Советские сатирики Ильф и Петров пустили в оборот крылатую фразу «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» во времена, когда наиболее доступным транспортом были велосипеды. С тех пор много воды утекло, и автомобиль действительно стал массовым средством передвижения. При этом многие опции, некогда доступные только в самых дорогих моделях, — от тривиального радиоприемника до кондиционера и электрических стеклоподъемников — сегодня входят в базовую комплектацию совершенно обыкновенных автомобилей. Что, в свою очередь, подталкивает производителей люксовых авто искать новые методы привлечения клиентов эксклюзивными и уникальными функциями. «Лента.ру» опросила представителей нескольких ведущих автомобильных компаний и выяснила, какие специальные возможности производимых ими моделей они считают наиболее интересными и не имеющими равных на рынке.
Современный автомобиль, особенно премиального и люксового сегментов, настолько «нашпигован» разнообразным оборудованием, делающим езду безопасней и комфортней, что нередко даже автодилеры и эксперты не до конца знакомы со всеми возможностями той или иной модели. А когда речь заходит о дополнительных опциях, то часто представители марки оказываются едва ли не единственными специалистами, знакомыми со всеми деталями предлагаемого функционала.
Королевский статус
К примеру, многие ли, даже среди клиентов фирмы, знают, сколько оттенков цвета доступно для кузова Rolls-Royce? Ответ дает Франк Тиманн, руководитель по корпоративным коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе и СНГ: «Клиентам доступна палитра из 44 тысяч оттенков. Мы можем подобрать цвет кузова в тон любимого лака для ногтей вашей жены или педальной машинки, на которой вы катались в детстве. А если этого оттенка не существует — мы разработаем его для вас.
Именно это мы сделали для бизнесмена из Макао Стивена Хуна, заказавшего флот из 30 автомобилей Phantom для своего роскошного отеля. Он хотел получить уникальный оттенок красного, которого не было ни у кого другого. Мы изобрели этот оттенок и назвали в его честь — StevenRed. Для тех, кто хочет расширить границы возможностей, мы можем предложить новое видение покрасочного материала. Так, в этом месяце мы представили Ghost Elegance — первый в мире автомобиль, покрытый краской из алмазов».
Полная индивидуализация возможна и для одной из самых известных «роллсовских» опций — потолка «звездное небо». Этот уникальный эффект достигается за счет особого расположения оптоволоконных нитей, интегрированных в покрытие потолка на разной глубине и под различным углом. Интенсивность сияния «звезд» можно настроить в зависимости от настроения — более яркий сценарий для чтения в салоне или более мягкий для расслабляющей, романтичной атмосферы. «Наши мастера могут изготовить ваше любимое созвездие или воссоздать звездное небо, которое сияло в день вашего рождения. Единственное ограничение — это ваше воображение», — поясняет Тиманн.
В случае с Rolls-Royce уникальность проявляется даже в такой, казалось бы, второстепенной детали, как декоративная полоса вдоль кузова. Линия длиной пять метров наносится вручную на каждый экземпляр единственным мастером в Гудвуде, весь процесс занимает около трех часов. Для этого используется тонкая кисть из беличьего ворса.
Фото: пресс-служба Bentley Motors
Не отстает и основной конкурент Rolls-Royce, компания Bentley. К своим автомобилям, например, рекламируемому как самый мощный четырехдверный автомобиль в мире Flying Spur W12 S, фирма предлагает наборы изысканных аксессуаров для отдыха на природе: комплект для рыбалки Fly Fishing и набор для пикника Linley Hamper, изготовленные ателье Mulliner. Обе «корзинки» также можно индивидуализировать по вкусу клиента.
Богатое воображение
Разумеется, подобные капризы предназначены для клиентов, которым, как пел когда-то Борис Гребенщиков, «нечего больше хотеть». Компании же, работающие «ближе к земле», в премиальном сегменте, предлагают более практичный и нужный в повседневной жизни функционал. Например, Jaguar Land Rover оснащает свои SUV системой адаптации к дорожным условиям Terrain Response 2 и датчиком глубины водного препятствия Wade Sensing, позволяющими использовать автомобили в условиях реального бездорожья. Впрочем, и здесь не забыты любители неэкстремального отдыха на природе: на откидной крышке багажного отделения установлены два дополнительных сиденья.
Необычные опции предлагаются и для спорткаров. К примеру, Audi R8 можно заказать не только со штатными светодиодными, но и с лазерными фарами. Модуль с четырьмя лазерными диодами высокой мощности, каждый из которых имеет диаметр всего 300 микрон, активируется при скорости свыше 60 километров в час вне населенных пунктов и генерирует синий лазерный луч. Фосфорный конвертер преобразует этот луч в белый свет, который хорошо воспринимается человеческим глазом.
В стандартные же опции для TT RS и R8 входит цифровая приборная панель Audi virtual cockpit с 12,3-дюймовым TFT-дисплеем и трехмерной графикой. Для удобства дисплей работает с несколькими цветовыми темами, в зависимости от отображаемой информации — например, в меню «Медиа» он оранжевый, а в меню «Телефон» — зеленый.
Компания Porsche гордится использованием в своих серийных моделях технологий, опробованных на гоночных трассах, — таких как коробка передач с двойным сцеплением Porsche Doppelkupplungsgetriebe (PDK). Впервые этой коробкой оснастили Porsche 956 для участия в гоночном чемпионате в 1984 году, серийно ее начали ставить в 2008 году на Porsche 911 Carrera.
Немецкие споры
Извечные конкуренты BMW и Mercedes-Benz соревнуются теперь и в области высокотехнологичной «начинки» своих автомобилей. Специалисты из Мюнхена предлагают систему BMW Connected Drive для BMW 7-й серии и BMW 5-й серии, позволяющую при помощи устанавливаемого на смартфон бесплатного приложения BMW Remote дистанционно управлять своей машиной.
А начальник отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц РУС» Андрей Родионов привел в качестве примера достижения штутгартской фирмы в области хай-тек систему общения между автомобилями через облачное пространство Car2X: «Автомобили предупреждают друг друга об опасностях по срабатыванию различных датчиков или водитель сам сообщает об опасности на дороге. В будущем планируется подключение к общению дорожной инфраструктуры, тогда, например, светофоры начнут заранее предупреждать о включении красного».
Все приведенные примеры, конечно, пока недоступны на массовых моделях популярных производителей. Но скорее всего, со временем они появятся и на них. «Расширяя границы возможного, роскошные марки обеспечивают прогресс и служат источником вдохновения. К примеру, сегодня многие производители массового люкса, премиального и массового сегментов предлагают определенный выбор кастомизированных цветов, индивидуальную строчку и даже зонтики в дверях автомобиля — все эти решения вдохновлены роскошью, но адаптированы под нужды массового производства», — считает Франк Тиманн.