За несколько десятилетий советские традиции добрососедских отношений практически полностью сошли на нет — люди часто не знают даже тех, кто живет на их же лестничной площадке. Однако теперь, с развитием социальных сетей и интернета, общение возвращается.
Гаджеты можно ругать, но отчасти именно благодаря появлению смартфонов, Facebook, Instagram и прочих соцсетей люди снова захотели быть ближе друг к другу в реальности, чаще встречаться вживую. Сегодня в сети появляются сообщества и группы по самым разным интересам, знакомства в которых зачастую перерастают в реальное общение. Тренд коснулся и современных жилых комплексов, где возникают сообщества жильцов.
Чаще всего изначально людей объединяют общие проблемы. Например, в микрорайоне Красногорска, Павшинской пойме, люди сплотились, начали общаться и даже подружились, пока были обманутыми дольщиками группы компаний «СУ-155» (общая площадь застройки Павшинской поймы, включающей четыре квартала, составляет 1,4 миллиона квадратных метров, основным застройщиком выступал холдинг «СУ-155», о банкротстве которого было объявлено в 2016 году). Теперь все дома, к счастью, достроены, а новые соседи уже довольно хорошо друг друга знают.
Сегодня в Павшинской пойме существует несколько виртуальных сообществ во «ВКонтакте»: самое большое — общее, в котором состоит больше 18 тысяч участников, а также несколько тематических, например «Женский клуб — Павшинская пойма», в который, по словам участниц, мужчины не допускаются (дамы обсуждают там косметику, фитнес, детей и прочие очень важные вопросы) или «Вакансии — Павшинская пойма».
В общей группе участники, по словам местной жительницы Татьяны, обсуждают самые разнообразные вопросы: от совместной высадки деревьев до обмена костылями и бандажами на тазобедренные суставы. Люди спрашивают совета, где отпраздновать юбилей, как сделать так, чтобы во дворе ликвидировали яму, в какой автосервис лучше обратиться, просто общаются, предлагают животных, сообщают о найденных кошельках, котах, собаках и так далее.
«Прошлым летом кто-то из жителей даже попросил взаймы хрен для приготовления солений», — вспоминает Татьяна.
В целом, по словам Татьяны, люди добрые, отзывчивые, легко идут на контакт. «Всегда помогут чем могут, на любой вопрос и по любому делу. И группа нашего подъезда благодаря неравнодушным соседям тоже получилась ответственная и отзывчивая», — говорит она.
Встречаются и довольно неожиданные объявления, например: «Никогда бы не подумала, что сама буду писать такие посты, но девушка в голубой рубашке, которая была сегодня с парнем на "Игре престолов"… Знаю, что очень маловероятно, что я тебя найду, но если вдруг, знай — ты просто огонь! Жаль, что вы так быстро ушли, я хотела познакомиться. Предыстория: сегодня были в кино, четырем парам продали одинаковые места, в итоге, пока разбирались, опоздали на начало — большинство сели где попало по бокам, потом, в качестве компенсации, нам всем выдали билеты с открытыми датами на любой сеанс. Но без этой девушки не думаю, что вообще мы бы что-нибудь получили».
Похожие сообщества есть и у других районов, причем не только в новых ЖК, например, довольно активны группы районов «Сокол, Аэропорт, Динамо. Соседи», «Гагаринский район», «Ясенево», «Ломоносовский район и окрестности», «Объединение жителей района Хамовники» и другие в Facebook.
Застройщики в последнее время тоже стараются создавать в своих жилых комплексах добрососедские сообщества. «На площадке соседских клубов мы создаем самые разные поводы для общения, которое в дальнейшем довольно часто превращается в соседскую дружбу, деловое партнерство, совместное творчество. Соседские клубы для жителей работают как досуговые и комьюнити-центры, при этом жители могут использовать их для обсуждения совместных планов, в том числе, по развитию жилых комплексов», — рассказывает Ольга Володина, директор социально-градостроительной концепции «Миниполис» девелоперской группы «Сити-XXI век».
Подобную практику используют и другие компании — создают в ЖК различные клубы по интересам, досуговые центры и другие «третьи места» (точки притяжения). При этом, как отмечает директор департамента по связям с общественностью ГК «Интеко» Юлия Деева, проводится и специальная политика: только урбанистические методы не всегда эффективны. Управляющие компании (УК) стараются создать дружескую атмосферу, располагать жителей к общению.
«Способов множество — например, соседские форумы, совместные праздники. К примеру, в наших ЖК в Ростове-на-Дону в начале работы УК сама выступала с инициативой проведения для жителей разнообразных мероприятий. Сегодня в каждом комплексе сформирован пул активистов, не только выступающих с инициативами, но и участвующих в их реализации. Инициативная группа сама готовит праздники, придумывает сценарии», — рассказывает Деева.
То же касается загородных поселков. «У нас сформировалось даже не сообщество, а настоящее содружество жителей. И эту идею мы изначально закладывали в свои проекты: в поселках нет высоких заборов, но есть много парков и прогулочных маршрутов. Сейчас наиболее эффективным каналом, объединяющим наших жителей, можно назвать Messenger и WhatsApp. Здесь они делятся своими идеями, проблемами, инициативами, а представитель компании отвечает на все вопросы и помогает реализовать задуманное», — рассказывает коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких.
Например, по словам Коротких, один из жителей занимается тем, что строит воркаут-площадки в России. «Он предложил жителям сделать воркаут в поселке, мы выделили место. Жители вложили средства, и уже спустя две недели площадка появилась. Теперь активист собирается давать здесь открытые уроки, а также специальные занятия для пап и сыновей», — рассказывает он.
Также жители с помощью управляющей компании сами устраивают мероприятия, например в скором времени в одном из поселков пройдет лекция для детей от спасателей «Лиза Алерт». А общающиеся в специальном женском чате мамы недавно проводили мероприятие с разными активностями для детей всех возрастов.