В России изменится список территорий, по транспортной доступности приравненных к Крайнему Северу. Уведомление о разработке поправок в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов разместило для общественного обсуждения Минэкономразвития. Зачем это нужно и к каким последствиям для регионов приведет — рассказывает «Лента.ру».
Крайний Север — понятие относительное. Законотворцы и географы смотрят на него по-разному.
Географически Крайним Севером считается часть территории России, расположенная главным образом за полярным кругом — большая часть Сибири и Дальнего Востока. Полностью попадают в этот ареал все острова Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей, Камчатка, Чукотка, Якутия, Магаданская и Мурманская области, а также некоторые территории других регионов — в частности, города Воркута и Норильск.
А вот с точки зрения закона список территорий, которые отнесены к Крайнему Северу гораздо больше — на Крайнем Севере, занимающем 70 процентов территории страны, проживает около 11,5 миллиона человек. Территории относятся к Крайнему Северу по нескольким причинам. Кроме объективных природных — прежде всего сурового климата — имеются субъективные факторы, связанные с обеспечением жизнедеятельности человека.
Еще со времен СССР перечень территорий Крайнего Севера используется для государственной поддержки досрочного завоза продуктов, медикаментов, одежды и промышленных товаров, а также для регулирования торговых надбавок на нефтепродукты. Необходимость участия государства объясняется труднодоступностью многих северных населенных пунктов страны. Большинство таких территорий не связаны с «большой землей» дорогами с твердым покрытием, из-за чего завоз грузов туда происходит в ограниченные интервалы времени.
Изменение перечня северных территорий мотивировано предложениями, поступившими от 25 регионов страны. Согласно проекту нового списка, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям теперь можно отнести земли, удовлетворяющие следующим критериям: полное отсутствие связи по дорогам с твердым покрытием и необеспеченность связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом; отсутствие круглогодичной связи с общей сетью железнодорожных и автомобильных дорог субъекта России; наличие сезонной транспортной изоляции более 180 дней, в том числе отсутствие постоянного транспортного сообщения по автомобильным дорогам общего пользования федерального (регионального) значения; наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта.
Крупнейшими изменениями перечня стало исключение из него Норильска, Богучанского и Кежемского районов Красноярского края, Ханты-Мансийска, Покачи, Радужного и Урая в Ханты-Мансийском автономном округе. Формально это никак не скажется на обеспечении этих населенных пунктов продовольствием и товарами, поскольку к настоящему времени силами бизнеса и государства ввоз всего необходимого на эти земли осуществляется круглогодично. Например, централизованных поставок товаров в Покачи и Радужный не было с 2000 года, в Урай — с 2006-го, Ханты-Мансийск — с 2008-го.
Кроме изъятия некоторых территорий, Минэкономразвитие предлагает добавить в измененный перечень несколько территорий Мурманской области и некоторые районы Республики Коми, Якутии и Тывы, часть года живущие отрезанными от «большой земли».
Изменения перечня не предполагает отмены северных льгот для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях. Эти привилегии предполагают, в частности, досрочный уход на пенсию, дополнительный отпуск на 16 дней, надбавки к зарплате (с учетом стажа работы), 36-часовую рабочую неделю для женщин и возмещение расходов при переезде к месту жительства после прекращения работы. Расходы на такие социальные обязательства покрываются дотациями из федерального бюджета, на которые приходится около 20 процентов бюджета региона.
Последняя редакция Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов была проведена в 2009 году. Закон, регламентирующий применение «северных» льгот, был принят еще в 1967 году постановлением Совета Министров СССР. Социально-экономические изменения в северных регионах, произошедшие за последние полвека, почти не изменили климат территорий, тем не менее сделали жизнь населения в этих условиях более комфортной.
Например, к тому же Норильску, крупнейшему северному городу мира, в следующем году должна быть проведена волоконно-оптическая линия связи. Канал обеспечит жителей населенного пункта дешевым широкополосным доступом в интернет. Общая длина линий связи, пересекающих несколько северных населенных пунктов и реку Енисей, составит 957 километров. Прокладывают ее в условиях вечной мерзлоты и болотистой местности.
Волоконно-оптический канал к Норильску будет пролегать от Нового Уренгоя и включит семь пусковых комплексов, расположенных в Тюменской области и Красноярском крае. Линией будут пользоваться не только в Норильске, но и жители населенных пунктов, расположенных вдоль кабеля, в частности — Игарки, Сидоровска и Уренгоя. Несмотря на суровые условия, север страны становится все ближе к «большой земле».