Продажи мотоциклов и скутеров в России в этом году упали почти вполовину. За последние два года мототехника прибавила в цене от 25 до 100 процентов, поэтому россияне стали экономить на своем хобби, откладывая покупку новой дорогой игрушки до лучших времен и активно интересоваться подержанными байками. «Лента.ру» выяснила, чего ждать любителям прокатиться с ветерком в ближайшем будущем.
Ушли в минус
Россияне утрачивают интерес к покупке мотоциклов. С начала этого года продажи новых байков упали на 39 процентов, свидетельствуют данные агентства «Автостат». С января по октябрь было продано примерно 10,9 тысячи штук против около 17,9 тысячи за тот же период прошлого года. Темпы падения спроса на двухколесную технику обогнали даже находящийся четвертый год в кризисе российский авторынок. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за девять месяцев 2016 года продажи новых легковушек снизились на 14 процентов (статистика АЕБ учитывает также легкий коммерческий транспорт).
Как отмечают в «Автостате», первая десятка лидеров занимает в сегменте мототехники почти три четверти (74 процента) объема рынка. На первом месте по итогам января-сентября 2016 года с 1379 проданными байками оказалась китайская марка Racer, собираемая в Барнауле.
С небольшим преимуществом она оттеснила на второе место немецкий BMW, который был лидером по объему рынка в первом полугодии. За девять месяцев BMW удалось реализовать 1351 экземпляр мототехники и сохранить минимальное отставание от своих прошлогодних продаж — всего 5,5 процента. На третьем месте находится мототехника российского бренда Stels (продал 1217 единиц), за ним следуют IRBIS и японская Yamaha (725 штук).
Harley рулит
В десятку самых популярных двухколесных «железных коней» вошли также Harley Davidson, Honda, Baltmotors, Kawasaki и австрийский бренд KTM. Подавляющее большинство производителей, входящих в топ-10, показали за девять месяцев отрицательную динамику. Из этого ряда выбились Harley Davidson, сумевший увеличить продажи примерно на 9 процентов, и KTM (прибавил почти 3 процента).
Самой популярной моделью в России стал Racer RC250 (за девять месяцев продано 558 штук), на второй строчке — японский Yamaha YBR125 (388 штук), третью делят между собой Racer RC200 и Stels Desna (у обоих по 377 штук). В то время как продажи китайской модели упали с начала года на 53 процента, ее российский конкурент увеличил их на 89 процентов. Среди лидеров оказалась и модель BMW R1200GS.
В десятку крупнейших производителей мотоциклов не попал российский Ирбитский мотоциклетный завод, выпускающий «Уралы» — из-за того, что до 95 процентов продукции предприятия идет на экспорт: в Европу, Северную Америку, Японию, Австралию.
Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков считает, что негативная ситуация с продажами мотоциклов до конца года сохранится — такая тенденция сохраняется второй год подряд. Так, в 2015 году продажи мотоциклов в России упали на 38 процентов. В прошлый кризис, то есть в 2009 году, падение составило 42 процента. В текущем году реализация новой мототехники в России, по данным «Автостата», может составить менее 12 тысяч экземпляров.
Догнать инфляцию
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов обращает внимание на то, что большая часть мототехники импортируется. «Если на авторынке производителям удавалось сдерживать цены, то в данном случае эффект от девальвации рубля полностью закладывался в стоимость продукции. Поэтому из-за существенного удорожания резко снизился спрос», — объясняет он.
Источник «Ленты.ру», сотрудник одного из крупных дилеров, рассказал, что в начале 2015 года стоимость мотоциклов, скутеров и снегоходов выросла на примерно 20-30 процентов в зависимости от модели. В этом году производители поставляют их уже вдвое дороже, чем в начале прошлого. Он, в частности, советует обратить внимание на популярную в России модель Yamaha YBR125.
В России падает спрос не только на мототехнику, но и на новые легковые автомобили. За последние четыре года авторынок сократился на 42 процента: с 2,78 миллиона штук в 2013-м до 1,6 миллиона – в прошлом, согласно данным АЕБ. Из-за этого автопроизводители вынуждены повышать цены, сокращать представленный в России модельный ряд и корректировать свои производственные планы. Вместе с тем, для них, в отличие от производителей мототехники, действует ряд мер господдержки.
