За долгие годы россияне привыкли к ломящимся от товаров полкам «Детского мира», но одна из самых узнаваемых игрушечных героинь может попасть в стране под строгий запрет. Ассоциация российских производителей и продавцов игрушек предположила, что американская кукла Барби — неподходящая ролевая модель для детей многоконфессионального государства. Пластиковая красавица одета в открытую одежду, что не соответствует, к примеру, традиционным исламским ценностям. «Лента.ру» рассмотрела историю взаимоотношений Барби с религией, сексизмом и феминизмом.
Ассоциация российских производителей и продавцов игрушек предлагает при проведении обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек учитывать религиозные и национальные аспекты. В объединении считают, что существующий техрегламент «О безопасности игрушек» недостаточно полно отражает «критерии риска, влияющие на нравственно-эмоциональное благополучие детей». Производители имеют в виду, что не учтены религиозные, национальные и прочие особенности детей многонационального и многоконфессионального Евразийского экономического союза.
Блондинка вне закона
Кукле Барби, впервые появившейся в продаже в 1959 году, за десятилетия ее существования было адресовано немало упреков. Некоторые претензии до смешного противоречат друг другу: так, если некоторые религиозные люди полагают игрушку нескромной, другие (настроенные максимально либерально) называют блондинку старомодной и сексистской.
Истина, как часто бывает, где-то посередине: производители Барби — компания Mattel — старались, чтобы игрушка эволюционировала. За долгие годы изменилась не только ее внешность, но и одежда, род занятий. Например, в 1965 году была выпущена Барби-космонавт, в 1980-х Барби заинтересовалась бизнесом, а в 1990-х — творчеством (например, стала петь). Кроме того, после критики на тему расовой однобокости появились Барби с разными оттенками кожи и волос и соответствующими чертами лица.
Барби много критиковали за нереалистичные параметры фигуры. Эксперты из Центрального госпиталя Хельсинки, например, рассчитали, что реальной женщине с пропорциями Барби не хватало бы от 17 до 22 процентов веса для нормального функционирования репродуктивной системы (в частности, регулярных менструаций). На протяжении десятков лет психологи выдвигали теории, что небывалая красота и чрезмерная стройность Барби заставляют маленьких девочек в глубине души ненавидеть куклу: случаи, когда маленькие хозяйки отрывают игрушке голову, сбривают волосы или даже пытаются сжечь, действительно нередки.
Существует, кроме того, понятие «синдром Барби» — навязчивое желание соответствовать определенным стандартам красоты в ущерб здоровью и здравому смыслу (предполагается, что проблема характерна для тех, кого в детстве травмировала неземная красота пластмассовой блондинки).
Она стала феминисткой
Mattel вняла некоторым просьбам: например, в 1997 году талия игрушечной красотки стала шире. Но приводить Барби в полное соответствие с параметрами реальной девушки в корпорации не спешат. Изменения происходят постепенно и не в тех масштабах, каких хотелось бы критикам. Как следствие, на протяжении нескольких лет объемы продаж Барби падали, но в 2016 году произошел скачок: во втором квартале продажи подросли на 23 процента. В компании связывают это явление с новой маркетинговой политикой. Новый девиз позиционирования звучит как You Can Be Anything («Ты можешь быть какой захочешь»), а основная идея, соответственно, заключается в эмпауэрменте (empowerment — воспитании внутренней силы) девочек.
Единственные изменения, с которыми никогда не заигрывали в Mattel, связаны с религией. Барби не является ни христианкой, ни иудейкой, ни мусульманкой, ни буддисткой. Во-первых, эту нишу давно занимают менее известные и тем не менее вполне востребованные целевой аудиторией куклы. Во вторых, коврик для намаза или распятие явно не сочетаются ни с наличием бойфренда (Кен, с 1961 года), ни тем более с идеей эмпауэрмента.
Фулла, у которой нет парня
В начале XXI века куклы Барби были запрещены к продаже во многих мусульманских странах (первой стала Саудовская Аравия, затем Иран). На Ближнем Востоке есть свои пластиковые ролевые модели. В 2003 году в Сирии стали производить куклу Фуллу, сегодня это, пожалуй, самая известная мусульманская игрушка для девочек.
Внешне Фулла похожа на Барби, но у нее, как правило, более темная кожа, карие глаза, она брюнетка. Из макияжа на лице куклы только подводка для глаз. И главное: у Фуллы закрытые платья, есть хиджаб и даже коврик для молитвы.
Образ жизни Фуллы тоже отличается от барбиного. По задумке NewBoy Design Studio — компании, придумавшей игрушку, пластиковая девушка честна, набожна, скромна и уважает старших. У нее есть подруги (куклы Нада и Ясмин), но нет молодого человека. Куклу даже нельзя раздеть догола: на пластиковом тельце нарисованы майка и панталоны. «Работает» Фулла либо учительницей, либо врачом. Примечательно, что сейчас Фулла производится в Штатах, права на нее выкупила местная компания Dream World Toys.
Феминизм против традиций
Мусульманские куклы пользуются популярностью, но, конечно, она несравнима со славой Барби. Американскую красотку коллекционируют, ее эксклюзивные вариации в дизайнерских платьях покупают за десятки тысяч долларов, Барби посвящают музейные экспозиции, снимают о ней мультфильмы и фильмы. К 50-летию куклы компания Fiat выпустила специальную розовую версию своего автомобиля Fiat 500.
В Instagram у аккаунта Барби — более 820 тысяч подписчиков. У Фуллы своей страницы нет, и найти в соцсети хештеги с ее упоминанием (тем более на русском языке) проблематично.
В соцсети есть, правда, популярный аккаунт @hijarbie, владелица которого наряжает своих Барби в хиджабы и мусульманские платья.
«Даешь матрешки в массы!»
Интернет-пользователи активно интересовались новостью о возможном запрете Барби в России. В частности, немало комментариев соотечественники оставили к соответствующему материалу на «Ленте.ру». Мнения читателей разделились.
Критики идеи запрета куклы сочли проблему надуманной:
«А что, мусульмане не могут просто не покупать ее? Обязательно из-за европейской одежды куклы вводить на нее запрет?» — написал один из недовольных.
«Таким же образом в России нужно запретить свинину, потому что она идет вразрез с культурными традициями ислама», — согласился другой оратор.
Но были и аргументы против американской куклы: один из читателей даже заявил, что Барби, по его мнению, «выдумал шайтан».
«Барби воспитывает не женщину-мать, а женщину-потребителя. Вредная вещь», — выразил уверенность еще один юзер.
Но в основном идея Ассоциации российских производителей и продавцов игрушек вызвала всплеск сарказма. Некоторые высказывания нельзя не процитировать:
«Барби назовут Нюшей, обуют в кирзачи, оденут в ватник да отправят в трудовой лагерь — от флера буржуазности избавляться»;
«При Сталине никаких Барби не было — и ничего, жили»;
«Даешь матрешки в массы! Каждого жителя обязать покупать по одной матрешке в день получки».