В конце 2015 года российский стартап BASH!Today предложил своим клиентам брать в аренду лофты — помещения бывших заводов и фабрик, переделанные для приема гостей. Основатели проекта по сути создали аналог Booking.com для проведения мероприятий, а уже через полгода объем сделок на площадке BASH!Today достиг 18 миллионов рублей. О том, какие уроки пришлось усвоить начинающим предпринимателям, рассказал сооснователь сервиса Микаэл Саакянц.
Делать ставку на людей
В нашем случае сначала родилась не идея, а команда. От того, насколько хорошо налажено взаимодействие в команде, во многом зависит успешность бизнеса. Сильная команда может хорошо реализовать любую задумку, которая ей будет близка по духу.
Мы долго работали вместе в сфере организации мероприятий. В течение полугода мы протестировали пять идей из этой области, но ни одна из них не «выстрелила». И лишь с шестой попытки создали сервис бронирования, который оказался нужен здесь и сейчас. Если бы мы не были сильны как команда, то опустили бы руки уже после второй или третьей попытки. Выбирайте надежных бизнес-партнеров, близких вам по духу.
Автоматизировать свою деятельность
По опыту своей работы в сфере организации мероприятий мы поняли, что в сущности ничего особенного не делаем, выступая лишь в качестве посредников в поиске помещений. Мы просто ставим свои наценки и берем комиссию, хотя потенциальный клиент в эпоху интернета может найти все сам, не прибегая к посредникам и перекупщикам, был бы соответствующий сервис.
Вот мы и решили создать систему, где все можно сделать самому в несколько кликов без лишних затрат и комиссий. Всего-то и нужно — свести людей и владельцев площадок, где они могут организовать свое мероприятие. Наша главная задача — предоставить клиенту прозрачный выбор, дать возможность изучить не два-три объекта, а хотя бы десяток. Так возник BASH!Today, интернет-сервис бронирования площадок для мероприятий.
Деньги на проект нужно искать постоянно
Развивая проект, мы поняли, что деньги компании на стадии роста нужны всегда. И искать инвестиции нужно постоянно, а не только когда они заканчиваются. Мой совет: встречайтесь с инвесторами и бизнес-ангелами, ищите средства заблаговременно, ведь потом времени на это не будет. Мы с этим едва не столкнулись сами и знаем по опыту других компаний. Большинство стартапов попадают в ситуацию кассового разрыва, когда текущий бюджет исчерпал себя, компания тратит больше, чем зарабатывает, а инвестиций нет.
Это может привести к уходу сотрудников, и основатели окажутся в безвыходном положении. Чтобы этого не допустить, нужно все время работать над привлечением инвестиций. И еще: если вы нашли инвестора, это не значит, что деньги уже завтра будут у вас на счету. Принимайте во внимание процесс переговоров и подписания документов с инвестором, который не всегда проходит гладко и быстро. Если первый раунд может занять от двух недель до двух месяцев с подписанием всех необходимых документов, то более поздние этапы финансирования, соответственно, требуют гораздо большего времени.
К поиску инвестиций лично мы подходим как к маркетингу, используя сразу несколько каналов. В нашем случае сотрудничество со StartTrack оказалось очень эффективным, здесь мы привлекли 2,5 миллиона рублей, а сейчас привлекаем уже 12 миллионов. Эти средства понадобятся нам не только для географического расширения, хотя и тут серьезные планы: мы планируем закрепиться в Санкт-Петербурге и еще пятерке городов-миллионников, а также в качестве эксперимента попробовать пару европейских городов. Инвестиции нужны и для развития новых направлений. Мы планируем активнее работать на рынке B2B: предоставление площадок для организации детских праздников, бизнес-тренингов и многого другого.
Непрерывно совершенствовать продукт
Когда предприниматели видят спрос на свой продукт, зачастую они начинают зарабатывать деньги, постепенно забывая о самом продукте. Это серьезная ошибка. Выигрывают те, кто постоянно на связи с клиентом, кто знает все о своем потребителе и угадывает его потребности раньше, чем они у того возникают. За 10 месяцев активной работы мы собрали и продолжаем собирать информацию о том, что важнее всего для людей, которые ищут площадки для мероприятий. Мы используем эти знания для улучшения продукта каждый день.
Научиться ждать
Выбирая модель интернет-сервиса по выбору площадок для мероприятий, мы понимали, что на создание автоматизированной системы уйдет время, причем немалое. Казалось бы, какие проблемы, что может быть проще? Однако, к примеру, Airbnb несколько лет обкатывал свой продукт и изучал аудиторию, прежде чем стал крупнейшим игроком на рынке. Урок, который мы усвоили: нужно быть гибкими в своих решениях, быстро думать, но не рубить с плеча. Если вы нашли свою нишу, узнайте все о своем потребителе, и вы станете лучшими.
Если вы хотите вложить средства или привлечь инвестиции в свой проект через StartTrack, можете зарегистрироваться и подать заявку на официальном сайте площадки.
Статья подготовлена по материалам StartTrack