Воскресный день 11 февраля омрачила очередная авиакатастрофа: пассажирский самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск (Оренбургская область), рухнул вскоре после взлета в Раменском районе Подмосковья. На его борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Никто не выжил. Следователи и авиационные эксперты рассматривают сейчас самые разные версии случившегося: от плохих погодных условий до технической неисправности. В подробностях самой крупной авиакатастрофы с начала 2018 года разбиралась «Лента.ру».
Страшные вести
Первая информация о том, что в Подмосковье упал самолет, стала поступать около 15:00. Сперва местные жители сообщили в службу «112», что видели, как горящий самолет упал в поле в Раменском районе Подмосковья. Чуть позже источник в экстренных службах подтвердил, что пассажирский лайнер Ан-148 «Саратовских авиалиний» (рейс 703), направлявшийся из столичного аэропорта Домодедово в Орск (Оренбургская область), исчез с радаров вскоре после вылета из аэропорта Домодедово. Связь с экипажем была потеряна. Тогда же стало известно, что на борту самолета был 71 человек — 65 пассажиров и шесть членов экипажа.
Чуть позже источник «Ленты.ру» сообщил, что Ан-148 рухнул в поле между населенными пунктами Заворово и Степановское: очевидцы утверждали, что самолет загорелся в воздухе, а некоторые рассказали, что отчетливо слышали хлопки. «Шансов выжить у членов экипажа и пассажиров не было», — отметил источник «Интерфакса». На место катастрофы сразу же выехали представители экстренных служб — и около 16:00 действительно обнаружили разбившийся самолет.
Вскоре в сети появилось видео с места крушения Ан-148: на кадрах запечатлены обломки фюзеляжа авиалайнера, внутри которых можно увидеть стопки почтовых отправлений (первоначально сообщалось, что самолет мог принадлежать «Почте России», но эта информация не подтвердилась).
По данным экстренных служб, потерпевший крушение Ан-148 по авиационным меркам считался почти новым. Свой первый полет он совершил менее восьми лет назад и летал немного. Раньше самолет эксплуатировался в авиакомпании «Россия», где выполнял, в том числе, и зарубежные рейсы. Затем воздушное судно было передано «Саратовским авиалиниям» в рамках соглашения о сублизинге.
Вертолет-призрак
Вскоре после того, как сотрудники экстренных служб начали осмотр места катастрофы, источник в правоохранительных органах сообщил «Ленте.ру», что там обнаружены фрагменты только 50 тел погибших. Позже появилась информация о том, что неподалеку от места падения Ан-148 обнаружены обломки второго воздушного судна. По данным другого источника «Ленты.ру», им оказался вертолет. Тогда же появилось предположение, что причиной катастрофы стало столкновение с вертолетом «Почты России». Впрочем, официального подтверждения эта версия в настоящее время не получила.
«У нас нет своих вертолетов», — заявил представитель «Почты России». Наличие на месте крушения конвертов с письмами он объяснил тем, что на борту упавшего самолета находился небольшой мешок с почтовой корреспонденцией весом около 20 килограммов. Позже в пресс-службе МЧС также опровергли версию с вертолетом: спасатели прочесали местность в районе катастрофы и не обнаружили ничего, что хотя бы отдаленно могло напоминать детали вертолета.
Не повезло с погодой
В настоящее время проверяются традиционные в таких случаях причины: погодные условия, ошибка экипажа и техническая неисправность. По уточненным данным flightradar24, непосредственно перед потерей сигнала Ан-148 менее чем за минуту снизился с 1900 до 975 метров, хотя пилот, напротив, должен был набирать высоту. Теперь следствию предстоит выяснить, что именно стало причиной резкого снижения.
