На фоне всеобщей моды на спорт и здоровый образ жизни растет и российская индустрия спортивных товаров. Часть продукции, по словам экспертов, успешно конкурирует с западными брендами, при этом найти ее в магазинах по-прежнему сложно. Представить производителей поставщикам и наоборот, а затем сделать отечественные спорттовары более доступными для покупателей — такую задачу поставили себе организаторы первой отраслевой выставки SportB2B EXPO, которая пройдет в Москве 3-4 августа. «Лента.ру» узнала подробности у организаторов мероприятия.
Объективное импортозамещение
Подобные выставки уже проводились, но все они были нишевые, а SportB2B EXPO представит все сегменты специализированного рынка сразу, пояснила Светлана Данилина, генеральный директор ГК SportB2B, организующей выставку. «Есть объективные предпосылки к тому, чтобы провести эту встречу именно сейчас, — рассказывает она. — Многие магазины и спортивные сети заинтересованы в покупке товаров преимущественно российского производства — есть тренд на импортозамещение».
Полностью российское производство пока не всегда возможно: «нам приходится закупать многие фурнитурные, аксессуарные вещи у иностранцев». Но даже такой «гибридный» товар становится дешевле, и его цена не так зависит от колебания курсов доллара и евро. «Отечественным производителям интересно представить себя, а поставщикам, в свою очередь, интересно узнать о таких товарах, поскольку на них можно зарабатывать. Поэтому одна из основных задач выставки — напрямую соединить производителя и поставщика, которые затем отправят товар в магазины», — объясняет Данилина.
Еще одна задача — показать, на что способны отечественные производители. На выставке будут экспонироваться товары российского производства в разных сегментах: рыбалка, охота, туризм, тренажеры, инвентарь, outdoor, инновации в области спортивного питания. «Но основная масса наработок у нас все-таки в сфере легкой промышленности — спортивной одежды и обуви», — подчеркивает организатор. По ее словам, это самый большой сегмент: «Рынок спортивной одежды в России сейчас на уровне 3,5-4 миллиардов рублей и постоянно растет — примерно на 12 процентов в год».
Спорт как стиль
В легкой промышленности вообще сложилась интересная ситуация, считает Светлана Данилина. В повседневной моде развивается тематика спорта и casual. Многие люди пусть и не активно занимаются спортом, но выбирают спортивный стиль одежды для повседневной жизни. Поэтому большинство производителей охотно создают коллекции на стыке двух направлений.
Но главное — в России царит мода на спортивный образ жизни, говорит эксперт. Этот тренд развивался в последнее десятилетие при самом активном участии европейских и американских спортивных брендов. Компании вкладывались в развитие марафонского движения и триатлонов, и сегодня все это стало действительно модным. «Попасть на московские марафоны просто так практически невозможно, даже несмотря на то, что участие в них платное, — говорит Данилина. — Соответственно, растут и закупки соответствующей высокотехнологичной одежды и обуви. Более того, люди и здесь стараются выглядеть модно, для многих бежать марафон в форме из старой коллекции — это не комильфо».
Помимо этого большой интерес у покупателей вызывают горнолыжный, велосипедный спорт, плавание. И России, по словам Данилиной, есть что предложить покупателям этих товаров.
Конкуренция возможна
В некоторых сегментах российские производители вполне могут конкурировать с иностранными, уверена Светлана Данилина. «Отечественные компании делают очень хорошую обувь, — говорит она. — Поскольку еще в Советском Союзе у нас в этой области было множество разработок, связанных с армией и МЧС, они сохранились, как и соответствующие производства». В качестве примера эксперт приводит компанию «Фарадей», которая выпускает ботинки для туризма, в том числе экстремального. Эту обувь, к слову, используют МЧС, Минобороны, МВД и другие силовые структуры.
Питерские компании «Стайер», Red Fox, московская «Баск» способны по высшему разряду экипировать горных лыжников, еще одни питерцы — компания VS — производят качественные купальники, перечисляет Данилина. Москвичи «Веломоторс» (торговая марка «Stels») и калининградский завод «Янтарь» делают качественные и при этом недорогие велосипеды.
В России есть и производители тренажеров — базирующаяся в Петрозаводске MB Barbell снабжает спортивным железом всю страну, а недавно продала крупную партию уличных тренажеров в Германию; чебоксарская «Романа» поставляет детские спортивные комплексы в Канаду. «Выход на зарубежные рынки — большое достижение для отечественных производителей, и это показатель того, что мы в этой области серьезно настроены на экспорт», — подчеркивает гендиректор SportB2B.
В России, продолжает она, хорошо развито все, что касается рыбалки и охоты. «Это высококоммерческий сегмент, который существует давно и развивается без государственных заказов», — подчеркивает Данилина. Предприятий, работающих в этой сфере, больше сотни — а это, по словам собеседника «Ленты.ру», очень много.
Товар лицом
Несмотря на все перечисленные плюсы, найти спортивные товары российских производителей в магазинах довольно сложно. Это, по словам Светланы Данилиной, один из вопросов, который будет обсуждаться экспертами на SportB2B EXPO. «Минпромторг, который поддерживает выставку, очень заинтересован в решении этой проблемы, — отмечает Данилина. — Есть цель: увеличить объем продукции российского производства в спортивных магазинах и сетях, довести присутствие товаров отечественного производства хотя бы до 40 процентов».
«Мы проведем круглый стол, посвященный импортозамещению, с участием всех крупных игроков рынка, представителей магазинов, торговых сетей, — рассказывает генеральный директор ГК SportB2B. — Потребность в российском товаре сегодня объективно существует. Наша задача — не заставить магазины брать этот товар, а показать, что он есть, он хороший, на нем можно зарабатывать деньги». Когда бизнес увидит выгоду для себя — будет развиваться и индустрия, и рынок в целом, уверен эксперт.