвестор и спросил: «У вас действительно размещается "МУЛЬТиКУБИК"? Я уже приобрел один их проектор (первую версию) и планирую купить новый». Инвестор быстро оценил перспективы проекта, в том числе и на западных рынках, стартап получил деньги, и уже этой осенью продукция российской компании поступит на прилавки магазинов в США. Вот как ей это удалось.
Шаг № 1. Грамотно выбрать рыночную нишу
В 2014 году основатель проекта «МУЛЬТиКУБИК»/CINEMOOD Михаил Буховцев побывал на выставке в Азии. Здесь он впервые увидел миниатюрные корейские проекторы, которые подключались к смартфону или планшету и проецировали различные презентации и даже фильмы. Однако рынок таких устройств стагнировал, ничего принципиально нового корейские производители предложить не смогли. Вернувшись в Россию и поговорив с друзьями, Михаил понял, что подобные проекторы нужны детям. Просто работать они должны по-другому: мультфильмы, диафильмы и сказки должны быть уже закачаны в проектор (его в компании называют словом «кубик»), а управление устройством нужно сделать настолько простым, чтобы пользоваться им мог даже двухлетний ребенок. И, конечно, проектор должен быть антиударным и долго работать без подзарядки. Таким образом, и ребенок будет при деле (сам выберет и посмотрит сказки), и родители спокойны: ведь кубик практически автономен, папы, мамы, бабушки и дедушки могут показать своему малышу именно тот контент, который захотят, и ничего лишнего. Записи в кубике можно обновлять с помощью подписки, докупать любые приглянувшиеся, а со своего канала в YouTube на кубик можно закачать аудио- и видеофайлы, записанные самостоятельно.
Первое устройство компания заказала на основе готового чипсета уже в 2014 году, тогда же закупила контент, заключив договоры с правообладателями. Цена на проектор получилась довольно высокой — около 220 долларов за штуку, но вся первая партия из 3 тысяч штук быстро разошлась в России, на Украине и даже в Европе. Всего на первой партии основатели проекта заработали 500 тысяч долларов. Однако вскоре у стартапа начались проблемы. Электроника, необходимая для сборки кубика, была снята с производства, и закупить нужные запчасти для продолжения работы компания не могла. На разработку новой версии устройства, уже из собственных запчастей, были нужны немалые средства, заработанных денег явно не хватало.
Шаг № 2. Использовать краудфандинг
Что делать в такой ситуации? «Пойти учиться!» — ответили сами себе участники команды и отправились на акселератор «Hardware 2.0» в «Сколково», где на лекциях узнали, как работают краудфандинговые платформы и чем они могут быть полезны компании. Решили воспользоваться услугами одной такой площадки под названием Indiegogo, которая работает по принципу вознаграждения — в обмен за поддержку проекта в финансовом эквиваленте участники получают награду. На площадке производитель может анонсировать свой продукт, показать покупателям рабочий прототип, получить деньги на производство, выпустить и лишь после этого отправить заказчикам. Идея CINEMOOD пришлась по вкусу покупателям на Indiegogo. В настоящий момент «МУЛЬТиКУБИК» собрал на этой площадке более 100 тысяч долларов и готовится выпустить вторую версию устройства.
Для этого основатели проекта закупили не только продукцию «Союзмультфильма» и нескольких западных кинокомпаний, но и диафильмы (их для кубика обновляет целая команда художников), что оказалось делом очень сложным, так как на самом деле найти настоящих правообладателей совсем не просто. К кубику теперь можно выбрать мягкий чехол в виде одного из забавных зверьков. Ребенок с удовольствием надевает его на кубик, а чехол тем временем срабатывает, закачивая в устройство новые мультфильмы и сказки. Память самого кубика также расширили, теперь ее хватает на более чем 500 записей. После того как разработка второй версии фактически завершена, инвесторы с Indiegogo первыми получат новый кубик, и компания доставит его детям прямо на дом.
Шаг № 3. Изучить зарубежные рынки
Разработка подобных устройств, особенно для детей, стоит недешево. Нужны деньги и на лицензионный контент, за который надо платить. Вот почему вторая версия также оказалась довольно дорогой. Цена нового проектора на рынке США составит 350 долларов. Маркетинговый анализ показал, что для американского рынка это реалистичная цена и устройство будет пользоваться спросом. Выпуск первой большой партии кубиков запланирован уже к осени, а появятся они на прилавках американских магазинов ближе к Рождеству.
Шаг № 4. Найти умного инвестора
Деньги для продвижения кубика на зарубежных рынках компания привлекала и на площадке StartTrack. От инвестора, который оказался знаком с проектором CINEMOOD, так как купил первую версию своим детям, компания получила 200 тысяч долларов. Кроме того, имея большой опыт в сфере продаж, хороший инвестор всегда может дать начинающей команде ценные рекомендации и поделиться новыми контактами. Компании удалось собрать предварительных заказов на 12 тысяч таких устройств не только в США, но и в Европе. Представить новый кубик планируют и в России, где цена второй версии окажется в пределах 25-30 тысяч рублей. Для нашего рынка дороговато, но в планах компании создать третью версию кубика, цена которой будет доступна для массового покупателя в России. С технической точки зрения это вполне возможно.
Шаг № 5. Не скупиться на специалистов
Вряд ли компания смогла бы привлечь под свою идею инвестиции и разработать технологическую новинку, не сумей основатель привлечь к проекту квалифицированных специалистов. Разработчики ни разу не сорвали сроки выпуска продукта, а финансовый менеджмент смог представить инвесторам абсолютно прозрачную отчетность компании, без чего в сегодняшних рыночных реалиях просто невозможно привлечь средства. Я думаю, инвестиции в персонал, которые сделал «МУЛЬТиКУБИК», наняв хороших, хотя и недешевых, специалистов, окупятся очень скоро.
Если вы хотите вложить средства или привлечь инвестиции в свой проект через StartTrack, то вы можете зарегистрироваться и подать заявку на официальном сайте площадки.
Материал подготовлен при поддержке StartTrack