Последнее десятилетие ХХ века как-то незаметно превратилось из «вчерашнего дня» в баснословную, почти мифологическую эпоху, о которой дожившие до конца 2010-х патриархи рассказывают самые невероятные вещи. Сегодня эти времена возвращаются — по крайней мере, в области уличной моды.
Давно это было
Для Запада 90-е — это благословенное и тихое время, когда даже молодежь бунтовала разве что на рейвах, время отказа от потребительского угара 1980-х и начала увлечения всем экологическим. «Поколение Икс», как назвали социологи тех, кому в начале декады было по 18-20, выбирало своим гимном песню американского певца Бека «Лузер», ролевой моделью — прекрасного неудачника агента Малдера из «Секретных материалов» (отказавшегося от блестящей карьеры ради поисков правды), а одеждой и обувью — кеды Converse и широченные джинсы в духе времен хиппи.
В кино Ричард Линклейтер и Дэнни Бойл рассказывали о подсевших на иглу бездельниках, Бен Стиллер предупреждал их, что реальность кусается, а Кевин Смит пускал бродить по этому миру падших ангелов в худи под пальто. Если вдуматься, даже парадные высокобюджетные блокбастеры того времени вроде «Парка Юрского периода» или «Титаника» — фильмы о неудачниках в рваной одежде, вынужденных искать способы справиться с неприятными трудностями жизни.
Для России, по иронии судьбы, 90-е стали, напротив, временем, когда все жаждали покупать наконец-то появившиеся в продаже товары, но не у всех были для этого деньги. Парадоксально, но именно это обстоятельство помогло продвинутой молодежи (по крайней мере, в столицах) — студентам, художникам, музыкантам, просто богемным персонажам — попасть в общемировой тренд моды десятилетия.
Молодые «новые русские» часто выглядели в лучшем случае как манекены из витрин появлявшихся то тут, то там бутиков Versace и Dolce & Gabbana (не всегда впрочем, вполне аутентичных в смысле происхождения представленного товара). Их менее богатые ровесники — российское «Поколение Икс» — находило актуальные вещи в секонд-хендах и начинало привозить их из-за границы (сгонять на выходные в Прагу, куда виза еще не требовалась, было делом вполне обычным даже для не самых состоятельных 20-25-летних).
Молодежь менее продвинутая, отоваривавшаяся на вещевых рынках, и вовсе опередила свое время и открыла горизонты моды будущего, как выяснилось спустя два десятка лет — но это уже совсем другая история. Социальные страты существовали по большей части автономно: студенту-моднику немыслимо было явиться на тусовку в трениках, а пацан «с раёна» ни за что не надел бы ярко-красные «п***ские» джинсы, но иногда эти множества страннейшим образом пересекались. Так, в середине 90-х олимпийки носили или совсем уж дикие гопники, или фанаты модных британских групп Oasis и Blur.
Музыка вообще играла важную роль в определении трендов в одежде. Гранж, техно, хаус почти мгновенно стали определять не только (и даже не столько) музыкальные вкусы, сколько предпочтения в одежде. Многие из них оказались не просто быстротечным капризом — к примеру, столь любимая поклонниками Nirvana и Soundgarden многослойность в одежде благополучно дожила до нынешнего дня. И во многом благодаря этому увлечению музыкой случился и настоящий, до сих пор значимый переворот: в моду пришла концепция «унисекс». Мужская и женская одежда отныне могла различаться разве что расположением пуговиц (да и это спустя два десятка лет стало не столь очевидным).
Возврат по требованию
В полном соответствии с третьим законом диалектики мода бегает по кругу, наполняясь по ходу движения новыми смыслами, — собственно, и стиль 90-х был в большой части реминисценцией на 70-е и отрицанием 80-х. В конце 2010-х цикличность вновь проявила себя, и на улицы вернулась мода 90-х годов ушедшего столетия. Кстати, в этом особенность нынешнего «ренессанса»: стиль, конечно, виден и на подиумах (можно вспомнить последние коллекции Gucci, Ralph Lauren и Tom Ford), но неожиданностью стало то, что он сперва появился именно в «народной», уличной моде — и уж потом, благодаря не в последнюю очередь Instagram и другим соцсетям, разбудил пребывающих в праздности именитых дизайнеров.
В авангарде, как водится, и звезды (причем в основном те, кто в 90-е в лучшем случае ходил в школу): Рианна щеголяет перед фотографами в винтажном джинсовом комбинезоне, а Джиджи Хадид гуляет по Нью-Йорку в рваных джинсах-трубах и открытом топе на бретельках, точно по моде года своего рождения, 1995-го.
Вернулось, конечно, не все — «кислотные» наряды рейверов начала 90-х, к сожалению (или к счастью — в зависимости от точки зрения), видимо, навсегда ушли в область воспоминаний. Зато снова популярен классический синий деним — при этом его можно, как и четверть века назад, не сочетать с чем-то еще.
Джинсовая куртка плюс брюки — вполне комильфо и для мужчин, и для женщин. Особо смелые могут даже рискнуть появиться на людях в «канадском смокинге» — это когда вышеупомянутый ансамбль дополняется и синей джинсовой рубахой (для совсем уж сорвиголов — с галстуком-боло и ковбойскими сапогами).
Куртка вполне может быть на размер больше нужного, а вот джинсовая юбка (надолго исчезавшая из арсенала модниц) должна, как и прежде, быть в обтяг — в идеале с неподрубленным подолом. Торчащие нитки и кокетливые дыры вновь приветствуются в джинсовой одежде всех разновидностей. Джинсы предпочтительны с высокой талией — для лучшей половины человечества и слегка расклешенные — для всех вообще. Самый шик — джинсовый комбинезон, но он, увы, идет далеко не всем.
Но если уж деним никак не совпадает с вашими представлениями о прекрасном, всегда можно выбрать вместо него вельвет, доминирующий в этом сезоне везде, включая миланские и парижские подиумы.
Мужчин, несомненно, порадует возвращение в женский гардероб коротких топов: открывающих живот и «труб», оставляющих открытыми плечи. Также снова в моде короткие плиссированные юбки и кружевные блузки (предпочтительно черные).
Шорты же вновь уменьшились до минимального размера и обзавелись бахромой. И, разумеется, воспоминания о 90-х невозможны без дани памяти гранжу: знающие люди выбирают шотландку и другие разновидности клетки. Оттуда же — растянутые широченные свитера, комбинируемые практически с любой другой одеждой.
Что же до формальных оказий, то тут женщинам повезло больше, чем мужчинам. Если джентльменам вновь предлагаются приталенные пиджаки и зауженные брюки, то начальственные дамы могут смело надевать брючные пары свободного кроя — в стиле мужских костюмов 90-х.
Несмотря на продолжающуюся экспансию кроссовок во все сферы и на все случаи жизни, грядущей весной и последующим летом, чтобы быть в тренде, можно выбрать классические кеды или тяжелые «гранжевые» ботинки. Кроссовки, конечно, тоже никуда не денутся, но вместо хайповых «уродливых» Balenciaga или Dior Homme лучше предпочесть классические модели из 90-х (благо их сейчас активно перевыпускают) — от Reebok InstaPump Fury (известных когда-то как «кроссовки Джеки Чана») до архиэлегантных Nike Air Max 97.
На голову же модники и модницы могут надеть хоть классическую бейсболку, хоть берет в любой его форме — включая винтажные кепки Stussy, которые в 90-е было принято носить козырьком назад.