17 октября в Московском музее современного искусства состоялось открытие выставки «Студия "Новая реальность" (1958-1991) Трансформация сознания» — масштабной ретроспективы одноименного творческого объединения. Экспозиция призвана рассказать историю зарождения и развития в СССР андеграундного абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа студии. Основу коллекции составили работы двадцати пяти художников: ее создателя Элия Белютина, а также последователей и учеников, стоявших во главе группы — Владислава Зубарева, Тамары Тер-Гевондян, Марии Эсмонт, Елены Радкевич, Веры Преображенской и многих других.
Цель экспозиции — передать идейный посыл художников, работавших в этом объединении (а также вышедших за его рамки), получить теоретические основы бытия студии, а также позволить зрителям проникнуться эмоционально-чувственными ощущениями от восприятия чрезвычайно сильно психологически заряженного потока живописных образов.
Художественная школа «Новая реальность» была основана в конце пятидесятых годов Элием Белютиным, разработавшим необычный для своего времени и, главное, места творческий метод. Шестидесятые годы в СССР — это необычайный эмоциональный подъем, обновление, надежды на новое, благополучное и свободное бытие советского человека, победившего в Великой Отечественной войне, покоряющего космос и пространства своей огромной страны. Одновременно это и период возрождения тенденций, наследующих традиции русского авангарда 1910-х — 1920-х годов.
С другой стороны, шестидесятые в нашей стране — это чрезвычайно идеологизированное и материалистическое пространство, где опыты по трансформации сознания отнюдь не являлись одобряемым методом взаимодействия советского человека с окружающей действительностью. Что подтвердило посещение знаменитой выставки в Манеже Никитой Хрущевым, на которого, несомненно, непонятые им работы, тоже оказали некоторое воздействие, иначе бы он не высказался так грубо и свежо по их поводу, что его эмоциональные реакции цитируют до сих пор. Были на этой выставке и работы Элия Белютина, и его студийцев. Некоторые после этого покинули студию, но на их место пришли новые художники, которым скандал позволил осознать свои потребности и способы самовыражения в искусстве живописи.
Картина: Л. Грибков. Пейзаж. 1962
Элий Белютин выступал за возрождение традиций активного творческого поиска, свойственного авангардистам начала ХХ века: Кандинскому, Малевичу, Родченко. Харизматичный мастер умел увлечь за собой художников, у которых были потенции к сходному мировосприятию, и отнюдь не формально передать им свой творческий метод. Его программа была направлена на высвобождение эмоциональных образов из сознания и подсознания творческого человека. Для этого использовались различные коллективные практики, так как в рамках белютинской школы очень важным было не одинокое восприятие мира художником, а взаимодействие между людьми, заражающими друг друга своей психической энергией.
Белютин называл это «Теорией всеобщей контактности», которая была действенной методикой работы со студийцами. Для того чтобы раскрыть «двери восприятия» художников, в студии использовались и совместные пароходные путешествия, в рамках которых художники большой группой попадали в различные города и городишки, воспринимая, пытаясь увидеть в новом пространстве новую эмоциональную реальность, работая на пленэре, избегая прямой фигуративности, обучаясь видеть за пейзажем смыслы, а за портретом — энергии. Окружающий мир в этом случае был представлен как живой, изменяющийся не только сам по себе, но и в зависимости от индивидуальной настройки и коллективных практик объект.
Также художники работали на даче Белютина в Абрамцеве, где в относительно замкнутой среде мэтр обучал их настройке на глубинные эмоции и способам передачи возникающих образов в искусстве. Для него, несомненно, это была еще и лаборатория новых смыслов жизни, выходящих за границы собственно искусства. Для этого Белютин в рамках «Теории всеобщей контактности» создал свою азбуку, метаязык, где при помощи разработанного мэтром инструментария художники получали представление о цветовых и пластических формах. Перед выполнением задания они погружались в сходные с трансом состояния, испытывали гнев, радость, сопереживание, печаль и другие эмоции, которые и выплескивались на холст, позволяя впоследствии и зрителям проникнуть в мир живописно отображенных чувств.
Среди тех, кто творчески трансформировал идеи Белютина, был выдающийся ученик Владислав Зубарев. Он создал «Теорию темпорального искусства», направив внимание на многомерность пространства и включив в него еще и время. В основе его теории лежат 11 времен, которые он предлагал пластически выразить и отобразить абсолютную материю. Удивительно, что творческие озарения художника позже пересеклись со знаменитой «теорией струн», которую предлагает уже современная физика.
Фото: Фонд Русского Абстрактного Искусства
Таким образом, был создан огромный объем работ, продолжающих передачу идей мастеров зрителю и поныне. Причем одним из ключевых моментов их творчества была абсолютная бескорыстность. Студийцы не занимались политической борьбой и не участвовали в открытом противостоянии материалистическому восприятию мира в советский период. Власти по чудесному стечению обстоятельств были к ним относительно лояльны, позволяя творить и даже выставляться, пусть и исключительно на периферии. Однако не было речи об аукционах и продажах, о существовании в истеблишменте. Чистая радость самовыражения и получения уникальных опытов поражает до сих пор. Это были и есть счастливые, реализовавшие себя в высоких поисках люди.
И сейчас при посещении выставки студии «Новая реальность» в ММОМА зритель чувствует эту отвагу вечного желания художников увидеть больше, чем заметно невооруженным глазом. Трансформировать внутреннюю реальность и попытаться передать это в пластических образах — задача сильных и радостных людей. Экспозиция организована таким образом, чтобы дать возможность максимально прочувствовать художественные поиски «Новой реальности» и попытаться самим поработать со своим восприятием. Можно даже в одном из залов сотворить собственные работы из предложенных материалов, ощутив, что сознание и подсознание — не абстракция, а живой опыт.
Подобные задачи чрезвычайно актуальны и поныне. Сегодняшнее смещение фокуса на виртуальность, несущую новые источники и способы восприятия, пересекается с происходящим в пространстве выставки. Реальность нового времени становится для человека все более психоделичной и психотравмирующей одновременно. Не является ли выход в трансформации собственного сознания своеобразной терапией для человека новейшего времени? Возможно, ответить на этот вопрос поможет выставка. Каждому в зависимости от личной чувствительности и открытости его восприятия. Попробовать стоит.