Какими должны быть программы поддержки пожилых людей и как оценить эффективность существующих? Как добиться системности и главное — результативности этой работы? Круглый стол в Общественной палате был посвящен этим актуальным проблемам, которые обсуждали представители бизнеса, НКО и власти. «Лента.ру» проследила за ходом дискуссии и сделала выводы.
Поддержка сверху
Известный факт: человечество стареет. По данным демографического отчета ООН, уже сейчас из 144 миллионов жителей России более 28 миллионов — то есть 20 процентов — старше 60 лет. Росстат прогнозирует, что меньше чем через пять лет, к началу 2021 года, доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26 с лишним процентов, то есть до 39,5 миллиона человек.
Пожилые люди по объективным причинам выключаются из активной социальной жизни, и этой категории граждан необходима поддержка. Речь не о тех ресурсах, которые предоставляет государство. В последние годы понимание важности поддержки пожилых в обществе растет, отметила член комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова. Становится больше и соответствующих программ — их инициируют различные некоммерческие организации (НКО), благотворительные фонды, социально ответственный бизнес. Но того, что уже существует, все еще недостаточно.
Участники круглого стола представили свои лучшие кейсы, но основная задача заключалась в том, чтобы понять, как наилучшим образом оценивать эффективность разных программ поддержки, чтобы развивать ее и сделать системной.
Важность последствий
Пример поддержки пожилых людей продемонстрировал, в частности, благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Деятельность фонда направлена на комплексное решение проблем старения и формирование активной жизненной позиции у людей пожилого возраста. Руководитель программ фонда Вадим Самородов подчеркнул, что в работе с этой категорией граждан, во-первых, нужно ориентироваться не на результат (как в случае с программами по поддержке молодых, например), а на систему. «Нельзя взяться за что-то одно, потому что все взаимосвязано и нужно действовать в разных направлениях. Мы смотрим с точки зрения комплексного влияния — и со стороны общества, и со стороны изменения отношения младшего поколения к пожилым», — объяснял Самородов.
Во-вторых, подчеркнул он, развивая поддержку старшего поколения, мы заботимся не просто о незащищенной категории граждан — мы создаем будущее для себя же. Получается, что чем больше изменится отношение общества к пожилым людям, тем более активной и комфортной будет старость каждого из нас. Оценивать здесь нужно не сами проекты, а их последствия, считает эксперт.
Один из интереснейших кейсов показала директор по коммуникациям и связям с общественностью аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирина Жукова. Компания занимается благотворительностью более 50 лет, проекты реализуются более чем в 60 странах мира. В России поддержке старшего поколения уделяется особое внимание: здесь компания выбрала определенный принцип работы. «Наш девиз "Дай человеку рыбу — и ты дашь ему пищу на сегодня, дай удочку, научи ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь"», — сообщила Ирина Жукова.
Программа «Статус: онлайн», о которой рассказала Жукова, — это курсы компьютерной и финансовой и юридической грамотности для пожилых людей и взрослых с ограниченными возможностями. Проект реализуется в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития филантропии «КАФ». «Технологии развиваются очень быстро, массу привычных действий мы проводим в режиме онлайн — это и госуслуги, и запись к врачу, и многое другое.
Для молодежи и среднего возраста это привычные действия, но для пожилых это проблема», — пояснила представитель компании. Когда пожилой человек умеет пользоваться компьютером, он становится более активным, включенным в различные социальные процессы: может общаться со старыми друзьями через соцсети, смотреть фильмы, оплачивать счета, экономить — например, звоня родственникам не по стационарному телефону, а через интернет. «Базовое знание компьютера позволяет пенсионерам и людям с инвалидностью не только идти в ногу со временем, но и получить шанс на трудоустройство и сохранить работу, а также существенно улучшить качество жизни», — уверена Жукова.
«Филип Моррис» проводит эти курсы с 2013 года, участниками стали уже более 22 тысяч человек по всей стране, отзывы от прошедших обучение пожилых людей поступают самые позитивные. Для понимания того, какой эффект имеет программа, очень важна обратная связь, подчеркнула Ирина Жукова. Для получения объективной и профессиональной оценки «КАФ» провел исследование влияния результатов программы «Статус: Онлайн».
Директор по программной деятельности Фонда Юлия Ромащенко рассказала, что для определения результативности проекта «Статус: онлайн» был выбран один из существующих инструментов — SROI, или оценка социального возврата инвестиций. SROI основывается на принципах и анализе результатов, важных для стейкхолдеров — сторон, задействованных в проекте. Исследования показали, какие социальные и экономические изменения произошли после того, как стейкхолдер окончил курс.
Традиционное внимание
Свои программы и способы анализа их эффективности на круглом столе представили также Объединенная металлургическая компания (ОМК), Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), АФК «Система». Корпорации поддерживают ветеранов войны, сотрудников компании, вышедших на пенсию, просто пожилых людей в регионе присутствия — в моногородах или монорегионах. Вариантов программ действительно немало. В дискуссии после демонстрации проектов участвовали представители Министерства труда и социальных отношений, Минэкономразвития, Совета Федерации — все говорили о том, что государству и бизнесу нужно сотрудничать, создавать совместные программы поддержки пожилых людей.
«Занимаясь сегодня социальной работой, мы создаем свое будущее. Как мы формируем отношение к поколению преклонного возраста сейчас — так и наши дети будут относиться к нам в старости», — отметила сенатор от Псковской области Елена Бибикова. Все обсуждаемые программы должны содействовать реализации государственной стратегии поддержки старшего поколения, а это, в свою очередь, будет способствовать социальной стабильности в стране, добавила она. И, безусловно, важно оценивать эффективность программ, чтобы понимать их результативность.
Эксперты не раз обращали внимание на то, что работа с пожилыми людьми имеет свои особенности: часто им нужны не столько материальная поддержка, сколько внимание, развлечения, создание условий, в которых они могут общаться со сверстниками или с молодежью, чувствовать себя включенными в обычную жизнь. Все это так, но представленные программы (хотя это, конечно, только единичные примеры) пока все же довольно традиционны: помощь по хозяйству, развлекательные, медицинские, оздоровительные мероприятия. Между тем нужны и практические инициативы, направленные не только на поддержание привычного образа жизни, но и на помощь в организации какой-то оплачиваемой деятельности, получении дополнительных доходов. Ведь старшее поколение — это не только глубокие старики, но и те, кто недавно вышел на пенсию, то есть вполне активные граждане.
Но самое главное — все еще складывается впечатление, что программы поддержки старшего поколения — в большей степени обязанность, чем привычка общества. Очевидно, реальное осознание того, что заботой о пожилых людях мы формируем собственное будущее, еще в полной мере не наступило.