Проведение внешней политики посредством «мягкой силы» — одна из наиболее распространенных практик в мировой дипломатии. А самый простой и одновременно эффективный способ воздействия — общественные институты и пропаганда в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить противостояние «вражеских голосов» и системы иновещания СССР в эпоху холодной войны. С падением железного занавеса эти методы не потеряли своей актуальности. По крайней мере в отношениях Польши и Белоруссии фактор пропаганды играет не последнюю роль. Насколько мягкой представляется польская сила в Белоруссии и чего добивается Варшава — выясняла «Лента.ру».
Недружественно и бестолково
В декабре 2017 года 10-летний юбилей отметил «Белсат» — спутниковый телеканал на белорусском языке, вещающий с территории Польши. Большую часть своей истории канал, являющийся подразделением Польского телевидения (Telewizja Polska, TVP), финансировался из польского бюджета, однако в последние годы его существование было под вопросом — власти задумали сократить дотации на содержание канала, а сотрудников «Белсата» трудоустроить на других каналах TVP. Судьба «первого независимого канала на белорусском языке» прояснилась под Новый год — премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сообщила, что Лондон и Варшава создадут совместный проект по противодействию «российской пропаганде». Ежегодно Великобритания будет выделять Польше 5 миллионов фунтов стерлингов, часть этой суммы пойдет на финансирование «Белсата».
«Белсат», вещание которого началось 10 декабря 2007 года, вызвал раздражение у властей Белоруссии задолго до своего официального запуска. Еще в апреле 2007-го президент страны Александр Лукашенко, комментируя информацию о грядущем запуске польского телеканала, предназначенного для жителей Белоруссии, назвал проект «глупым, бестолковым и недружественным». «Пусть Польша для начала разберется со своими проблемами», — резко отозвался тогда о польской инициативе белорусский лидер.
Причин злиться на Варшаву у Лукашенко было в достатке. Отношения между странами начали портиться еще в 2005 году, когда руководителем Союза поляков Белоруссии (не признаваемого Минском объединения) была выбрана Анжелика Борис, не скрывавшая своего негативного отношения к белорусским властям. Спустя несколько месяцев взаимных упреков Варшава приняла решение отозвать своего посла из Минска. В начале 2006 года белорусский МИД обвинил Варшаву в «явном и целенаправленном вмешательстве во внутриполитический процесс», а представители КГБ Белоруссии заявили об активизации в стране иностранных спецслужб в связи с приближающимися президентскими выборами.
После выборов, прошедших в марте 2006 года, Европейский союз с подачи Варшавы ввел санкции против Минска «за фальсификацию результатов выборов и репрессии в отношении оппозиции». Тогда же для студентов белорусских университетов, отчисленных за политическую активность, Польша запустила программу Кастуся Калиновского (один из руководителей Польского восстания 1863-1864 годов). Она давала возможность белорусским студентам и аспирантам поступать в польские университеты и получать государственную стипендию. За год программой воспользовались 244 гражданина Белоруссии, а за все время ее существования — более 900 белорусов.
Польская карта
Другой головной болью для властей Белоруссии стал появившийся в 2007 году документ под названием «Карта поляка». Ее обладателем мог стать гражданин любой из бывших республик СССР, способный подтвердить свои польские корни. «Карта поляка» это еще не польское гражданство, однако ее владелец получает ряд серьезных преференций. Так, например, обладателю документа гарантированы бесплатные многократные визы в Польшу; легальное трудоустройство на территории страны; бесплатное образование; бесплатная медицинская помощь. Также обладатели карты могут бесплатно получить вид на жительство в Польше и разрешение на постоянное проживание в стране. В обмен на все это заявитель должен всего лишь подписать заявление, в котором он признает себя частью польского народа.
В Белоруссии, где поляки являются не самым представительным, но и не последним этническим меньшинством (более 3 процентов населения), инициативу Варшавы восприняли с настороженностью. По официальным данным, «Картой поляка» обзавелись 100 тысяч граждан Белоруссии; по неофициальным, это число может быть в разы больше. Среди них оказались и представители органов власти страны.
В 2011 году Конституционный суд Белоруссии признал ряд пунктов польского закона о «Карте поляка» несоответствующим принципам и нормам международного права. А через год в Белоруссии вступили в силу поправки в закон «О государственной службе», которые запретили чиновникам пользоваться «Картой поляка». Более того, Минск решил нанести ответный удар. На фоне ухудшения отношений с Польшей (Варшава резко осудила силовой разгон демонстрации в Минске в декабре 2010 года; на улицы тогда вышли недовольные переизбранием Лукашенко на четвертый срок) Белоруссия задумала создать «Карту белоруса», которая должна была стать ответом «Карте поляка». Но в 2013 году от этой идеи решили отказаться.
Несмотря на обострение отношений между странами, интерес к Польше у простых белорусов не пропал. Свою роль сыграл и кризис 2014 года — против России, которая была наиболее востребованным направлением для желающих заработать белорусов, были введены экономические санкции, за которыми последовал экономический спад, позже отразившийся и на экономике Белоруссии. А польская экономика в это же время набирала обороты. При этом в Польше существует дефицит рабочих рук — с момента вступления в Евросоюз страну покинули от 2 миллионов до 3 миллионов человек, большинство из которых направилось на заработки в Германию и Великобританию. Видеть выходцев с Ближнего Востока и Африки в Польше не хотят, а вот трудовая миграция из Белоруссии и с Украины только приветствуется.
Количество украинских гастарбайтеров в Польше, судя по заявлениям киевских властей, достигает одного миллиона человек. Белорусов гораздо меньше, однако этот поток постоянно растет. По словам польского посла в Минске Конрада Павлика, за первое полугодие 2017 года белорусы получили около 25 тысяч разрешений на работу в Польше, в то время как за весь 2016 год им было предоставлено 23 тысячи разрешений, а в 2015-м на заработки в Польшу отправились всего 8 тысяч белорусов. Число же работающих неофициально может превышать эти значения в разы.
