На рынке драгоценных металлов «ЛОТ-Золото» — новичок, но старт компании впечатляет. Она скупает золотой лом (драгоценности, оставленные хозяевами в ломбардах), аккумулирует драгоценный металл в большие партии и поставляет его на специализированные заводы для переработки в слитки. Уже на второй месяц работы оборот стартапа достиг 32 миллионов рублей, а в следующем месяце компания планирует его удвоить. Вторичная переработка драгоценных металлов активно развивается в России, но столь внушительное начало молодого бизнеса связано не только с ростом рынка. О том, какие шаги пришлось пройти компании, чтобы добиться таких результатов, рассказал ее основатель Алексей Лазутин.
Шаг первый: использовать накопленный опыт
На рынке скупки драгоценных металлов я начал работать еще в 2010 году: сначала в качестве замгендиректора сети ломбардов «Мосгорломбард», потом руководил ломбардным направлением в компании «585/Золотой» — крупнейшей ломбардной сетью, насчитывавшей на тот момент около 550 розничных точек. Вероятно, так бы все и оставалось, если бы на рынок ломбардов в 2014 году не пришел ЦБ. Центробанк предложил ломбардам работать по банковским нормативам, что оказалось слишком сложным для большинства участников рынка. Ломбардам нужен был диалог с властью, нужно было создать союз, отстаивающий наши права. Так появилась «Национальная ассоциация ломбардов», президентом которой я и стал. Однако мои взгляды на развитие союза существенно разошлись с мнением руководства сети, я покинул «585/Золотой», организовал Национальное Объединение Ломбардов и стал искать возможности начать собственный бизнес, ведь опыт и связи на рынке уже были.
Шаг второй: найти растущий сегмент на падающем рынке
Если кто-то думает, что работать на рынке золота в России — это все равно что грести драгметаллы лопатой, он сильно заблуждается. Рынок ювелирных изделий в нашей стране сокращается, их покупают значительно меньше, чем в прежние время. А вот рынок вторичной переработки золота сейчас растет, увеличивается и объем кредитов, которые выдают населению ломбарды (сказывается кризис — украшения сдают чаще). Услугами ломбардов в России пользуются около 10 процентов граждан, причем пятая часть всех заложенных украшений обратно не выкупаются и оказываются на рынке вторичной переработки золотых изделий. Часть украшений продает сам ломбард, а часть уходит посредникам, поставляющим его на специальные аффинажные (перерабатывающие) заводы, очищающие золото от примесей. Впоследствии металл, уже в виде слитков, продают банки, российская и международные биржи. «ЛОТ-Золото» на вторичном рынке драгметаллов — это как раз тот самый новый игрок, решивший в хорошем смысле снять сливки с растущего рынка.
Шаг третий. Сформировать команду
Растущий рынок — это еще не свободная ниша. Скупкой золота у ломбардов занимается большое число компаний, монополиста нет, а конкуренция очень сильна. Без опыта и хорошей команды у нас ничего бы не получилось. Тем не менее мне повезло, моими партнерами по бизнесу стали мой друг Андрей Жирных, возглавлявший до этого сеть ломбардов Sunlight, созданную на базе одноименных магазинов (150 точек), Дмитрий Плущевский, долгое время работавший на рынке венчурных инвестиций, и Константин Романов, известный российский бизнесмен, в прошлом один из учредителей компании «Союзконтракт», работавший в свое время заместителем генерального директора «Норникеля».
Во многом благодаря опыту Константина молодой компании, на тот момент еще не зарекомендовавшей себя на рынке, удалось грамотно провести переговоры и наладить взаимовыгодное сотрудничество с «Красцветметом», одним из 11 аффинажных заводов страны, а также получить хорошие условия с партнерами по другим направлениям.
Шаг четвертый: привлечь инвестиции
Итак, у нас был источник сырья, многие ломбарды испытывали дефицит оборотных средств и нуждались в сбыте выкупленных украшений или золотого лома (сдавать самостоятельно оставшиеся невыкупленные партии объемом 100-200 граммов золота в месяц небольшому ломбарду сложно, заводу неинтересны такие партии). Была возможность сдавать лом на переработку, однако на закупку золота у ломбардов нам нужны были оборотные средства. Об инвестиционной площадке StartTrack мне и другим партнерам рассказал Дмитрий Плущевский. На мой взгляд, работа площадки очень эффективна. От частных инвесторов в виде займов под залог закупаемого золота мы привлекли через StartTrack уже более 15 миллионов рублей. Всего лишь на второй месяц работы оборот «ЛОТ-Золота» достиг 32 миллионов рублей, что оказалось выше наших ожиданий.
Шаг пятый: построить амбициозные планы
Тем не менее вряд ли частных инвесторов площадки заинтересовал бы наш бизнес, ведь предложить по займам можно любой процент, а инвестор должен видеть перспективы. К концу года мы планируем продавать аффинажным заводам уже 350 килограммов золота в месяц. При этом источником ценного металла для нас должны стать не только ломбарды. Сейчас мы ведем переговоры с различными производствами, способными извлекать металл из использованных микросхем, планируем наладить кредитование ломбардов, развивать собственную ломбардную сеть, которая поможет нам с сырьем, а также предложим интересные инструменты вложения в золото для инвесторов. Все это выгодно, ведь драгоценный металл пользуется спросом у различных категорий вкладчиков, желающих сохранить и приумножить свои сбережения.
Если вы хотите вложить средства или привлечь инвестиции в свой проект через StartTrack, можете зарегистрироваться и подать заявку на официальном сайте площадки.
Статья подготовлена по материалам StartTrack