Со следующего года вводится новая схема распределения собранных алкогольных акцизов: повышается доля, остающаяся в регионах, кроме того, размер поступлений теперь будет зависеть не только от производства, но и от потребления. Субъекты федерации, где граждане особенно любят выпить, окажутся в выигрыше.
Невыгодная трезвость
Сейчас 60 процентов сборов поступают в федеральный бюджет, 40 процентов остаются в регионах, где зарегистрированы производители алкогольных напитков. От розничных продаж размер поступлений не зависит.
По новым правилам, регионам полагается половина сборов. Но дополнительные 10 процентов достанется не производителям, а потребителям. Ходят слухи, что впоследствии эта доля будет наращиваться.
Предполагается, что в лидеры по полученным от продажи алкоголя акцизам выйдут Татарстан, Московская область и Кабардино-Балкария.
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) действует уже везде, и значит, власти располагают адекватными данными о продажах крепких алкогольных напитков (речь в бюджетных предложениях Минфина идет именно о них — на пиво и вино эта часть акцизной политики не распространяется). То есть ввести новую систему особого труда не составит. Основной же смысл реформы в том, чтобы стимулировать регионы следить за торговлей контрафактом и активнее ее пресекать. Если расчет правительства оправдается, то в бюджет дополнительно поступит более 180 миллиардов рублей.
Это одна из мер налогового микроменеджмента, с помощью которого Минфин старается сократить дефицит бюджета. В правительстве и обществе давно ведется дискуссия о том, стоит ли повышать акцизы на алкоголь. В начале 2010-х годов они быстро росли, постоянно повышая цену на крепкие спиртные напитки.
Представители алкогольного бизнеса этим сильно возмущались. Рентабельность падала, в 2012-2015 годах отрасль переживала настоящий кризис — объемы производства сократились на треть. То ли граждане стали меньше пить, то ли контрафакта теперь делают больше. В алкогольной индустрии напирают на последнее, и это частично подтверждается резким ростом выпуска легальной водки в начале 2016 года, когда власти прикрыли нелегальные схемы на нескольких ликеро-водочных заводах Северного Кавказа. С другой стороны, и потребление крепкого алкоголя снижается — это тоже факт.
Вообще, решение не повышать акцизы свидетельствует о том, что, несмотря на внедрение ЕГАИС и усиление контроля государства за оборотом алкоголя, программа борьбы с злоупотреблением горячительным отложена до лучших времен. В России многократно уже пытались взять курс на трезвость, но в стране тут же возникали трудности, и правительству срочно требовались дополнительные средства. Трезвость этому явно не способствовала. Выгоду для государства трезвый образ жизни сулил только в отдаленном светлом будущем, а деньги были нужны прямо сейчас.
Так вышло и в этот раз. С 2017 года акцизы вырастут на уровень инфляции, до 523 рублей за литр чистого спирта для продукции, содержащей более девяти процентов алкоголя. Были, впрочем, предложения (в частности, Минпромторга) и вовсе понизить акцизы вместе с минимальной ценой на водку, но до таких крайностей правительство все же не дошло.
Суровые финские акцизы
А как обстоят дела с акцизами у наших европейских соседей? Хотя алкогольная политика в каждой стране разная, есть и общие принципы. Так, для каждого вида спиртного существует минимальный размер акциза. Для вина — ноль евро, то есть в теории производство может вообще не облагаться пошлиной. А вот акциз на крепкие напитки — 550 евро за гектолитр. Исключение сделано для небольших производств, где ставка может быть вдвое меньше, — так в Европе заботятся о традиционном малом бизнесе.
Разумеется, каждая страна вольна устанавливать свои ставки сверх минимума. Минимальных акцизов нет нигде, но на порядок или около того финальная сумма превышает минимум лишь в нескольких странах. Самую жесткую акцизную политику ведут северные государства, давно борющиеся с алкоголизацией населения. К примеру, в Швеции акциз — 5455 евро за гектолитр чистого алкоголя. Это означает, что в стоимости литра спирта на акциз приходится не менее 54 евро или 3800 рублей. Как видим, шведские акцизы превосходят российские примерно в восемь раз.
Недалеко от шведов ушли финны (4555 евро за гектолитр спирта), ирландцы (4257 евро) и британцы (3750 евро). Самые же низкие пошлины — в Болгарии (562 евро), Хорватии (693 евро) и Румынии (около 750 евро). Если сравнить с Россией, то дешевле получится в Болгарии (393 рубля за литр чистого спирта) и Румынии (450 рублей). Даже в Польше с ее сильными водочными традициями акциз составляет примерно 900 рублей за литр чистого спирта.
А ведь еще есть другие налоги. В частности, НДС, который во всех странах Европы выше российских 18 процентов. В общем, в России крепкий алкоголь наиболее доступен. Ну и традиции соответствующие. Недаром финские туристы толпами приезжают в Санкт-Петербург каждые выходные.
Безусловно, для России с ее куда более низким (кроме опять же Румынии и Болгарии) ВВП на душу населения по сравнению с Европой, алкоголь — важное средство наполнения бюджета. Но не все так однозначно. В той же Финляндии потребление крепкого спиртного уступает российскому чуть более чем в два раза, тогда как акциз больше нашего шестикратно. Произведя несложные подсчеты, можно прийти к выводу, что с поправкой на численность населения финский бюджет получает со своих любителей пропустить рюмочку примерно в три раза больше, чем российский. Очевидно, что качественное администрирование оборота спиртного позволило бы нашей стране и собирать деньги в бюджет, и бороться с алкоголизмом. Пока же приходится выбирать что-то одно.