Дмитрий Пучков, более известный в сети под творческим псевдонимом Goblin, начал заниматься «смешными» и «правильными» переводами в те времена, когда это еще не было мейнстримом, и стал крайне популярен у русскоговорящих кинолюбителей. Пару лет назад он неожиданно перевоплотился в медийную личность и полностью перекочевал на просторы интернета. «Лента.ру» выяснила, как Goblin стал известным YouTube-блогером и почему он активно унижает хейтеров.
«Сперва, конечно, про деньги»
По словам Пучкова, до того как стать Goblin'ом, он успел поработать библиотекарем, сантехником, милиционером-кинологом и оперуполномоченным. Затем, пересмотрев свои взгляды на жизнь, начал писать статьи для геймеров на ресурсе quake.spb.ru. Особо интересовался компьютерной игрой Quake, руководства по которой даже были опубликованы им в книге «Санитары подземелий».
Широкой аудитории Goblin стал известен авторскими переводами зарубежных фильмов и сериалов. Особую популярность Пучкову принесла «смешная» озвучка трилогии «Властелин колец», сделанная в рамках проекта «Божья искра». Гонорары (если они были) за дубляж и рекламу в «смешных» озвучках (особо тщательно пиарилась в гоблинских переводах водка «Эталон»), судя по всему, не устроили переводчика, и Goblin предпринял попытку развить свое творчество в интернете.
Созданный еще в 1998 году сайт «Tynu40k Goblina», где, по словам Пучкова, «формируется человек нового типа», в середине нулевых превратился в полноценную рекламную площадку. Завесив все свободное пространство баннерами, переводчик принялся активно продвигать свое творчество, начиная с дубляжа западных блокбастеров, заканчивая книгами и компьютерными играми.
Там же Пучков, известный на форумах как Главный, высказывал свои мысли и лично банил неугодных «малолетних дебилов», — так Goblin именует хейтеров любого пола и возраста. В разговоре с «Лентой.ру» Goblin объяснил, что для него малолетний дебил — это не возраст в паспорте, а «состояние головного мозга»: «Большинство граждан навсегда застревает в развитии на уровне 14-15 лет, и далее прикладывают титанические усилия, дабы сохранить себя малолетним дурачком, — поведал переводчик. — Они неумны, плохо образованы, истерично-агрессивны. Смысл их жизни — бегать и гадить в комментах, желательно со стайкой себе подобных».
В сети поговаривают и о причастности Goblin к интернет-проекту Megakino, где в свое время вовсю торговали нелицензионными версиями кинофильмов и переводов в его исполнении. По словам некоторых пользователей, подписанные фломастером диски доставляли на дом бригады бедных студентов и голодных пенсионеров.
Интересно, что модераторы Tynu4ka Goblina поместили огромное количество ссылок на Megakino, чудом впихнув их между уже имеющимися рекламными баннерами. Рекламу Megakino можно было услышать и в «смешной» озвучке фильма «Матрица». Сам Пучков свою причастность к «пиратству» всячески отрицает.
Реклама, игры, фильмы, переводы, озвучки и спецпоказы, где Goblin лично зачитывал реплики персонажей, приносили достаточное количество денег. По словам Пучкова, только за 2013 год, билетов на фильмы в «правильном» переводе было продано на 120 миллионов рублей. «Это четыре миллиона долларов — столько у нас не каждая киноконтора зарабатывает», — с гордостью поясняет Goblin.
Однако 1 июля 2014 года в силу вступили поправки к закону «О государственном языке Российской Федерации», которые запретили использование ненормативной лексики не только на радио и телевидении, но и в кинопрокате и даже при публичном исполнении произведений искусства. Не представляющий свою переводческую деятельность без мата Пучков, имевший отношение не только к кинопрокату, но и к живым переводам на премьерах, потерял львиную долю доходов и пытался заниматься всем чем угодно — от политики до сбора денег на отечественные кинокартины. И в итоге решил попробовать себя на ниве видеоблогинга.
Оперуполномоченный видеоблогер
В короткие сроки был реанимирован вяло функционировавший YouTube-канал, созданный еще в далеком 2007 году. В беседе с «Лентой.ру» Goblin поведал, что решение развивать канал он принял именно потому, что является владельцем собственного ресурса с серьезной посещаемостью: «Если у ролика хотя бы тысяча просмотров в час (а как правило получается больше), никакой "собственный ресурс" такого напора зрителей не выдержит, проверено».
В среднем с одного миллиона просмотров Пучков получает тысячу долларов, что, по его признаниям, несравнимо с заработками от кинопоказов.
