Российские деятели культуры и представители музыкальной индустрии раскритиковали Минэкономразвития, решившего реформировать систему авторского права. По мнению музыкантов, предложенная модель неприемлема. «Лента.ру» выяснила, что не устраивает музыкантов.
Сменить Минкульт на Роспатент
Авторы, исполнители, продюсеры, члены Российского авторского союза (РОАС) — организации, созданной в августе 2016 года в качестве альтернативы Российскому авторскому обществу (РАО), — выступили против предложений Минэкономразвития по реформированию существующей в России системы авторского права. Соответствующее заявление размещено на сайте РАОС.
В конце прошлой недели статс-секретарь Минэкономиразвития Олег Фомичев в интервью РИА Новости рассказал, что планируется создать «одно общество по коллективному управлению авторскими правами по всем имеющимся сейчас шести сферам недоговорного управления авторскими правами». Также Минэкономразвития предлагает изменить правовую форму авторских обществ — перейти к публично-правовой компании с руководством, назначаемым правительством.
При этом регулятором станет не Министерство культуры, как сейчас, а Роспатент, заявил Фомичев. «Принципиальное решение о передаче сферы регулирования авторских прав Роспатенту принято, но на уровне постановления пока не закреплено. Как только выйдет постановление, эти полномочия перейдут к Роспатенту», — сказал чиновник.
Участники музыкальной индустрии назвали предложения «неоднозначными», «разрушительными» и указали, что они направлены «на огосударствление сферы управления авторскими и смежными правами». Олег Фомичев представил свои инициативы еще 31 августа. Новая модель настолько не устроила деятелей культуры и представителей музыкальной индустрии, входящих в РОАС, что они подготовили коллективные обращения первому вице-премьеру российского правительства Игорю Шувалову. В обращениях, говорится на сайте, содержатся «аргументированные возражения против учреждения государственной публично-правовой компании». Их подписали композиторы Игорь Крутой, Максим Фадеев, Стас Намин, Эдуард Артемьев, Виктор Дробыш и другие, а также представители Warner Music Russia, Universal Music Russia, Sony Music Russia, Национального музыкального издательства, руководители музыкальных издательств и рекорд-компаний.
К Шувалову также обратились представители Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), ведущей в мире ассоциации авторско-правовых обществ, объединяющей 239 организаций из 123 стран. Генеральный директор CISAC Гади Орон заявил, что предложения Минэкономразвития России резко отходят от сложившейся международной практики. По его мнению, стабильность и эффективность системы коллективного управления авторскими и смежными правами, в том числе и в части выполнения взаимных обязательств по международному отраслевому сотрудничеству, подвергаются риску.
«Это абсурд»
Несмотря на негативные оценки и критику, Олег Фомичев продолжает настаивать на том, что против предлагаемой им модели выступает исключительно «менеджмент этих самых обществ по коллективному праву». Поэтому авторы, исполнители, продюсеры и другие российские правообладатели решили еще раз подчеркнуть свое неприятие этих инициатив. «Предложения Минэкономразвития России не отвечают реальным потребностями и несут существенную угрозу ущемления свобод правообладателей и пользователей объектов авторских и смежных прав», — подчеркивается в заявлении.
Участники Российского авторского союза называют предложения Олега Фомичева некомпетентными. Все это напомнило деятелям культуры ВААП — Агентство по авторским правам, существовавшем в Советском союзе.
«Меня поразила беззастенчивость господина Фомичева, когда он заявляет о поддержке авторского сообщества предлагаемой им экспроприации у правообладателей возможности самим определять, как мы хотим управлять нашими же правами», — говорит член Совета РОАС, продюсер, композитор Виктор Дробыш.
«Могу только сказать, что со стороны господина Фомичева налицо вопиющая некомпетентность — например, в ответ на вопрос о борьбе с нелегальным контентом он заявляет: мол, решили, что «лучше с болванок будем деньги собирать — так авторы хотя бы получат деньги. Речь же идет о совершенно разных видах использования контента, авторских прав», — отметил исполнитель, композитор Игорь Бутман.
«Идея Минэкономразвития о возвращении к ВААП, как его ни назови — ассоциация или еще что-то, — это абсурд», — уверен композитор Эдуард Артемьев. Композитор Илья Резник считает, что предложения Фомичева приведут к повторению негативного опыта с Российским авторским обществом в формате госструктуры. «Очень правильно сказал об этом Алексей Волин из Минкомсвязи России — на РАО, которая не является государственной структурой, можно и даже уже нашли управу, а вот если введут государственную монополию, то нам всем останется только ходить по кабинетам к чиновникам и просить свои деньги», — говорит музыкант.
Сопредседатель Совета РОАС Стас Намин попросил чиновников «просто дать работать». «Каждый должен заниматься тем, что действительно умеет: авторы — создавать музыку, бизнесмены — монетизировать ее, Минкультуры — поддерживать культуру и защищать авторские права, Минэкономразвития — следить за стабильностью нашей экономики», — подчеркнул исполнитель.
О реакции Игоря Шувалова на обращения деятелей культуры пока ничего не известно.
Российский авторский союз был учрежден в августе 2016 года на базе некоммерческого партнерства «Российское общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их правами РОАП» для «установления нового стандарта управления авторскими правами на коллективной основе». В него вошли отечественные авторы и представители музыкальной индустрии.