Число погибших достигло 37 человек, более десятка пострадавших доставлены в больницы Бишкека — таковы предварительные сообщения о последствиях крушения грузового самолета «Боинг-747-400» турецкой авиакомпании ACT Airlines в международном аэропорту Манас в столице Киргизии. Более половины жертв трагедии — жители дачного поселка Дача-Суу, на который упал авиалайнер. На месте падения воздушного судна работают спасатели. В МЧС республики рассказали, что в момент крушения в районе аэропорта были плохие погодные условия — туман. «Лента.ру» собрала все, что известно на данный момент об авиакатастрофе в Бишкеке.
Что случилось
Турецкий грузовой авиалайнер, выполнявший рейс из Гонконга в Стамбул, потерпел крушение при попытке сесть в аэропорту Манас в Бишкеке. Борт должен был приземлиться в 07:25 по местному времени (04:25 мск). «Самолет пытался совершить посадку с запада на восток, однако по каким-то причинам не смог этого сделать и, вероятно, хотел уйти на второй круг», — рассказал представитель спасательного ведомства Киргизии.
По данным Минтранса, лайнер упал при заходе на посадку в 1,5-2 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта. Экипаж составлял пять человек. На место происшествия выехали глава правительства Киргизии Сооронбай Жээнбеков, первый вице-премьер-министр Мухамметкалый Абулгазиев, глава МЧС Кубатбек Боронов и глава Министерства транспорта и дорог Жамшитбек Калилов. В связи с катастрофой аэропорт Манас временно закрыт для самолетов — минимум до 16 часов местного времени (13:00 мск).
Кто погиб
Сейчас известно о 37 погибших в результате катастрофы под Бишкеком. Самолет упал на дачный поселок Дача-Суу Сокулукского района, находящийся в 1,5-2 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта. В результате погибли 17 жителей домов, на которые рухнул лайнер, разрушено 15 жилых строений. Среди жертв на земле шестеро детей, еще двое взрослых и трое детей ранены, у них тяжелые множественные травмы и ожоги. Сообщалось также, что в районе падения горят два дома.
Турецкая газета Vatan опубликовала имена членов экипажа, погибших при падении «Боинга 747-400». Командиром воздушного судна был Ибрагим Гюрган Диранч, вторым пилотом — Казым Ондюл. Также в состав экипажа входили борт-операторы по размещению грузов Мелих Аслан и Мелих Коча. Как уточняется, Ондюл был военным летчиком, в 2009 году служил в Афганистане. По информации пресс-службы Минздрава, погибли четыре члена экипажа.
Причины крушения
По предварительным данным, катастрофа произошла из-за сложных погодных условий. Отмечалось, что накануне зону аэропорта накрыл густой туман. По словам синоптиков, такие погодные условия наблюдаются в республике уже три дня. «Сегодня ночью в Бишкеке был плотный туман с ухудшением видимости до 50 метров», — сообщила заведующая отделом метеорологических прогнозов Кыргызгидромета Махбуба Касымова. По ее словам, в окрестностях столицы туман рассеется не раньше 19 января, до этих пор видимость будет плохой.
Сотрудник одной из киргизских авиакомпаний Турар Исмаилов объяснил, что пилотировать авиалайнер в условиях плохой видимости крайне трудно. По его словам, Boeing-747 — один из самых безопасных самолетов в мире. «Что стало причиной крушения — судить трудно. Об этом можно говорить только после расшифровки "черных ящиков"», — сказал пилот. Он подчеркнул, что, возможно, имел место человеческий фактор или плохая видимость из-за тумана. «Хотя Boeing-747 — один из самых больших лайнеров в мире, он может сесть и при видимости в 200-300 метров», — цитирует Исмаилова «Sputnik Киргизия».
Что говорят власти
Утром на место трагедии прибыли глава правительства Киргизии Сооронбай Жээнбеков, вице-премьер-министр республики Мухамметкалый Абулгазиев, глава МЧС Кубатбек Боронов и министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов. Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков распорядился создать правительственную комиссию для изучения причин катастрофы. Ее возглавит Абулгазиев.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев объявил в стране вторник, 17 января, днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Он выразил соболезнования семьям погибших в результате крушения самолета под Бишкеком и распорядился оказать им материальную помощь. Глава государства также дал указание помочь в лечении и восстановлении здоровья пострадавшим в результате авиакатастрофы. Кабинету министров поручено тщательно исследовать причины трагедии и принять меры по устранению последствий катастрофы.
Международный аэропорт Манас расположен в 23 километрах к северо-западу от столицы Киргизии Бишкека, на территории Чуйской области. Назван в честь героя киргизского эпоса по предложению писателя Чингиза Айтматова. До 2014 года в аэропорту располагалась авиабаза и центр транзитных перевозок ВВС США.
Первый самолет Манас принял в 1974 году. Сейчас аэродром занимает площадь 242 тысячи квадратных метров, имеет 38 стоянок и два телескопических трапа, может принимать все типы воздушных судов. В связи с исчерпанием технического ресурса, физическим и моральным износом в аэропорту требуется полная замена радиолокаторов.
Другие авиакатастрофы в Киргизии
Авиакатастрофы с таким количеством жертв не было в Киргизии с 2008 года, передает «Sputnik Киргизия». 24 августа 2008-го крушение потерпел «Боинг-737» авиакомпании Itek Air, вылетавший из Бишкека в Тегеран. Из-за технических неполадок воздушное судно не сумело набрать высоту. При маневре «Боинг», пытаясь вернуться на посадочную полосу, упал в 10 километрах от аэропорта Манас, в районе села Жаны-Жер. На борту было 90 пассажиров, в том числе 17 членов сборной Киргизии по баскетболу. Погибли 64 человека. По результатам расследования виновными признали оставшихся в живых командира экипажа и второго пилота. Они были приговорены к пяти годам лишения свободы.