Бытовая химия стала настолько привычной в повседневной жизни, что практически никто не воспринимает ее как нечто особенное. Хотя еще 70-80 лет назад для того, чтобы постирать белье, например, необходимо было предпринять значительно больше усилий. При этом производители бытовой химии не останавливаются на достигнутых результатах и продолжают совершенствовать свою продукцию. Для чего и как они это делают, разбиралась «Лента.ру».
Не все порошки одинаково полезны
Только за последнее десятилетие технологии во всех сферах жизни совершили такой прорыв, что столь обыденная вещь, как стиральный порошок, воспринимается уже как некая архаика. Между тем продукт этот на самом деле относительно молодой: первые порошки появились лишь в 30-х годах прошлого века. И с того времени постоянно менялись. Тот порошок, которым потребители пользуются сейчас, отличается от своего «прадедушки» так же кардинально, как авто производства Генри Форда от современных аналогов.
Связано это в первую очередь с тем, что помимо средств для стирки или, например, уборки незаметно меняются условия этих процессов. Так, например, первая революция в процессе ухода за одеждой произошла с появлением стиральных машин, поэтому сейчас на долю машинного труда приходится около 80 процентов работы. Вместе с тем совершенствуются и сами стиральные машины, изменяя тем самым вкусы потребителей, увеличившие за последние три года использование экономичного цикла стирки в два раза.
Вторым существенным фактором оказалось изменение предпочтений в модной индустрии, благодаря которым в 1980-е годы дешевый и долговечный полиэстер существенно потеснил хлопок с позиции самой популярной ткани. Из-за этого доля хлопка и синтетических тканей в стирке сегодня снизилась с 90 до 50 процентов, уступив место комбинированным тканям, на которые теперь приходится около 40 процентов в общем объеме стирок. А синтетические ткани, как известно, гораздо сильнее впитывают загрязнения и неприятные запахи. Более того, из-за накипи синтетические ткани, особенно эластан, теряют свою мягкость.
Существуя в постоянно меняющихся условиях, производители стиральных порошков вынуждены регулярно совершенствовать свою продукцию. К той же цели их подталкивает изучение поведения потребителей.
Фото: P&G
Объем бедствия
Как создаются современные гели, капсулы для стирки и чистящие средства, корреспондент «Ленты.ру» имел возможность наблюдать в Брюссельском инновационном центре Procter&Gamble, где трудятся более 600 научных сотрудников со всего мира и создаются новые формулы. Процесс разбит на несколько этапов. Первый — наблюдение за поведением потребителей в процессе мытья посуды, полов, стирки и ухода за мебелью. Для участия в этом процессе P&G приглашает добровольцев со стороны. Это важный момент, потому что, не будучи связанными с компанией какими-либо обязательствами, люди ведут себя естественно.
История развития Procter&Gamble
XIX век — свечи
XIX век — кусковое мыло
1934 — первый стиральный порошок Dreft
1967 — первый стиральный порошок с энзимами Ariel
1950 — средство для мытья посуды Fairy
1963 — кондиционер для белья Lenor
1985 – первый гель для стирки Ariel
1998 — освежитель для одежды Febreze
2007 — парфюмерные микрокапсулы, сохраняющие аромат, в Lenor
2013 — капсулы для стирки «три в одном» Ariel и Tide
Для добровольцев в инновационном центре создано несколько комнат, интерьер которых представляет собой типичные для среднего европейского класса кухни, ванные комнаты, гостиные и так далее. Для отделки этих помещений используются наиболее распространенные современные материалы. В комнатах-полигонах человек проводит ровно столько времени, сколько ему нужно для того, чтобы убраться или постирать. А пока он это делает, за ним наблюдают сотрудники инновационного центра — через специальные окошки, закамуфлированные под зеркала, и посредством видеокамер. В их задачу входит фиксировать каждое действие, сколь бы незначительным оно ни было.
