Край вулканов и гейзеров — Камчатка — долгое время был недоступным, а оттого еще более притягательным. Сегодня большинство из тех, кто никогда не видел это уникальное место своими глазами, мечтают побывать там. И сделать это стало намного проще, поэтому даже самый невнимательный посетитель любой из местных достопримечательностей заметил бы, что туристов на полуострове много, в том числе иностранных. Статистика только подтверждает это впечатление: в 2015 году турпоток в край вырос в три с лишним раза — до 180 тысяч человек.
Конечно, определенную роль в этом сыграли и экономический кризис, и проблемы с посещением популярных у россиян зарубежных курортов. Но полуостров действительно стал более доступным. К тому же на Камчатке всерьез занялись развитием туризма — созданием инфраструктуры, которая еще недавно здесь почти отсутствовала.
«Камчатка и туризм — вещи неразделимые. Ведь такие красоты обязательно нужно показывать людям!» — говорит губернатор края Владимир Илюхин. Правда, признавались чиновники, туристическая инфраструктура тут пока слабая — не хватает гостиниц, информационных туристических центров, слишком маленький для растущего потока гостей аэропорт. У земли, омываемой океаном и двумя морями, до сих пор нет морвокзала.
«Отсутствие инфраструктуры искусственно сдерживает поток туристов», — признается заместитель председателя правительства Камчатского края Юрий Зубарь. Спрос же, по его словам, в том числе на круизы, в разы больше предложения. «И все же у нас растет турпоток, количество авиапассажиров только в прошлом году увеличилось на 50 тысяч человек — в основном это туристы. И это не считая тех, кто пришел по морю. Наш единственный грузопассажирский теплоход на 34 каюты работает без перерыва», — рассказал он.
«Круизные суда швартуются в бухте, более мелкими транспортными средствами туристы доставляются на берег, где есть пункт пропуска. Ну, понятно, что это не устраивает никого, — рассказывает Юрий Зубарь. — Во-первых, самим туристам неудобно — процедура оформления схода на берег длится довольно долго. И на территории города мы не можем пока предложить тот турпродукт, который хотелось бы. Например, сформированную туристическую зону, чтобы для туристов в шаговой доступности были выставки, сувенирные магазины, музеи».
Сейчас, по его словам, такая зона формируется. Реализуются сразу два проекта: реконструкция центральной части города и создание туристической зоны в бухте, где и будет морвокзал, который планируется сдать до конца года. А к маю 2017-го появится причал с более удобным пунктом пропуска. Строительство нового аэровокзального комплекса начнется в конце этого года, и инвесторы обещают уже через 2 года сдать объект.
Насколько сегодня бизнес готов инвестировать в Камчатку? По словам губернатора, еще не так давно дела с этим обстояли неважно, однако постоянный приток туристов показал инвесторам перспективность этого направления. Пока это в основном региональный бизнес, однако местные власти ожидают и прихода компаний федерального уровня.
Курсовая разница победила
Один из основных региональных инвесторов на полуострове — вертолетная компания «Витязь-Аэро» , крупнейший на Дальнем Востоке вертолетный перевозчик (95 процентов регионального рынка) с авиапарком в 25 воздушных судов разных классов. Вертолеты компании летают не только по основным туристическим направлениям, но и перевозят пассажиров по всей территории полуострова.
Хотя в эксплуатации вертолет дороже самолета, зачастую именно он оказывается единственным способом добраться до места назначения. Вертолет может приземлиться практически везде, что особенно актуально в условиях севера, где взлетно-посадочных полос практически нет. Стоит такая услуга недешево: перелет на 170 километров, в поселок Озерновский, может обойтись дороже перелета из Петропавловска в Москву — 18 тысяч рублей в одну сторону. Однако для местных жителей перевозки субсидируются, и такая же услуга, но по льготной цене, обойдется уже примерно в 7 тысяч рублей.
В нынешнем году компания реконструировала собственный аэровокзал, расширив его в 3 раза — из-за растущего турпотока. «Если в прошлом году мы ежедневно отправляли максимум 10 групп туристов, то сегодня — почти 20», — говорит председатель наблюдательного совета авиакомпании «Витязь-Аэро» Алексей Хазов.
В 2015 году компания перевезла около 20 тысяч туристов. В нынешнем итогов пока не подводили, но, по словам Алексея Хазова, уже очевидно, что пассажиропоток вырос на 50 процентов. Среди туристов — как иностранцы, так и гости со всех регионов России. «По понятным причинам те кризисные явления, которые возникли в туристической отрасли России, для нас были положительными, — рассказывает Алексей Хазов. — Мы видим увеличение турпотока, несмотря на снижение покупательной способности. В последние 3-4 года у нас туристов больше и больше».
