В Лондоне с 30 ноября по 4 декабря впервые прошла Неделя российского кино — редкий смотр отечественных фильмов за рубежом, который избежал участи официозной формальности, более того — собрал представительное жюри, вручившее призы лучшим лентам фестиваля. Главная награда — «Золотой единорог» — досталась «Ученику».
Более 25 фильмов — от хитов российского проката и участников фестивалей каннского калибра до документального кино и короткого метра. Несколько десятков специальных гостей — включая не только видных представителей российской индустрии развлечений от Ренаты Литвиновой до Димы Билана, но и, например, Ольгу Куриленко. Пять дней, заполненных показами картин, встречами режиссеров и актеров со зрителями, деловыми конференциями и презентациями. Впрочем, самый неожиданный факт первой Недели российского кино в Лондоне — в том, что абсолютно все фильмы фестиваля собрали аншлаги, а все билеты были распроданы еще до церемонии открытия. Расхожее мнение гласит, что отечественное кино за границей не интересно никому, — как выяснилось, применительно к британской столице этот стереотип не работает.
«Кроме интересующихся российской культурой британцев в Лондоне живет еще и почти 400 тысяч наших соотечественников. Очевидно, им нужно еще раз напомнить об исторической родине. Фестиваль дает им возможность переживать о стране, гордиться ею. Отбирая фильмы, мы постарались сделать микс из разных жанров и сюжетов: есть комедия “Хороший мальчик”, есть ряд исторических фильмов, таких как “Территория” и “Герой”... Но ключевой запрос был таким: чтобы кино было актуальным, поднимало интересные темы, было качественно снято. Есть в программе и фильмы иностранных режиссеров, снятые в России, — например, работа ирландца Джонни О’Райли “Москва никогда не спит”, очень позитивно показывающая нашу столицу», — рассказал о целевой аудитории Недели российского кино и принципах отбора лент в программу соучредитель фестиваля, исполнительный директор университета «Синергия» Вадим Лобов. По его словам, следующая миссия «Синергии» — решить проблему представления отечественного киноконтента и в других странах.
Фото: пресс-служба Недели российского кино
Не секрет, что традиционные недели российских фильмов часто оказываются формальными, официозными мероприятиями. Чтобы избежать такой участи, Russian Film Week заручилась поддержкой представительного международного жюри, в которое входили два десятилетия проработавший в Москве журналист и автор книги «Внутри путинской России» Эндрю Джек, много лет пишущий о русской культуре литературовед Дэвид МакФадьен, канадский продюсер и основатель фестиваля «Рэйндэнс» Эллиот Гроув, актрисы Джастин Уодделл и Дина Корзун и другие эксперты. Главный приз и приз за лучшую мужскую роль (Петру Скворцову) жюри присудило, пожалуй, самому признанному и обсуждаемому отечественному фильму этого года: «Ученику» Кирилла Серебренникова, который уже участвовал в программе Каннского фестиваля и заслужил режиссерский приз на «Кинотавре». Прошлогодний победитель сочинского киносмотра, романтический альманах Анны Меликян «Про любовь», в свою очередь, забрал призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль — ее сыграла в этой картине Рената Литвинова, чей визит в Лондон придал Неделе российского кино существенный заряд богемного шика.
Кроме Литвиновой, которая в Великобритании также провела мастер-класс и показала две своих новых короткометражки (одна из них входила в фильм «Петербург. Только по любви»), свою творческую встречу со зрителями в Лондоне провел и режиссер Алексей Учитель. Он рассказал не только о механизмах, управляющих функционированием российского кинопроцесса, но и о том, как идет работа над уже нашумевшей исторической драмой «Матильда». Среди других гостей фестиваля были Анна Меликян и исполнитель главной роли в «Хорошем мальчике» Семен Трескунов, обеспечивший гламурность церемонии открытия певец, а после «Героя» и актер Дима Билан, режиссеры Сергей Снежкин («Контрибуция»), Олег Асадуллин («Зеленая карета»), Александр Мельник («Территория»), Илья Учитель («Огни большой деревни») и Вера Глаголева («Две женщины»). Последней оставалось только сожалеть о том, что из-за занятости на съемках не смог лично присутствовать на показе фильма сыгравший в нем одну из главных ролей Рэйф Файнс — знаменитый актер тем не менее стал на Russian Film Week лауреатом специального «Золотого единорога» за популяризацию российской культуры за рубежом. Награду получила за него Джастин Уодделл.
Кадр: фильм «Про любовь»
Как бы ни была репрезентативна программа и как бы быстро ни раскупались билеты, миссия фестиваля, по словам его основателя и генерального продюсера Филипа Перкона, не ограничивалась показом российского кино лондонской публике. Russian Film Week еще и провозгласила задачу по наведению культурных мостов между двумя странами — несмотря на не самый позитивный информационный и геополитический фон. В этом смысле даже более важной, чем кинопоказы, стала обширная деловая программа Недели. Так, в лондонском офисе «Россотрудничества» прошли презентации новых проектов, а продюсеры из России и Великобритании обсудили возможности, перспективы и проблемы копродукции между представителями обеих индустрий, то есть использования того механизма финансирования кино, который сейчас кажется самым эффективным для всех кинокомпаний мира, не расположенных в Голливуде. Чтобы совместное производство фильмов заработало по-настоящему, предстоит еще много работы — пока, признаются британские продюсеры, российские законы и налоговая система в киноиндустрии практически непроницаемы для иностранцев.