Сильнее всего просел собираемый в России китайский бренд IRBIS: до 997 штук против 2411 за девять месяцев 2015 года, то есть более чем вдвое. На 55 процентов рухнули продажи мототехники Kawasaki, на 46 процентов они снизились у Racer, на 39 процентов — Yamaha, почти на 32 процента — Honda.
«Цены после девальвации рубля выросли на топовый мотоцикл Indian roadmaster очень существенно — с двух миллионов до 2,78 миллиона рублей, несмотря на колоссальное сокращение маржинальности дилеров», — сообщил гендиректор компании PROMOTO Виктор Макаров. По его словам, топовые модели стоимостью 2,5-3 миллиона рублей почти не пострадали, все падение пришлось на мотоциклы от миллиона до двух миллионов рублей.
Дилер мотоциклов IRBIS не ответил на вопросы «Ленты.ру»; так же поступили в компаниях «Альбатрос» (дилер Yamaha), «Аояма Моторс» (Honda, Kawasaki, Suzuki, KTM) и «Независимость» (BMW).
Техника BMW Motorrad с лета 2014 года по настоящее время действительно стала дороже на 25-30 процентов, сообщил «Ленте.ру» директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Россия Василий Мельников. «Но курс евро к рублю за то же время вырос более чем на 40 процентов. В 2016-м мы лишь незначительно повысили цены на весь модельный ряд — в среднем на 5-9 процентов — и продолжаем сохранять их в качестве одного из конкурентных преимуществ бренда», — сказал он. Мельников добавил, что BMW лидирует по продажам двухколесной техники с двигателями объемом свыше 500 кубических сантиметров благодаря в том числе и этому факту.
Старье берем
В «Альфа Страхование» считают, что резкий спад продаж произошел не только из-за ослабления рубля, а еще и вследствие насыщения рынка в прошлом году, когда европейские производители предлагали значительные скидки на модели 2014 года. По словам официального представителя «Альфа Страхования» Юрия Нехайчука, наибольшее сокращение демонстрируют модели для начинающих мотоциклистов (с объемом двигателей до 250 кубов). «В то же время объемы продаж новых BMW остаются на прежнем уровне, что свидетельствует о продолжающемся обновлении парка у опытных мотоциклистов», — замечает он.
Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев добавляет, что в текущем году существенно выросли продажи мотоциклов на вторичном рынке: «Те, кто еще не отказался от покупки, приобретали их с рук. Многие мотоциклисты были вынуждены избавиться от своего "железного коня" после падения доходов и роста стоимости эксплуатации».
Покупать «вторичку» стало гораздо выгоднее, соглашается основатель автомобильного агентства «Форсаж» Илья Ушаев: «Мотоцикл Yamaha YBR125 до девальвации стоил не более 80 тысяч рублей, после повышения цен — 170 тысяч. Стоимость бэушного мотоцикла осталась прежней — 53 тысячи. Неудивительно, что выбор делают в пользу рынка подержанных мотоциклов».
Мотоблогер Алексей Крылов полагает, что скорого вытеснения европейцев и американцев с российского рынка ждать не стоит, а вот по японской технике спад будет продолжаться. «У них ни тест-драйвов, ни особых скидок, — рассуждает он. — Что касается китайцев — они, конечно, наступают, но их основной сегмент — это маломощная техника типа скутеров».
По данным вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, падение продаж мотоциклов произошло в основном в среднем ценовом сегменте, а продажи премиальной техники вроде Harley Davidson не пострадали. Эксперт также подчеркивает, что в отличие от автомобиля мотоцикл — хобби, а не средство передвижения. В условиях кризиса люди склонны сокращать расходы на свои увлечения — аналогичная ситуация наблюдалась в 2008 году, однако тогда, по словам Сигала, спад не был столь заметным, сейчас же доходы «достигли значений, близких к кризису 1998 года».