Новообращенный видеоблогер решил не останавливаться на определенном формате и создал более 20 различных направлений, включая лекции об истории и кино, обсуждение сериалов и игр и даже кулинарные рецепты, что стало причиной немалого прироста аудитории. Корреспонденту «Ленты.ру» такое обилие жанров Goblin объяснил своей многогранностью, с которой «ничего не может поделать» — ведь он одинаково страдает любовью к интересным книжкам, хорошим фильмам и еде, добротным автомобилям, женщинам и музыке.
Сегодня на его канал подписаны более 800 тысяч человек, и он весьма отличается от видеоблогерских стандартов. Во-первых, в роли ведущего выступает мужчина далеко за 50, что само по себе весьма непривычно. Во-вторых, на канале напрочь отсутствуют призывы «поставить лайк и подписаться». В-третьих, здесь не найти видео в популярных нынче жанрах бьюти- и лайфстайл-блогов и «летсплеев».
Ролики появляются на канале практически каждый день, нередко Goblin заливает сразу два-три выпуска. Однако они редко набирают более полумиллиона просмотров — каждое видео успевают посмотреть 100-150 тысяч человек. Зато в общей массе дают бывшему переводчику несколько миллионов просмотров, а аудитория не устает от контента из-за обилия жанров.
Синий Фил
Например, преобразованный из подсайта на Tynu4ke Goblina проект «Синий Фил» представляет собой цикл видеороликов, в которых Пучков общается с камерой на тему новинок из мира кино, сериалов и личной жизни актеров. Как отмечает сам блогер, «Синий Фил — это от cinefil, кинолюб то есть».
Стандартный ролик делится на рубрики. Сперва идут «Деньги», где Goblin авторитетно поясняет, кто и сколько заработал, и «Новости кино», в которых переводчик рассказывает о свежих кинопроектах. После Пучков повествует о сплетнях и скандалах в «Светской хронике», плавно переходя к заключительному разделу под названием «Смотрим на выходных», где от чистого сердца советует своим подписчикам сходить или не сходить на тот или иной фильм.
Опергеймер
На канале Goblin'а любой увлекающийся видеоиграми пользователь может обнаружить целую серию роликов, посвященных новинкам из мира орков-шаманов 80-го уровня. «Опергеймер», как и «Синий Фил», делится на рубрики «Деньги», «Новости» и «Вещдоки». Последняя — по сути чистой воды реклама продуктов, которые игроделы пачками присылают в студию к Goblin'у.
Несмотря на весьма навязчивую рекламу, «Вещдоки» нельзя назвать неинтересной или скучной благодаря узнаваемому голосу ведущего и тому, что в раздел попадают достаточно интересные вещи вроде коллекционного издания видеоигр с фигурками персонажей или модных очков виртуальной реальности. На обвинения в натуральном «впаривании» продуктов Goblin резонно замечает: «Мне вот, к примеру, ничего впарить нельзя, я при покупках обычно думаю и задаю вопросы знающим людям. А когда говорю о чем-то сам — сильно интересуюсь, хороший ли это товар. И от плохого всегда отказываюсь».
В цепких лапах
Некоторого рода рекламный отдел, который, скорее всего, приносит львиную часть доходов Главному, работает просто: «Рекламодатели предлагают для обзоров товар, я смотрю, интересно мне это или нет. Если интересно — обговариваем цену, за которую будет изготовлен и подвешен на всех "подвластных" ресурсах обзор. Выбор настолько велик, что нет никакого смысла что-то там "пропихивать" и "впаривать"».
«В цепких лапах» Пучкова побывала практически вся техника, которую можно создать руками человека — от наушников-затычек до частного самолета Embraer Legacy 600. Помимо описания разного рода преимуществ рекламируемых продуктов Goblin озвучивает и его цену, сопровождая астрономические суммы словами «Ну, а для серьезных людей — такая штука».
Факт «проплаченности» контента сильно коробит некоторых подписчиков, о чем они незамедлительно сообщают в комментариях под видео. «Короче, в целом ситуация еще ужаснее, чем гражданам кажется: платят и за изготовление роликов, платят и за размещение роликов, и отдельно еще YouTube приплачивает за рекламу. Плюс недавно к сайту прикрутил магазин, оттуда тоже деньги капают. Вот как страшно толковым парням жить в мире чистогана», — пояснил «Ленте.ру» сам Пучков.
Каба40k
Есть на канале и раздел, где Goblin тестирует всякие грили, плиты, вафельницы и ножи. Чтобы было веселей, Пучков время от времени пускает в кадр своих друзей-подчиненных или снисходит до других YouTube-блогеров и более-менее известных поваров, которые помогают ему готовить и поедать различные блюда.
Иногда в плейлисте появляются новинки — например, модный на современном YouTube формат под названием unboxing (жанр, в котором авторы ролика покупают товар, а затем распаковывают его на глазах восхищенных зрителей) или приготовление блюд из фильмов и сериалов — например, итальянские зити из культового «Клана Сопрано».
