Среди московских арт-фестивалей у гаражного — своя специфика. Во-первых, он устроен не государственной, а частной институцией, во-вторых, концентрируется только на отечественном искусстве, и в-третьих, будет проходить, в отличие от биеннале, раз не в два, а в три года. В 40 городах (напомним, первопроходцем в региональном развитии современного искусства в России был Государственный центр современного искусства с его филиалами по всей стране — ГЦСИ, который весной скандально подчинили РОСИЗО) из 200 художников кураторы отобрали для выставки 68, большинство из которых уже хорошо известны. Информацию о всех отсмотренных авторах — по регионам и городам — будут загружать на интернет-платформу triennial.garagemca.org.
Вместо общей темы у триеннального проекта — семь разделов, которые здесь именуются «директориями». Кураторы (Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано, Ильмира Болотян, Татьяна Волкова и Александра Обухова, а комиссар смотра — главный куратор «Гаража» Кейт Фаул) называют их «векторами или тенденциями, одинаковыми для всех территорий, где они побывали».
![Александр Бренер, Олег Кулик. «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». Галерея Марата Гельмана, Москва. 23 ноября 1994 года](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Александр Бренер, Олег Кулик. «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». Галерея Марата Гельмана, Москва. 23 ноября 1994 года
Фото: архив Олега Кулика
Триеннале распростерлась на большей части второго «гаражного» этажа, частично сбоку от атриума на первом — и выплеснулась в Парк Горького. Первое, что вы видите, — грузную золоченую фигуру священнослужителя, показывающего кукиш и стоящего на фоне транспаранта «Здесь вам не Москва» с прошлогодней новосибирской «Монстрации» Артема Лоскутова. Скульптура — хорошо известная работа Анатолия Осмоловского, двигавшего московский акционизм в 1990-х, сделана была в 2013-м и зовется «Золотым автопортретом». На посохе — репродукция «Черного квадрата», на груди — документации перформансов с человеком-собакой Олегом Куликом, знак доллара на квадрате Малевича — акция Александра Бренера, слово из трех букв, выложенное на Красной площади группой «ЭТИ» («Экспроприация территории искусства», организатором акции был как раз Осмоловский). На митре — фото Pussy Riot.
Вряд ли эти работы смогли бы сейчас появиться в государственном музейном пространстве, и «Гараж», кажется, заявляет: мы можем это показать. Тут же устраивают комнату, посвященную арт-активизму (в разделе «Искусство действия»), с фотографиями «Монстраций» Лоскутова, с феминистским искусством, «комиксами» из «Хроник сопротивления» Виктории Ломаско.
![Посетительница на открытии весеннего выставочного сезона в Музее современного искусства «Гараж»](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Посетительница на открытии весеннего выставочного сезона в Музее современного искусства «Гараж»
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Что касается Осмоловского, он, в частности, вместе с Андреем Монастырским, Павлом Аксеновым, Дмитрием Булатовым и Дмитрием Приговым представлен в директории «Мастер-фигура». Хорошо, если срез современного искусства берется широким, но возникает вопрос, почему из концептуалистов здесь оказались Пригов и Монастырский, но никого из других ветвей этого авторитетного направления?
Поскольку у триеннале нет единой темы, стоит назвать ее разделы: кроме упомянутых — «Мастер-фигура» и «Искусство действия» — это еще «Авторские мифологии», «Верность месту», «Общий язык» и «Морфология улиц». (Плюс в отдельной, невыставочной, части «Локальные истории искусства» каждые две недели будут обсуждать региональные художественные сцены.) Произведения сгруппированы эффектно, вообще выставка такая, что смотреть ее легко. Здесь есть и веселая краснодарская группировка ЗИП с ироничной инсталляцией «Школа 1,5*1,5»: каждый отсек посвящен своему роду деятельности. Имеются у ЗИПов «Школа живописи и ароматерапии» (смотреть на картину предлагается — чтобы совсем уж расслабиться — одновременно вдыхая запах освежителя воздуха) или «Школа античного юмора и реализма». В античности, мол, были свои законы отражения природы, основанные на реалистичности, а в России — вспоминают художники, очевидно, и недавний скандал с фотовыставкой Джока Стерджеса — «запреты на изображение обнаженного тела часто доходят до абсурда». Так что тут предлагается изобразить с натуры «скульптуру», у которой есть лицо, первичные половые признаки для «Ж» и для «М», а руки-ноги схематично сработаны из деревянных реек.
![Акция «Э.Т.И. — текст». Москва, Красная площадь. 18 апреля 1991 года](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Акция «Э.Т.И. — текст». Москва, Красная площадь. 18 апреля 1991 года
Фото: osmopolis.ru
На триеннале есть Таус Махачева (которая будет участвовать — наряду с Ириной Кориной, чью инсталляцию в «Гараже» тоже показывают, но отдельно от коллективного смотра — в основном проекте 57-й Венецианской биеннале), есть Саша Пирогова (она будет одним из экспонентов павильона России в Венеции). Есть Евгений Антуфьев (участвовавший в прошлогодней «Манифесте»), Александра Сухарева (участвовавшая в проходящей раз в пять лет престижной 13-й documenta в Касселе). Много кто есть: Владимир Архипов, Дамир Муратов, Александр Повзнер, микро-арт-группа «Город Устинов», группа «Синий суп», группа «Куда бегут собаки» с «Робокадилом», отпугивающим зло, Павел Пепперштейн с «Воскрешением Пабло Пикассо», в одном флаконе с картинами, видеорассказом и текстовой частью, которая размещена разве что не на полу, и читать ее удобнее, стоя на коленях...
Из менее известных — челябинский художник Николай Панафидин с необычными конструкциями вроде «Светового инерциоида»: в ряд висят шесть «потухших» лампочек, и седьмая, горящая, ударяется об остальные, придавая тот самый импульс. Панафидин — выпускник Челябинского индустриального колледжа, работавший с Вячеславом Полуниным, а сейчас сотрудничающий с кукольником Виктором Плотниковым. Неподалеку от опусов Панафидина — выгородка «Мастерская Михаила Смаглюка», тоже любопытная вещь со множеством смешных приспособлений и объектов. Смаглюк — реставратор Краснодарского историко-археологического музея-заповедника имени Фелицына. То есть эти авторы в «Гараже» появились из смежных областей, что само по себе может дать интересный результат. Только имен таких почему-то получилось весьма немного.
![Павел Пепперштейн. «Центавр и Нимфа», 2016 год](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Павел Пепперштейн. «Центавр и Нимфа», 2016 год
Изображение: Павел Пепперштейн
Перечисление напоминает каталог. Триеннале тоже походит на каталог. Красиво «изданный» и без непонятностей, за которые журят современное искусство. Панораму, из которой, например, иностранные кураторы, приезжающие в Москву, могут выбрать заинтересовавшие их кусочки пазла. Или панораму, где собрано много имен, которые на российской художественной сцене принято знать. В этом смысле местоположение музея в парке Горького удобно — сюда легко добраться, здесь много народа, в том числе и отнюдь необязательно «вернисажной» публики, которая, может, и не хочет в обычное время ходить по московским биеннале и галереям, а здесь узнает нужных художников. А что до «экспериментальной» части и дальнейших поисков новых имен, будем надеяться, что к следующему триеннальному выпуску, возможно, этот момент как-то разовьется.