Индустрии интерьеров в России пара десятков лет и, конечно, толковых специалистов пока маловато. С другой стороны, практически с любым декоратором можно сделать хороший интерьер и остаться довольными как результатом, так и друг другом. Главное — выстроить отношения и расставить приоритеты, уверены Анна и Михаил Кошелевы, основатели дизайн-проекта happystation.ru.
Дизайнеры рассказали «Дому», как отличить настоящего специалиста их профессии от «подделки». Слово Михаилу:
— Когда нам с Аней задали вопрос: «Как найти хорошего дизайнера для своего дома?», — первой мыслью, пришедшей в голову, было: «Никак». Это вовсе не значит, что дизайнеры — сплошь непрофессионалы.
Почему мы сразу подумали, что хорошего дизайнера не найти, мы объясним ближе к концу. А пока немного раскроем кухню нашей профессии — и вам будет как минимум проще сформулировать и задать правильные вопросы специалисту, с которым собираетесь работать.
1. Диплом
В России нет ни одного серьезного ВУЗа, готовящего декораторов. Вариантов прихода человека в профессию — три.
Выпускник одного из профессиональных курсов или мастер-классов, которых в последние годы появилось великое множество (это, кстати, естественная реакция рынка на возникший спрос — значит профессионалов действительно не хватает). Увы, даже те школы, что поприличнее и не напоминают курсы «Виртуоз маникюра за 2 часа», специалиста подготовить не смогут. Самый длинный курс обучения, что нам встретился, занимает два года, — с одной стороны это и не мало, с другой — включает только 1000 академических часов. Медик или химик такое же количество часов в университете получит за месяц.
Выпускник МАРХИ либо авторитетного иностранного университета (вроде Parsons School of Design в Нью-Йорке). Тут перед вами совершенно точно будет специалист. А с другой стороны, с ним явно что-то не то: вот вы, если бы закончили серьезный ВУЗ и преуспели в профессии, выбрали бы себе сферу, где нет конкурентов и нет достаточно высокой планки? Безусловно, исключения встречаются, но эти «исключения» хорошего мнения о себе и случайно вы с ними не встретитесь.
Дизайнер вообще без диплома. В любой профессии первые специалисты были энтузиастами, которым просто нравилось то, что они делают.
Вывод: отсутствие диплома — не самый худший из вариантов, и вот почему.
2. Практика
Лучше всего за специалиста говорят его работы. И можно гарантировать, что, выбирая декораторов с количеством работ меньше десятка, вы будете оплачивать его практическое обучение на материале вашей квартиры.
Еще один нюанс — реализованность работ. Можно быть хоть семи пядей во лбу, иметь самый красный из всех дипломов, портфолио может состоять из полусотни проектов, но если все они реализованы только на бумаге, как специалист такой дизайнер стоит немногого.
Опыт реализации проектов невозможно заменить ничем, ему нельзя научиться никак, кроме как на собственной практике. Мы начинали с ремонтов по дизайн-проектам других специалистов и вынесли из этого главное: невозможно предусмотреть все на этапе проектирования. Когда дизайнера нет на проекте, все сомнительные моменты приходится «разгребать» прорабу, и он будет выбирать не самые красивые, а самые простые решения.
Вывод: заказывайте интерьер только вместе с авторским надзором, иначе вы оплачиваете исключительно красивые картинки.
3. Репутация
Допустим, вы нашли дизайнера с настоящими работами, его клиенты не запрещают показывать фотографии своих домов (а так тоже бывает), и вы понимаете: перед вами действительно опытный человек.
Чтобы исключить вероятность того, что дизайнер не только опытный, но и хитрый и показывает вам чужие фото, попросите показать сами чертежи проектов. Не ту часть, что идет для клиентов, а ту, что идет строителям.
В процессе работы над проектом скапливается до полусотни рабочих чертежей: электрика, сантехника, потолки, раскладка плитки, компоновка кухни и так далее. Вам нужно убедиться, что все чертежи сделаны в одном стиле и одной рукой.
Кстати, по правилам, «проектом» может называться только результат работы компании с допусками СРО (саморегулируемой организации). Для этого у компании должно быть не менее пяти сотрудников с профессиональным образованием и стажем в пять лет. Во всех остальных случаях результат работы правильнее называть эскизом.
Вывод: когда работа налажена и поставлена на поток, вся рабочая документация выглядит одинаково из проекта в проект.