Разведопрос
Один из самых информативных подразделов канала — тот, где Goblin в непринужденной обстановке общается с приглашенным гостем на определенные темы. Побеседовать к Пучкову в основном приходят видные жители Санкт-Петербурга, но бывают и залетные личности из других городов и даже стран, среди которых попадаются историки и общественно-политические деятели — например, Анатолий Вассерман или Мария Захарова.
Некоторые из них — фотограф Олег Зотов, историки Борис Юлин, Клим Жуков и Егор Яковлев — надолго «поселились» на канале Главного и даже обзавелись своими авторскими передачами, прославившись на волне популярности Goblin'а.
Культура и образование
Не менее информативный контент можно отыскать в плейлисте под названием «Культура и образование», где Goblin зачитывает классические произведения русской и зарубежной литературы, вспоминает интересные исторические факты, публикует документальные фильмы и рассуждает на тему религии.
Безусловно, «Культура и образование» не так популярна и качественна, как реклама ноутбуков и телефонов, но автору это простительно, ведь он «десять лет переводил фильмы бесплатно», а в 2012 году стал членом Общественного совета при Министерстве культуры, так что сегодня имеет полное право отдаться рекламе.
«Как говорится, готовьте бабки»
Помимо всех вышеперечисленных программ на канале Dmitry Puchkov присутствуют подкасты, новостной раздел «Трезвый взгляд на окружающий бардак», аудиокниги, вырезки из телевизионных эфиров с его же участием и тест-драйв под названием «Властелин колес». Есть и неполноценные проекты, такие как «Хобот» (смешной перевод трилогии «Хоббит») и «Семья Сопрано в переводе Goblin'а». Видеоблогер прямо заявляет, что охотно принимает спонсорскую помощь от всех желающих. «Хотят люди смешной перевод для "Хоббита" — оказывают помощь проекту. Ну, а я по мере сил и способностей делаю этот самый смешной перевод», — объяснил он «Ленте.ру».
Goblin призывает своих подписчиков, которых тепло именует «камрадами», жертвовать деньги на реализацию проекта, признавшись, что все будет снято, готово и опубликовано, были бы деньги. Обвинив в немыслимой алчности Kickstarter, переводчик создал на Tynu4ke собственную площадку по сбору средств, изначально разработанную для пожертвований на многострадальный фильм «28 панфиловцев». Затем туда подключили «Хобота» и прочие проекты: «Я у себя на сайте организовал так называемый краудфандинг, и за три недели на съемки ролика сдали 3 миллиона 198 тысяч рублей».
Минимальная сумма — 300 рублей, донатить можно не только на некоммерческие проекты, но и практически на любое творчество Пучкова.
Теплые дружеские отношения
Реакция Goblin'а на любого рода критику в его адрес уже давно стала локальным мемом. Каждого несогласного с его мнением Главный клеймит словосочетанием «малолетний дебил» и нередко «спускается» в комментарии, где натурально оскорбляет подписчиков в стиле «вали отсюда, идиот, твои друзья в овраге лошадь доедают».
Сам Пучков отмечает, что в жизни за подобные высказывания «могут нанести побои и покалечить», но в интернете все несколько иначе: на хамство могут ответить хамством, и виноват в этом будет сам изначально нахамивший.
«Ну, а если ты хам — на какое отношение к себе рассчитываешь? С подобными гражданами надо общаться исключительно на понятном им языке. Как говорится, если парень начал безобразничать и его сразу не пристрелить — он так ничего и не поймет», — мудро заключает Goblin.
Особо нежное отношение к хамоватым подписчикам он демонстрирует в серии роликов под названием «Вопросы и ответы», где «вычисляет» одного «идиота» за другим, мастерски троллит и ловко уходит от ответов, чем вызывает дикий восторг «нормальных» камрадов. Затроллить самого Goblin'а в ответ весьма непросто: зачастую переводчик попросту не дает оппоненту возможности выступить, нещадно баня всех несогласных, ведь «если гражданин чем-то недоволен — фонтаны известной субстанции могут бить годами».
«Лично я не хожу по чужим ресурсам и не рассказываю тамошним владельцам, как я их ненавижу. Не бегаю по чужим комментам, вываливая тонны матерных оскорблений. Не призываю бежать за мной орды последователей, чтобы где-то дружно нагадить. По-моему, это нормально. А вот хамство — это ненормально», — резюмирует Главный.
Тем не менее количество подписчиков Goblin'а растет с каждым днем и постепенно приближается к миллиону. Прибавляются и рекламодатели, одаривающие Главного разнообразными продуктами, а «малолетние дебилы» все так же завистливо строчат гнусные комментарии, в страхе ожидая вездесущего «банхаммера».