2017-й получился одним из самых насыщенных скандалами в истории Голливуда. По списку номинантов на премию «Оскар», которой Американская киноакадемия традиционно подводит итоги года, этого, впрочем, не скажешь: он вышел гендерно и этнически разнообразнее, чем у «Золотого глобуса», но обошелся без радикальных сенсаций.
Главные фавориты
Если в предыдущие годы два-три лидера оскаровской гонки проявлялись задолго до объявления Американской киноакадемией номинантов, то в этот раз единое мнение о фаворитах премии у критиков и экспертов не складывалось до последнего. 2017-й был богат на разнообразные околокиношные скандалы, но не предъявил ни грандиозного фильма-события (вроде «Титаника» или «Властелина колец»), ни кино, бесспорно выделяющегося на общем фоне за счет выдающегося художественного решения. В итоге больше всего номинаций досталось картинам, о которых как фигурантах оскаровских раскладов заговорили только во второй половине осени и успех которых на наградах отдельных голливудских гильдий поначалу еще воспринимался как неожиданный — это романтическая сказка Гильермо дель Торо «Форма воды» (13 номинаций) и условно злободневная трагикомедия Мартина Макдона «Три билборда близ Эббинга, Миссури» (7 номинаций). Кроме того, 8 номинаций получил «Дюнкерк» Кристофера Нолана — вместе с «Темными временами» Джо Райта (6 номинаций) подтвердив, что с расширением и повышением разнообразия членского состава Американская киноакадемия не лишилась своей страсти к большим, размашистым историческим полотнам на тему Второй мировой войны.
Главные неудачники
Самым заметным лузером «Оскара»-2018 можно уверенно назвать Джеймса Франко. После прошедшей еще прошлой весной премьеры его «Горе-творца», в залихватском стиле рассказывающего о съемках считающейся одним из худших фильмов в истории «Комнаты» Томми Вайсо, Франко неизменно входил во все оскаровские прогнозы — если не в режиссерской номинации или категории «Лучший фильм», то уж точно в числе претендентов на актерский приз: так, именно в категории «Лучшая мужская роль» он совсем недавно выиграл «Золотой глобус». Но за победой артиста на «Глобусах» немедленно последовали несколько громких скандалов с его участием (Франко обвинили в непристойном поведении несколько сотрудничавших с ним актрис и студенток его киношколы) — и позитивный фон вокруг «Горе-творца» тут же превратился в негативный: фильм ограничился номинацией на лучший адаптированный сценарий.
Кадр: фильм «Темные времена»
Среди других заметных неудачников — рассчитывавший на номинацию в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за роль в гей-пасторали «Зови меня своим именем» Арми Хаммер (а жаль — его пиар-кампания в гонке за наградой была уморительной и полной эффектных ходов и заявлений), «Секретное досье» Стивена Спилберга, ходившее в главных фаворитах, но получившее всего две номинации («Лучший фильм» и «Лучшая актриса» для Мэрил Стрип), и «Проект "Флорида"» Шона Бэйкера — этот удивительный в своей мудрости и красочности фильм довольствовался лишь номинацией «Лучшая мужская роль второго плана» для Уиллема Дефо. Расстраивает и отсутствие среди претенденток на актерский «Оскар» Вики Крипс — малоизвестная артистка в «Призрачной нити» владеет кадром на равных с прославленным Дэниелом Дэй-Льюисом. Кроме того, продолжает «Оскар» игнорировать фильмы Джеймса Грэя — а ведь его «Затерянный город Z», не только напоминающий шедевры Нового Голливуда, но и во многом их превосходящий, казался идеальным для премии материалом: большой бюджет, впечатляющий исторический материал, сильные актерские работы Чарли Ханнэма и Сиенны Миллер.