Если говорить о «погодной» версии аварии, то для нее в минувшее воскресенье были все основания. По данным сервиса «Яндекс. Расписание», 11 февраля в московских аэропортах задержались около 30 рейсов, еще 14 были отменены. Так, в Домодедово, откуда вылетел рейс 703, 11 рейсов задержались и 11 вовсе не вылетели. Ранее погодный центр «Фобос» сообщил РИА Новости, что в столичном регионе 11 февраля ожидается облачная погода с небольшим снегом и температурой воздуха до минус 6 градусов. Ниже — данные синоптических радаров сервиса «Яндекс. Погода» на 15:00 (момент крушения Ан-148) в месте аварии.
Между тем телеканал РЕН ТВ сообщил о том, что разбившийся Ан-148 не был обработан противообледенительной жидкостью: от этого якобы отказался капитан воздушного судна. Обычно технические службы аэропорта проводят такие работы, чтобы при взлете на корпусе самолета не образовывалась наледь. Как правило, эта процедура производится в обязательном порядке, если температура у поверхности близка к нулевой.
Системная ошибка
Версия о том, что катастрофа произошла из-за ошибок при эксплуатации самолета, — одна из тех, которые следствие наверняка будет отрабатывать в первую очередь. Для этого, похоже, есть все основания.
Источник «Московского комсомольца» в Ространснадзоре сообщил, что прошлогодняя проверка разбившегося в Подмосковье Ан-148 обнаружила нарушения эксплуатации. В частности, эксперты установили факт нарушения периодичности замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера. Согласно программе технического обслуживания, периодичность этих работ должна составлять 375 летных часов, однако на самолете Ан-148-100В (бортовой номер RA-61704) эти работы проводились с периодичностью 750 часов. Насколько критичны могли быть эти нарушения, предстоит ответить экспертам.
Вскоре после катастрофы пользователи соцсетей стали рассказывать о проблемах, с которым им приходилось сталкиваться при перелетах «Саратовскими авиалиниями». Их оказалось немало.
Как пишет в своем Instagram Наталия Баранкова (moscow1yoga), однажды ее пересадили на «расшатанный, убитый» ЯК-42, хотя изначально рейс должен был выполняться на лайнере Embraer. Некоторые кресла не принимали вертикальное положение, как того требуют правила безопасности, ремень не застегивался.
«Я молилась все два часа полета (...). Нас трясло и мотало похлеще, чем на американских горках, а на посадке шасси выдавали такой стук и скрежет, будто сейчас самолет просто развалится на куски, — пишет она. — Я писала заявления, их было недостаточно, видимо».
Другая пользовательница Instagram Ani Muradyan (make_up_aniko) рассказала о похожей ситуации во время полетов в Орск и обратно. «Он [самолет] абсолютно не пригоден к полетам! Весь расшатанный, убитый, при взлете и посадке ужасные ощущения, т. к. звуки совсем не характерные для данного транспортного средства. Только куда смотрят те, кто пускает такие самолеты на полосу?» — возмущается она.
«Да что уж там говорить, все 2,5 года все мои полеты начинались и заканчивались одинаково — молитвой», — добавляет Ani Muradyan.
«Завтра планировали лететь этим же рейсом, но билетов не оказалось, летим не в Орск, а в Оренбург, дальше на перекладных, вчера я была не рада этому варианту, но сейчас уже думаю иначе», — пишет Ольга Викторовна (o_l_g_a.v).
Следствие покажет
Вскоре после трагедии пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что глава государства поручил правительству расследовать крушение самолета в Московской области.
«Президент поручил правительству создать специальную комиссию в связи с авиакатастрофой в Подмосковье, — заявил Песков. — Путин также дал поручения соответствующим ведомствам по проведению необходимых поисковых работ». Песков добавил, что президент выразил соболезнования родным и близким погибших и отменил рабочую поездку в Сочи: это было сделано «с учетом возможной необходимости координации работы правительственной комиссии».
Уже известно, что специальную комиссию возглавил министр транспорта Максим Соколов. Кроме того, комиссию по расследованию причин ЧП сформировал Межгосударственный авиационный комитет. Само собой, не остались в стороне силовики: Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Южная транспортная прокуратура также начали проверку.
«В ходе проверки будет дана оценка соблюдения требований законодательства при осуществлении технического обслуживания воздушного судна и работы диспетчерских служб», — отметили в Генпрокуратуре.
