Перед российским этапом «Формулы-1» британская Daily Mail поделилась со своими читателями анекдотичной историей. Владельцы гонок по ошибке отозвали приглашение Владимира Путина на соревнования в Сочи, писало издание, а без этой формальности на такие мероприятия не попасть даже главе государства и даже в его любимом приморском городе. Российский президент действительно мог не посетить гонки. Однако по совершенно иным причинам.
У входа на трассу российского президента ждали Берни Экклстоун и Чейз Кэри, бывший и нынешний первые лица «Формулы». Несколько дней назад исполнительный директор корпорации Liberty Media (правообладатель гонок) сообщил, что «будет рад встретиться с Путиным, несмотря на западные санкции в отношении России». Экклстоуну и говорить ничего не пришлось: в прессе его давно называют «другом Путина». Увидев давнего знакомого, российский президент его обнял, похлопал по плечу и слегка наклонился, чтобы выслушать. С Кэри они просто пожали друг другу руки.
Путин обычно с удовольствием общается с Берни Экклстоуном. 86-летний создатель гонок, как это нередко бывает, вытеснен новым правообладателем. Британца уволили с поста президента группы компаний «Формула-1» в январе. Бизнесмен, возглавлявший гонки 40 лет, реагировал эмоционально: «Сместили. Просто выгнали».
Но в Сочи он приехал с удовольствием, заметив, что чувствует себя как дома. И, не обращая внимания на такие мелочи как возраст, шутил, что старается держаться подальше от русских девушек. Он всегда отзывался тепло о Сочи и с восхищением — о российском президенте: «Он человек, который должен управлять Европой».
Но вопросы организации Гран-при России Путин обсудил уже с новым руководством. Во встрече помимо Чейза Кэри приняли участие коммерческий директор «Формулы-1» Шон Брэтчес и спортивный директор Росс Браун. Кэри, следуя примеру Экклстоуна, тоже хвалил Сочи. «Здесь очень красиво, с одной стороны — море, с другой — горы», — оглядывался он по сторонам.
Путин признался, что был удивлен количеством болельщиков, приехавших на Гран-при. «Все отели заняты», — отметил глава государства. При этом его самого гонки не очень интересовали: Путин прибыл на соревнования примерно через час после старта. Строго говоря, заезды он не наблюдал. Бизнесмены братья Борис и Аркадий Ротенберги тоже недолго следили за трассой, вскоре покинув балкон VIP-ложи. Гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов последовал их примеру. И только Дмитрий Медведев с азартом фотографировал проносящиеся с ревом болиды. Какое-то время компанию ему составлял вице-премьер Виталий Мутко.
Два года назад Владимир Путин охотно использовал эту площадку в политических целях. В 2015 году на королевские гонки были приглашены наследный принц Абу-Даби и заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мохаммед Аль-Нахайян, с которыми Путин побеседовал; затем он провел встречу с гендиректором компании «Пирелли» Марко Тронкетти. Но уже в прошлом году «Формулу» вывели из политики. Российский президент просто обозначил свое присутствие на гонках. На этот раз интерес первого лица к престижным соревнования был проявлен даже в меньшей степени, чего нельзя сказать о других зрителях.
На трибунах «Сочи Автодрома» были свободные места, но заполняемость была неплохая — сказалась сниженная стоимость билетов. Самые дешевые можно было купить, как и раньше, за 5 тысяч рублей. Зато стоимость места на трибуне упала примерно в два раза. Тем, кто пожелал быть «очень важными персонами», предлагали расстаться с суммой от 50 до 160 тысяч рублей. За эти деньги можно было попасть в самое интересное место — паддок. Здесь команды готовят свои болиды к выступлению, отвечают на вопросы и фотографируются с посетителями. Если повезет, можно повидать известных гонщиков.
Организаторы заверили, что в последний гоночный день были раскуплены почти все 50 тысяч билетов на трибуны. А всего за гоночный уик-энд соревнования посетили 150 тысяч человек. В Имеретинской долине в эти дни действительно было много гостей: люди приехали отдыхать на длинные праздники. И, в отличие от организаторов гонок, владельцы гостиниц в эти дни цены, наоборот, завышали.
При этом страстно болеть за своих на этих соревнования россиянам не пришлось. Год назад гонщик Даниил Квят, боровшийся за команду Red Bull Racing, дважды ударил Ferrari Себастиана Феттеля и некоторое время спустя оказался в менее именитой команде — Toro Rosso. В воскресенье он стартовал 12-м и финишировал тем же номером.
Оптимисты возлагают надежды на другого россиянина — Сергея Сироткина, попавшего в команду Renault. Молодому гонщику помогает Борис Ротенберг, давний друг Путина и основатель СМП Банка. Ротенберг серьезно занимался дзюдо, но и от королевских гонок не остался в стороне. Он основал академию пилотов для россиян — SMP Racing и руководит ею. Сейчас в ней действуют 54 пилота, цель программы — дать им возможность выступать на всех уровнях автоспорта.
На одной из пресс-конференций Ротенберг рассказывал, что встречался с предыдущим руководителем Renault Фредериком Вассером и намерен встретиться с новым главой Сирилом Абитебулом по поводу Сироткина. Переговоры с командой продолжались больше года. Станет ли гонщик основным пилотом Renault — зависит только от него самого. К слову, в воскресенье Сироткин прогнозировал победу команды Ferrari и, как и многие, ошибся.
Победителем Гран-при России стал финский гонщик Валттери Боттас, выступающий за команду Mercedes. Владимир Путин традиционно поздравил победителей и, наученный опытом, вовремя отошел, чтобы не попасть под брызги шампанского. Ближайшие дни президент проведет в Сочи. Во вторник, 2 мая, он примет канцлера ФРГ Ангелу Меркель, а в среду, 3 мая, проведет переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.