Главные неожиданности
Пожалуй, самый большой сюрприз киноакадемия преподнесла, выдвинув сразу в шести номинациях «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона: охватывающий несколько десятилетий портрет вымышленного кутюрье, явно вдохновленного такими гениями моды, как Кристобаль Баленсиага и Чарльз Джеймс. Если в номинации Дэниела Дэй-Льюиса, сыгравшего в «Нити» главную роль (и затем объявившего ее последней в своей славной карьере), никто не сомневался — мало какого артиста академики любят так сильно, то сам фильм в финальных прогнозах почти не фигурировал и вниманием голливудских гильдий был более-менее обойден. Успел несколько выпасть из оскаровского фавора и сам Пол Томас Андерсон: два его предыдущих фильма «Мастер» и «Врожденный порок» остались без премий, да и номинаций по меркам режиссера «Магнолии» и «Нефти» получили всего-ничего — три и две соответственно. Тем не менее «Призрачная нить» оказалась оценена по заслугам — это сложное, многозначительное и по-хорошему странное кино, пожалуй, больше всех остальных фигурантов номинации «Лучший фильм» приближается к тому, чтобы считаться большим искусством.
Другие сюрпризы — номинация Дензела Вашингтона за несовершенную судебную трагикомедию «Роман Израэл, эсквайр» и выдвижение «Логана» в категории «Лучший адаптированный сценарий»: о существовании жанра комиксного и супергеройского кино «Оскары» не вспоминали со времен Хита Леджера и «Темного рыцаря» (если не считать традиционных для блокбастеров технических номинаций). Кроме того, совсем уж поразительным по меркам старающейся не уходить далеко в сторону мейнстрима стало выдвижение легенды французской новой волны Аньес Варда в категории «Лучший документальный фильм»: ее совместная работа с художником JR «Лица, деревни» в мае была показана на Каннском фестивале, фавориты и победители которого почти никогда (если речь не об Андрее Звягинцеве) не попадают в поле внимания киноакадемии. Доказательство — возмутительное отсутствие среди номинантов мощнейшего триллера Джоша и Бена Сэфди «Хорошее время», среди прочего подтвердившего большой актерский диапазон Роберта Паттинсона.
Главные новички
«Золотые глобусы» несколько недель назад дали повод поерничать насчет собственной зашоренности: среди претендентов на режиссерский приз, как будто на дворе вновь девяностые, фигурировали исключительно белые мужчины средних лет. Американская киноакадемия повод для подобных шуток давать не стала. Сразу пять номинаций получила полуавтобиографическая комедия взросления «Леди Берд» Греты Гервиг — первый сольный режиссерский проект актрисы, которая в конце нулевых стала лицом такого важного для американского независимого кино движения, как мамблкор. Выдвижение Гервиг в режиссерской категории стало первой женской номинацией за восемь лет — после «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу. Четыре номинации собрал «Прочь» другого дебютанта — Джордана Пила: взорвавшая весной мировой прокат хоррор-сатира на якобы изжившую расизм американскую жизнь, среди прочего, выдвинута и в главных категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
Кадр: фильм «Призрачная нить»
При этом в списке номинантов не обошлось и без нескольких других важных символических прорывов. Автор и режиссер «Фермы "Мадбаунд"» Ди Риз стала первой чернокожей женщиной, претендующей на победу в сценарной номинации. Снявшая для нее эту историческую драму Рэйчел Моррисон стала первой за девяносто лет оскаровской истории женщиной в номинации «Лучшая операторская работа». Сыгравший главную роль в «Зови меня своим именем» (всего фильм Луки Гуаданьино удостоился 4 номинаций) 22-летний Тимоти Шаламе стал самым молодым номинантом в категории «Лучшая мужская роль» со времен легендарного Микки Руни — то есть аж с 1939 года. А режиссер выдвинутого в документальной категории «Сильного острова» Янси Форд стал первым в истории трансгендер-мужчиной, чей фильм претендует на «Оскар».
Русский след
Попадание в категорию «Лучший фильм на иностранном языке» «Нелюбви» Андрея Звягинцева прогнозировалось сильно заранее — отчего успех уже второй раз претендующего на премию российского режиссера не становится менее значительным. Более того, учитывая, что среди номинантов не оказалось обошедшего «Нелюбовь» на «Золотых глобусах» фильма «На пределе» Фатиха Акина, шансы Звягинцева все-таки получить статуэтку Американской киноакадемии теперь видятся все выше. Его конкурентами станут трансгендер-драма чилийца Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина», победивший в мае на Каннском фестивале «Квадрат» Рубена Эстлунда, лауреат «Золотого медведя» Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди и «Оскорбление» ливанца Зиада Дуэри, в чем-то отсылающее к предыдущему фильму Звягинцева «Левиафан» (правда, в истории бытового конфликта, приобретающего национальный характер, Дуэри выбирает совсем другую интонацию).