Алексей Кочемасов, больше известный как «Летчик Леха», — личность в интернете культовая. Когда-то под его записями в ЖЖ разворачивались нешуточные дискуссии на сотни комментариев. Сегодня Алексей — пилот авиакомпании «Победа». В ЖЖ появляется редко, однако активно ведет блог в Instagram. «Лента.ру» задала ему самые неожиданные вопросы об авиации, возникающие порой у пассажиров.
Лента.ру: Сможет ли пассажир посадить самолет?
Кочемасов: Посадить самолет пассажир сможет, если он летчик и работает примерно на таком же типе воздушного судна. Если это, допустим, пилот спортивной авиации, то у него шансов очень немного. Стюардесса тем более самолет не посадит. Для вторых пилотов летать — их работа, и то далеко не все из них приземляются самостоятельно. Что же говорить о человеке со стороны?
Я когда-то специально устраивал конкурс среди бортпроводников всех авиакомпаний. Победила девушка, которая единственная приехала за три часа до конкурса и мы с ней потренировались. Вот она с горем пополам сумела нажать нужные кнопки. Вся фишка в том, что тот кто с земли будет говорить, что делать, знает, что говорить, но вот проверить, ту ли кнопку нажала стюардесса, невозможно! А нажимают неправильно ровно через раз, хотя произносят все верно. Тыкают не туда.
Может ли пилот уснуть во время управления самолетом?
Все живые люди, и пилоты тоже, поэтому уснуть реально. Поэтому в кабине постоянно и находятся два человека — чтобы контролировать друг друга.
Как работает автопилот, действительно ли пилоту ничего не нужно делать, когда он включен?
Автопилот — это довольно сложная штука, и он, конечно, может вести самолет и даже сажает самолет сам, но его программирует пилот и постоянно вносит в него коррективы.
Имеет ли право командир воздушного судна разрешить пассажиру войти в кабину во время полета?
Нет, в кабину пассажиру нельзя. Это строго запрещено.
Наверное, можно пустить пассажиров в кабину уже после посадки самолета, но я такого не практикую.
Фото: личная страница Алексея Кочемасова в Facebook
Как пилоты выходят в туалет, обязательно ли по очереди?
В туалет пилоты ходят по очереди. Причем когда один из них выходит из кабины, туда обязательно заходит бортпроводник и дожидается там возвращения отлучившегося пилота.
Это делается для того, чтобы избежать нештатной ситуации. Например, один пилот вышел, а второй остался. Дверь закрылась, а тот который остался, раз — и умер! И что делать дальше?
Где едет багаж пилотов? Разрешается ли его взять в салон?
Если летим в командировку и берем с собой большой чемодан, то наши вещи летят вместе с остальным багажом пассажиров, просто их загружают в последнюю очередь. А так, просто небольшая сумка летит в кабине, конечно.
Отличается ли досмотр пилотов от того, как досматривают пассажиров?
Пилотов досматривают примерно так же, как и пассажиров. Рамка, пропуск, просвет багажа.
Могут ли пилоты незаметно провезти в Россию сыры или другие деликатесы, попадающие под продуктовое эмбарго?
Продукты? Конечно, могут. Но опять же, если мы прилетели из-за рубежа и таможня посчитает, что мы везли запрещенный продукт, то у нас его изымут, с ожидаемыми последствиями (штраф, например).
Чем питаются пилоты в рейсе?
Для командира и второго пилота на борт загружается разное питание примерно одинаковой пищевой ценности. Разное питание нужно, чтобы в случае чего не отравиться на пару.
Как пилоты сажают самолеты ночью или в туман, когда ничего не видно?
Если метеоусловия совсем плохие, то посадка выполняется в автоматическом режиме.