Кратковременная оттепель
Пришедшая в Польше к власти в 2015 году партия «Право и справедливость» дала понять, что готова наладить отношения с Минском. В 2015 году в Белоруссии прошли очередные выборы, на которых победу вновь одержал Александр Лукашенко. В отличие от 2006 и 2010 годов, массовых выступлений оппозиции в стране не наблюдалось. Более того, за несколько месяцев до выборов Лукашенко освободил из тюрем ряд политических заключенных. Тогда Варшава, которая после событий 2014-го всерьез опасалась «российской агрессии», заявила, что не будет противиться отмене санкций Евросоюза против белорусской элиты. Ограничения были сняты в начале 2016 года, который прошел под знаком налаживания отношений между Варшавой и Минском.
Весь год Белоруссию посещали высокопоставленные польские чиновники. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский во время посещения Минска в марте 2016 года (глава МИД Польши совершил тогда первый визит в Белоруссии за 8 лет) отмечал: «Это не Евросоюз изменил политику в отношении Беларуси, а Минск скорректировал свою политику, освобождая политических заключенных и проводя в прошлом году избирательную кампанию несколько по-другому, чем пять лет назад. Совместное решение Евросоюза об отмене санкций — это новый шанс для Беларуси и сигнал о готовности Евросоюза развивать диалог с Минском». Вторил ему и Александр Лукашенко, объявивший о готовности Белоруссии сотрудничать с западным соседом и интенсивно развивать двусторонние отношения.
В октябре того же года Белоруссию посетил вице-премьер Польши Матеуш Моравецкий (позже, в декабре 2017 года он возглавил польское правительство). Во время встречи с Лукашенко он согласился с предложением поднять планку торгово-экономического сотрудничества между странами, фактически призвав польские компании к ведению бизнеса в Белоруссии. Год завершился визитом в Минск Маршала (спикера) сената Польши Станислава Карчевского, который назвал Лукашенко «теплым человеком».
На фоне объявленной министром Ващиковским «прогрессирующей нормализацией отношений между Польшей и Беларусью», Варшава, очевидно, приняла решение свернуть проекты, являющиеся раздражителем для Минска. Польские власти разглядели на востоке «уменьшение числа репрессированных студентов», после чего отказались спонсировать бакалавров и магистров по программе Калиновского. Было объявлено, что формат программы изменится — предполагалось предоставлять стипендии выпускникам высших учебных заведений, которые имеют желание углубить квалификацию в польских университетах. При этом были внесены изменения в закон о «Карте поляка» — с осени 2016 года ее обладателям упростили процедуру получения гражданства и вида на жительство в Польше.
Не обошли вниманием новые польские власти и средства массовой информации, вещающие на Белоруссию. В декабре Министерство внутренних дел и администрации Польши объявило об урезании на 40 процентов финансирования радиостанции «Радио Рация», с 1998 года вещающей на западную часть Белоруссии. Ну а наиболее болезненным ударом было заявление Витольда Ващиковского относительно дальнейшего функционирования «Белсата». Министр иностранных дел Польши сообщил, что Варшава вынуждена ограничить дотации телеканалу (в публикациях СМИ говорилось, что финансирование будет сокращено с 17 до 5 миллионов злотых в год), добавив, что его влияние на действительность в Белоруссии — скромное, а сам проект был маргинализован. Руководство «Белсата» констатировало, что подобная мера приведет к ликвидации телеканала. «Это может быть как-то связано с потеплением отношений [Минска и Варшавы]», — предположила директор «Белсата» Агнешка Ромашевская-Гузы, которой, по словам Ващиковского, была предложена высокая должность на канале TVP Polonia.
Снова в эфире
Впрочем, потепление продолжалось недолго. Весной 2017 года Белоруссию охватили несанкционированные акции протеста против декрета «О предупреждении социального иждивенчества», также известном как «декрет о тунеядстве». Согласно документу, все трудоспособные, но не работающие и не платящие налогов на протяжении шести месяцев жители республики должны ежегодно уплачивать сбор в размере около 250 долларов. В противном случае их будут привлекать к административной ответственности.
Массовый митинг, который прошел 25 марта в Минске, был разогнан милицией и ОМОНом. По оценкам белорусских СМИ, были задержаны около 700 человек. Задержания происходили на протестных акциях и в других городах. МИД Польши осудил «произвольные и беспорядочные» задержания и обвинил Минск в нарушении прав человека. Витольд Ващиковский заявил, что дальнейшее сотрудничество между Белоруссией и Евросоюзом полностью зависит от Минска. А уже в апреле появилась информация о возможном возвращении программы Калиновского к первоначальной цели — поддержке «репрессированных» белорусских студентов. В июне набор студентов из Белоруссии, отчисленных из вузов по политических мотивам, объявил Центр восточноевропейских исследований Варшавского университета.
Ситуация с «Белсатом» оставалась неясной. В начале 2017 года Ромашевская-Гузы рассказала, что тогдашний премьер-министр Польши Беата Шидло заверила ее, что «каналу ничего не угрожает», однако детали беседы приводить отказалась. Положение дел прояснилось только к концу года. Сперва финансовая комиссия польского сената одобрила поправки, позволяющие министерству финансов страны выделить для «Белсата» средства на следующий год. По словам представителей канала, эта сумма равняется 20 миллионам злотых (сопоставимо с предыдущими годовыми бюджетами). А затем помощь подоспела и с Британских островов. Таким образом, на борьбу с «российской пропагандой» «Белсат» получит даже больше денег, чем ожидалось.