В 2017 году — или, как это принято говорить, в 2К17 — некоторые российские YouTube-блогеры по неизвестным причинам прекратили или свели к минимуму активность на видеохостинге. Миллионы несовершеннолетних пользователей сети в одночасье лишились кумиров и задались резонным вопросом: что вообще происходит? «Лента.ру» выяснила, почему популярные среди школьников блогеры, зарабатывающие на своей славе миллионы рублей, покидают YouTube.
Что тут вообще происходит?
«Ивангай ушел с YouTube», — новость, поразившая миллионы школьников в августе 2017 года: самый популярный блогер Рунета Иван Рудской (12 миллионов подписчиков) на несколько месяцев исчез из социальных сетей и практически перестал публиковать ролики на своем канале. Не на шутку перепуганные фанаты принялись рыскать по интернету в поисках какой-либо информации, связанной с пропажей их кумира.
После непродолжительных поисков выяснилось, что 21-летний миллионер предпочел оставить успешную карьеру блогера ради учебы в польском университете, где изучает информатику и компьютерные технологии. Разочарованию поклонников не было предела: в ход шли просьбы, мольбы и даже угрозы с призывом «продолжать пилить годный контент». «Вам не кажется, что Ивангай зажрался и стал просто забывать про нас?» — интересовались друг у друга отчаявшиеся подписчики.
Рудской действительно перестал появляться в поле зрения фанатов. Если раньше новые ролики на его канале появлялись почти каждый день, то сегодня он выкладывает их в лучшем случае раз в два месяца. «Ждем следующие видео через год», — с иронией отмечают зрители.
О решении Ивангая высказались и его коллеги. Блогер Николай Соболев, набравший более 1,7 миллиона подписчиков на скандале с изнасилованием Дианы Шурыгиной, резонно заметил, что, приняв решение учиться в Польше, Рудской в буквальном смысле хоронит свою карьеру: «Зачем самому популярному блогеру СНГ, который может делать что хочет и зарабатывать по 5-10 миллионов рублей в месяц, учить польский и учиться в вузе? Почему нельзя было нанять личного репетитора в Москве? Какой-то абсолютный бред. Спускает карьеру в унитаз».
Детки выросли
Тем не менее поступок Ивангая заставил задуматься многих популярных блогеров, которым тоже посчастливилось стать миллионерами в ранней юности. Его примеру последовали Ян Го (3,7 миллиона подписчиков), сокративший выпуск роликов до раза в месяц, и бывшая девушка Рудского Марьяна Рожкова (5,4 миллиона подписчиков), которая в начале ноября объявила об уходе с YouTube. «Благодаря вам [подписчикам], я начала понимать, что я не маленькая какая-то какашка. Спасибо за все. Я вас очень сильно люблю», — написала она и сообщила, что собирается сосредоточиться на карьере певицы.
Стоит отметить, что в словах Рожковой есть доля здравого смысла. Еще четыре года назад получившие внезапную популярность подростки с удовольствием делали ролики из разряда «ПРЕЗЕРВАТИВ CHALLENGE», «РИСУЮ КАКАШКИ МАРЬЯНЫ РО», «ЖРЕМ КАКАШКИ», а сегодня вчерашним детям уже трудно заставить себя кривляться на камеру ради сомнительного одобрения миллионов школьников.
Та же Рожкова буквально кричит поклонникам о том, что уже давно перестала быть маленькой девочкой. Всеми силами демонстрируя свой преклонный возраст, девушка прозрачно намекает 12-летним фанаткам на свои пристрастия в Twitter. «Чешется нос. Когда-нибудь вы поймете, что же я несу тут такое», — похвасталась Марьяна Ро, прикрепив к публикации эмодзи кокоса и носа, а также улыбающийся смайлик.
Несмотря на явное нежелание заниматься «творчеством», большинство повзрослевших блогеров еще не готовы окончательно порвать с YouTube. В первую очередь, конечно, из-за денег. Шутка ли — около миллиона рублей за интеграцию в ролике заставят задуматься любого автора YouTube. За такие деньги многие готовы, к примеру, залезть в ванну с газировкой, счастливо улыбаясь.
«Вот так уот»
Конечно, на первый взгляд быть YouTube-блогером — это жизнь без забот, полная шестизначных сумм, веселья и общения со звездами. Но когда ежедневно приходится измазываться взбитыми сливками, поедать чипсы на скорость и, пуская слюни, запихивать в рот специальные расширители, идея бросить все и уехать в Польшу покажется единственным верным решением.
По словам популярного американского блогера Дерека Мюллера, YouTube — это своеобразная беговая дорожка. «Даже после того, как добиваешься успеха, приходится выпускать все новые видео. Никого не волнует, хочешь ты это делать или нет. И далеко не всегда наши творческие пожелания совпадают с запросами аудитории», — признается он.
Естественно, с приходом популярности и увеличением дохода блогеры с головы до ног обрастают помощниками: продюсерами, менеджерами, операторами, монтажерами и даже соведущими. Хотя еще ни одному известному ютуберу не удалось найти себе достойную замену даже на короткое время.
В итоге блогер оказывается в ловушке своей популярности: он не может развиваться в любом направлении, отдыхать или заменить себя квалифицированным ведущим. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, — прекратить снимать видео и кардинально сменить вид деятельности.
В бой идут одни старики
Тенденция ухода с YouTube наметилась еще в ноябре 2016 года. Тогда самый известный блогер интернета Феликс PewDiePie Чельберг (57 миллионов подписчиков) одновременно со своим коллегой по цеху Кейси Нейстатом (8,2 миллиона подписчиков) объявили о завершении карьеры на видеохостинге.
Нейстат продал свой стартап Beme (приложение для распространения роликов и обсуждения последних новостей — прим. «Ленты.ру») CNN за 25 миллионов долларов и возглавил проект по привлечению интернет-аудитории к телеканалу. PewDiePie объяснил свое решение банальной усталостью. «Я работаю над шоу, делаю ежедневные влоги, придумываю безумные шутки — просто все это очень сложно, я не справляюсь с этим», — признался он.
Однако если зайти на каналы Нейстата или PewDiePie, можно обнаружить, что несмотря на громкие заявления блогеры ежедневно публикуют новые ролики. Судя по всему, ни новые проекты, ни усталость не смогли заставить интернет-знаменитостей отказаться от возможности заработать лишний миллион.
Что же касается подросших российских блогеров — они могут последовать примеру старших коллег, которые, добившись популярности на YouTube, подались в продюсирование новичков, рекламу, организацию блогерских фестивалей и даже музыку. Тем не менее стоит помнить, что несколько отошедшие от дел «старички» стали звездами уже в сознательном возрасте и приступили к сторонней деятельности в возрасте около 30 лет. Страшно представить, что произойдет с привыкшим к повышенному вниманию «взрослыми детьми», которые только и умеют, что соревноваться в натягивании презерватива на голову, поедании печенек и купании в ванной с чипсами.