В этом году Первый канал не покажет песенный конкурс «Евровидение» из-за отказа страны-хозяйки, Украины, пустить на свою территорию российскую исполнительницу Юлию Самойлову. «Лента.ру» разбиралась, почему переговоры с украинской стороной провалились, чем для конкурса чревата потеря российской аудитории и почему на Первом канале не спешат бить тревогу.
Что произошло?
В четверг, 13 апреля, Первый канал получил письмо от Европейского вещательного союза (ЕВС) о том, что ЕВС не смог урегулировать вопрос об участии Самойловой в «Евровидении». СБУ закрыла певице въезд в страну 22 марта из-за того, что в 2015 году, после присоединения Крыма к России, она побывала на полуострове, который украинские власти считают оккупированным.
Президент Украины Петр Порошенко назвал решение послать на конкурс Самойлову провокацией. По его мнению, Москве нужно было не участие в «Евровидении», а скандал. На Первом канале, занимавшемся отбором исполнителей на конкурс, парировали: Самойлову выбрали исключительно потому, что она талантливая певица и поет хорошую песню.
Как организаторы «Евровидения» пытались переубедить Украину
В ситуацию сразу же вмешался Европейский вещательный союз, владеющий правами на проведение мероприятия. Там заявили, что разочарованы жестом Украины и попытаются сделать все возможное, чтобы допустить российскую участницу до конкурса. СБУ настаивала на том, что разрешать Самойловой въезд на Украину нельзя, а потому Первому каналу предложили два варианта: заменить Самойлову другим исполнителем или транслировать ее номер дистанционно, посредством спутника передав выступление из студии в Москве.
Пролоббированный ЕСВ вариант с удаленным участием Первый канал сразу же отверг. А позже вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко объявил, что показывать Самойлову по местному телевидению, пусть даже дистанционно, — такое же нарушение законов, как и ее въезд в страну.
Почему с Украиной так и не договорились
Вещательный союз до последнего не оставлял попыток урегулировать конфликт. Однако СБУ не изменила своей позиции, а Первый канал настаивал на неприемлемости обоих предложенных компромиссных вариантов. Напоследок, 13 апреля, телеканал обвинил Киев в «попытке политизировать конкурс, целью которого на протяжении всей его 62-летней истории было объединение людей».
Близкий к руководству Первого канала источник рассказал «Ленте.ру», что для телекомпании стало неожиданностью то, с каким рвением организаторы «Евровидения» отстаивают интересы российской стороны.
В конце марта ЕВС даже обратился к отдельным письмом к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. В послании говорилось о крайнем недовольстве организаторов конкурса сложившейся ситуацией и угрозах некоторых европейских вещателей устроить бойкот Киеву. Однако и это не помогло.
Потери сторон
Кто и что потеряет, если Россия не покажет по телевидению «Евровидение»? Украина — более пяти миллионов зрителей (именно столько россиян, по оценке Mediascope, посмотрели финал шоу в 2016 году). Организаторы — былой охват, к которому так отчаянно стремятся все последние годы.
«Евровидение» разными способами стремилось завоевать внимание аудитории с помощью все более грандиозных шоу и вирусного эффекта в соцсетях, а также расширения географии участников и вещателей. Так, в 2016 году в конкурсе участвовала даже далекая от Европы Австралия, которая, к слову, изъявила серьезное намерение организовывать собственную версию шоу — «Евровидение-Азия». Австралийские телевизионщики подсчитали, что азиатское «Евровидение» способно заинтересовать более миллиарда человек. Интерес к конкурсу в Азии действительно есть. К примеру, «Евровидение» уже на протяжении четырех лет транслируют в Китае.
На фоне таких заоблачных показателей пятимиллионная зрительская аудитория из России кажется каплей в море. Однако Mediascope измеряет аудиторию всего по пяти тысячам домохозяйств, поэтому некоторые эксперты полагают, что «Евровидение» в России смотрит куда больше людей. Но даже если за конкурсом и наблюдают более 20 миллионов россиян, это только 10 процентов общей аудитории. Ведь по данным ЕВС, «Евровидение-2016» смотрели 204 миллиона зрителей.
Чем рискует Первый канал? Упустить доход от продажи рекламы, которая, как известно, стоит намного дороже, когда речь идет о рейтинговых проектах, каким считается и «Евровидение». Впрочем, в 2016 году рейтинг программы не был выдающимся и едва перевалил за восемь процентов.
По оценкам некоторых экспертов, вырученные от рекламы деньги только на 80-90 процентов покрывают сумму взноса, которую канал-транслятор ежегодно платит Европейскому вещательному союзу за возможность показывать шоу. Какой ущерб экономике компании нанесет отказ от трансляции «Евровидения-2017», на Первом канале не комментируют. Однако источник «Ленты.ру» в телекомпании говорит, что телеканал предпочитает не драматизировать ситуацию и рассчитывает «отбить» потерю «Евровидения» с помощью других, более рейтинговых шоу.