Количество иностранных гостей в 2015 году снизилось — из-за политических проблем. Однако в нынешнем сезоне курсовая разница победила — иностранцев приехало больше, чем в прошлом и позапрошлом году. И это не только туристы, но и охотники, рыбаки. Если в прошлом году было выдано 500 лицензий на отстрел медведя, то в этом году — 2 тысячи.
Способствовать привлечению инвестиций должна и программа «дальневосточного гектара». Сейчас, по словам Юрия Зубаря, в ней задействован только один краевой район — Большерецкий. Там не только обкатывается сама идея, но и устраняются шероховатости, связанные с механизмом предоставления участка, — это электронная база данных, работа нескольких федеральных структур. В пилотном районе планируется раздать около 35 процентов земель, и на часть из них уже оформлены заявки. В основном участки берутся как раз для развития либо туристической инфраструктуры, либо рыбоохотничьего хозяйства.
Однако необходимость больших капиталовложений очевидна. Все, что строится на Камчатке, само по себе дорого, ведь большую часть материалов нужно привозить с материка, как и современную технику, заметил Юрий Зубарь. Тем не менее в крае добились того, что стоимость строительства местных дорог не слишком отличается от среднероссийской.
В целом же возможности для развития у Дальнего Востока сейчас очень большие — главным образом за счет федеральных проектов. Это прежде всего создание ТОР (территорий опережающего развития) — на Дальнем Востоке их запланировано 9, проект «Свободный порт» во Владивостоке и так далее. ТОР Камчатки — это не только туризм, но и развитие логистики, и аграрного сектора. В резидентах недостатка нет. Ну а возможности края, по площади превосходящего Германию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург вместе взятые, практически безграничны.
Для общения с природой
Чем может быть привлекательна Камчатка для туристов? Ответить на этот вопрос односложно, конечно, нельзя, и рассказ любого побывавшего там будет лишним тому подтверждением. Это удивительное место, где впечатления и приключения можно найти на любой вкус, хотя и пока не на любой кошелек. Но всех приезжающих на Камчатку должно объединять одно — любовь и интерес к природе, которая там действительно уникальна. «Сегодня существует много мест, где можно отдыхать на пляжах, в ресторанах и барах, а Камчатка, Байкал — это те места в России, куда нужно ехать для общения с природой, и именно таких туристов мы ждем», — рассказывает руководитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Гевокр Шхиян.
Гостям здесь всегда рады, но главным регулятором турпотока в крае, по его словам, остается именно сохранение природы. Так, уже семь лет подряд любители восхождений собираются у подножия местных «домашних вулканов» в день, посвященный этому явлению природы (на Камчатке 30 действующих вулканов). Постепенно количество туристов выросло с 800 человек до 5 тысяч, однако стало очевидно, что это губительно для природы, прежде всего для растений-эндемиков — уникальной местной флоры. Поэтому туристические потоки в природных парках необходимо перераспределять, создавая туристические центры. Сейчас в программу ТОР включено 26 таких точек в районе Петропавловска-Камчатского.
Столь трепетное отношение к природе неудивительно: значительная часть полуострова — особо охраняемая территория, куда входят три заповедника, 5 природных парков, заказники федерального и местного значения. Кроме того, Камчатка с ее потухшими и действующими вулканами, термальными и минеральными источниками, гейзерами и кипящими озерами — это огромный естественный музей вулканологии. В 1996 году комитет ЮНЕСКО включил особо охраняемые уголки края в список Всемирного наследия под номинацией «Вулканы Камчатки».
Камчатку ценят и любители экстремального отдыха. Горные и беговые лыжи, хели-ски, сноуборд, парапланеризм, скиджоринг, серфинг — за этим тоже приезжают на полуостров. «В среде серфингистов Камчатка обрела зарубежную популярность гораздо раньше, чем в России», — рассказывает Антон Морозов, один из основателей единственной в России школы серфинга, расположенной всего в 50 метрах от Тихого океана. «Нам потребовалось лет пять, чтобы развеять стереотипы о серфинге и посадить зерно этой культуры здесь. Но в первую очередь мы делали это для себя — чтобы жить у океана, как мы и мечтали, когда начинали заниматься серфингом, — говорит он. — Сейчас тенденция такова, что люди не летят на Бали, а приезжают к нам — и потому что у нас профессиональная команда, и потому что это родина, ну и аура Камчатки как магического места с вулканами привлекает». Впрочем, по его словам, полноценным туристическим местом школу назвать нельзя. «Тут нет ничего для туристов. Нам, конечно, это как раз подходит, да и гости отвыкают от своих бетонных городских джунглей и, помимо серфинга, получают хороший бытовой опыт», — отмечает он.
Антон мечтает организовать школу для детей, но для этого уже потребуется соответствующая инфраструктура и, конечно, инвестор. «С этим непросто, говорит серфингист — всем нужна быстрая отдача, но это и бизнесом назвать нельзя — это дело всей жизни».