4. Договор
Неочевидный, но много рассказывающий о ваших будущих отношениях с дизайнером момент. По тому, насколько обширен и подробен раздел «Права и обязанности сторон», легко понять, имеете ли вы дело с новичком или со специалистом с богатым прошлым. Когда мы сами только начинали, этот блок договора состоял из десятка пунктов. Сейчас их там больше сорока, и каждый из этих пунктов написан, можно сказать, кровью — за каждым стоят реальные ошибки и набитые шишки. То клиент тянет с ответами на письма, задерживает вас, а итоговые сроки остаются прежними; то какой-нибудь из подрядчиков подводит и вы вынуждены подгонять рабочих, чтобы не сорвать сроки.
Скажем, пока вы не установили окна, вы не сможете делать откосы; без откосов не стоит начинать делать стены; стены «тащат» за собой потолочные карнизы, и так далее, и так далее. Если это проговорить с клиентом заранее, проблем быть не должно. А вот если смещение сроков станет «сюрпризом», даже у самого терпеливого клиента появится мыслишка, что у вас, похоже, не все под контролем.
Вывод: чем интереснее читать договор, тем спокойнее вам будет за свой дом.
5. Контроль
Попросите вашего дизайнера рассказать о том, как будет осуществляться контроль за качеством работ. На словах любое связное объяснение звучит здорово, и когда неспециалист — то есть вы — будет принимать работу, без грамотного объяснения понять, с чего начинать, будет невозможно. Ответственный дизайнер должен рассказать вам и о процессе, и о нюансах, предложить инструменты для проверки: вряд ли у вас найдутся собственный лазерный нивелир, уклономер и угломер.
На своих проектах мы организуем четырехступенчатый процесс приема выполненных работ, снабжая рабочих, прораба и главного инженера всем необходимым измерительным оборудованием. Гонорар рабочим выплачивается только в том случае, если клиент, — пятое звено на этапе приемки работ, — остается довольным и подписывает акт.
Вывод: настоящий авторский надзор возможен только когда у дизайнера есть собственные бригады.
6. Работа с поставщиками
Уже ко второму проекту у декоратора появляется список компаний, сотрудничество с которыми ему понравилось, и он готов обращаться к ним вновь. А любой постоянный клиент вправе попросить об особенных условиях для себя. И тут всплывают знаменитые «декораторские скидки».
Если бы я был заказчиком, у меня развилась бы паранойя, — от понимания, что все во всем, что мне рекомендует дизайнер, «заложен» его процент. Тут мы поступаем просто: передаем все скидки клиентам. Это гарантирует полное доверие заказчика: если у меня нет задачи «впарить» вещь подороже, согласование всех этапов становится приятной беседой. А для наших заказчиков это оборачивается тем, что на 70 процентах проектов, которые мы ведем, наши услуги оказываются для клиентов бесплатными. Увы, это настолько нераспространенная практика, что первые годы мы постоянно видели округленные глаза продавцов. И как раз поэтому мы и подумали в первую очередь о том, что найти хорошего дизайнера невероятно сложно.
Вывод: Обсудите с декоратором скидки. По его реакции вы мгновенно поймете, к чему готовиться. Хотя бы предложите поделить их пополам, ну в самом деле, ему гонорара мало, что ли?
7. Мебель
Работая над своими проектами, мы даже не задумываемся о том, откуда возьмутся шкаф, консоль или стол. Мы их просто сделаем. Итальянская мебель — это великолепно, но с итальянской ценой у нас был бы один проект в год, а не девять. Китайская — неплохо, хотя 90 процентов того, что продается в России, стоит вчетверо дороже, чем в Китае. Только представьте себе качество стула, который у нас стоит 10 тысяч, а при закупке обошелся в 2,5. В общем, мы решили мебель делать самостоятельно: теперь она всегда нужного размера, нужного цвета (оттенков белого бывает два десятка, а ведь еще есть степень матовости) и понятного качества.
Второй вариант — выбирать из того, что есть в магазинах. Но ассортимент обычно маленький, то подходящее, что есть в наличии, могут быстро раскупить, и придется покупать стол за полгода до готовности дома, арендуя склад под хранение.
Вывод: в России мало мебели.
Бонус
Того, о чем речь пойдет дальше, требовать от дизайнера бывает совсем непросто. Насмотревшись российских передач о ремонте, мы постоянно ловили себя на мысли: а чего это дизайнеры из веточек и шуруповерта все время пытаются сделать какой-то элемент декора? В Америке в аналогичных передачах дизайнеры тоже работают руками. Но там они берут, например огромную торцевую пилу и — «раз-раз, и готова кровать». Причем делает все это не атлет с бицепсами, а вполне себе хрупкая 25-летняя блондинка.
На наш взгляд, интерьер должен быть похожим на своего хозяина. И хорошо бы не просто учесть его профессию или хобби, а действительно что-то сделать своими руками (не из веточек) — такое, что подходило бы только ему. Вот для этого нужен действительно хороший дизайнер.