Соответственно, эксперты получают данные, позволяющие понять, каким образом пользователи применяют их продукт. Например, благодаря исследованиям P&G известно, что в России 90 процентов людей сортируют одежду по цвету и только половина — по типу ткани. Или что только 5 процентов стирок приходится на действительно грязные вещи, а более 40 процентов — на вещи с незначительными загрязнениями или те, что необходимо просто освежить. Статистика нашей страны говорит о том, что в 50 процентах случаев потребители определяют количество стирального порошка на глаз (при использовании жидких средств 80 процентов испытуемых пользовались мерными стаканчиками), и почти в 80 процентах случаев количество средства для стирки не соотносится с объемом вещей. Все это свидетельствует о том, что в наш просвещенный век большинство пользователей не умеют обращаться с такой, казалось бы, простой вещью, как стиральный порошок.
Фото: P&G
Создать формулу
Анализируя полученные на испытуемых данные, эксперты компании делают выводы о том, какими свойствами должен обладать продукт для стирки, чтобы эффективно отстирывать и быть удобным в использовании. Дальше в игру вступают химики из исследовательской лаборатории. В их задачу входит составить прототип моющего вещества и тут же опробовать его на разных типах тканей с разным характером загрязнений. Кроме того, для испытаний используется разная по температуре и по жесткости вода, характерная для того или иного места планеты.
В работе химикам помогают специальные кассеты размером не более современного смартфона, состоящие из 96 ячеек, каждая из которых является по сути стиральной машиной в миниатюре. Благодаря им специалисты могут изучать воздействие моющего вещества сразу на группу образцов из разных тканей с разными типами загрязнения. Химическая структура вещества каждый раз — разная. Несмотря на то что основ для его составления не очень много — всего три-четыре, количество комбинаций, в которых можно их протестировать, существенное. В частности, лаборатория Procter&Gamble в месяц проводит до 30 тысяч опытов, на основании которых выбирается всего пять-шесть образцов — пилотных формул, передающихся затем в дальнейшую работу.
Их снова продолжают тестировать, но теперь в условиях, приближенных к боевым. Для этого существует специальная лаборатория, в которой находится около 300 стиральных машин разных типов и объемов. Это важный момент, так как в разных странах существуют разные потребительские предпочтения относительно типов стиральных машин. Например, в США в стиральную машину с верхней загрузкой заливается в среднем около 60 литров воды, которая к тому же мягче, чем в России или Японии. Граждане этой страны предпочитают экономичный режим стирки, что также влияет на ее результат.
Вещи, на которых проверяется качество чистящего средства, берут в разных местах: некоторые закупают в секонд-хендах, но в основном образцы тканей присылает независимая компания, специализирующаяся на промышленной порче вещей — производит идентичные пятна нужного формата, релевантные для потребителей.
Фото: P&G
Лаборатория выполняет более тысячи исследований в год, в рамках которых проверяет действие моющих веществ более чем в 100 тысячах различных комбинаций, включая типы ткани, виды загрязнений, жесткость воды, температуру и так далее. В процессе исследований эксперты стараются понять, насколько вещество влияет на восстановление цвета постиранных вещей, яркость красок, контрастность элементов, насколько устраняются неприятные запахи. Наконец, насколько вещество отстирывает одежду от невидимых загрязнений, источником которых являются физиологические выделения человека, но которые, как выясняется, пачкают одежду больше всего — 70 процентов в общей структуре загрязнения вещей (10 процентов приходится на негативное воздействие улицы и 20 процентов — на случайные пятна). Более того, поскольку сейчас перед моющими веществами ставится задача не только отстирывать одежду, но и сохранять ее первоначальные характеристики — цвет, яркость ткани, фасон и размер, — то и этому аспекту уделяется повышенное внимание. Кроме того, в ходе тестирования эксперты обращают внимание на то, насколько безопасным будет полученная субстанция для потребителя.
Здесь нужно сказать, что отдел тестирования безопасности продукции имеет довольно широкие полномочия, так как подчиняется непосредственно генеральному директору компании и на него не могут влиять никакие другие службы, даже отделы маркетинга и производства. Таким образом, тестировщики принимают почти окончательное решение о том, быть новому продукту или нет. Ну и если все хорошо, подключаются остальные: создатели упаковки, маркетологи — в общем, все те, кто выводит продукт непосредственно на рынок.