Те, кто ушли
Вечером 11 февраля в пресс-службе вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», участвовавшего в операции, сообщили ТАСС, что спасатели не обнаружили выживших на месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье. По словам источника агентства, все, кто были на борту, погибли. МЧС России опубликовало список пассажиров и членов экипажа рейса 703 Москва — Орск «Саратовских авиалиний».
Члены экипажа:
1. Губанов Валерий, командир воздушного судна
2. Гамбарьян Сергей, второй пилот
3. Кузьмин Олег, техник
4. Гаврилов Сергей, техник
5. Славинская Анастасия, стюардесса
6. Коваль Виктория, стюардесса
Пассажиры:
1. АНОХИН Виктор
2. АНОХИНА Зоя
3. ДМИТРИЕНКО Юлия
4. ГАХРАМАНОВ Намиг
5. КАРПУШКИН Анатолий
6. КАРПУШКИНА Татьяна
7. КИСЕЛЕВА Екатерина
8. КЛАЕВ Юрий
9. КОЛОДЕЗНЫЙ Анатолий
10. КОРОТКОВ Евгений
11. КОВЧУГА Людмила Сергеевна
12. ЛЕОНОВА Ольга
13. ЛЕВАНОВ Евгений (ребенок)
14. ЛЕВАНОВ Евгений (1979 г.р.)
15. СЕРГОШКО Александр
16. СЕВОЯН Варсик
17. СИНИЦИНА Татьяна
18. ВЕДЯКИНА Мария
19. АКНАЗАРОВ Тамерлан Турибекович
20. АЛЕКСАНДРОВ Илья
21. АЛЕКСЕЕНКО Крискентия Николаевна
22. БОЙКОВА Екатерина Михайловна
23. БУЛАТОВА Лилия
24. ВЕДИБОРЕНКО Илья Владимирович
25. ГАУССБ Альфия Акзамовна
26. ГРАЧЕВ Алексей Евгеньевич
27. ДРИШОВА Ирина
28. ГРОМОВ Игорь
29. ДАВЫДОВА Елена Васильевна
30. ДОЛБИН Виктор
31. ДРАГИНА Маргарита
32. ИВАНОВ Вячеслав Анатольевич
33. ИЛЬИНОВ Евгений
34. КАЛАШНИК Марина Александровна
35. КАРМАЛЕЕВ Борис Александрович
36. КОЗУПИЦКАЯ Антонина Ивановна
37. КРАСОВА Надежда (ребенок)
38. КРАСОВА Оксана
39. ПУРЕПОВ Олег
40. МАЧНЕВА Светлана
41. МЕЩЕРЯКОВА Наталья
42. МОМЗИКОВА Кристина
43. НАЗАРОВ Максим
44. НАСЫРОВА Екатерина Павловна
45. НИКИТЕНКОВА Галина
46. НИКИТЧЕНКО Алексей
47. НИКОЛАЕНКО Любовь
48. НОРМАНТОВИЧ Александр
49. НОРМАНТОВИЧ Владимир
50. ПАНЧЕНКО Сергей
51. ПОЛЕТАЕВ Илья Сергеевич (ребенок)
52. РАДЧУК Инна Евгеньевна
53. РЕМАРЧУК Владимир
54. СОН Ульяна
55. СТАВСКИЙ Илья
56. ТОЛКАЧЕВ Вячеслав
57. ТОЛКАЧЕВ Иван Владимирович
58. ТОЛКАЧЕВА Любовь
59. ТОЛМАСОВА Дарья
60. ТУЛЬКУБАЕВ Фиргат Ринатович
61. УРАЗАЕВА Марина
62. УСАЧЕВ Владимир Павлович
63. ХОХЛОВА Ольга Анатольевна
64. ЦИГИЧКО Ольга
65. ЯМАЕВ Юрий
Спасатели открыли горячую линию для родственников и близких: 8-800-775-17-17. Оперативный штаб МЧС находится в аэропорту Домодедово.