Что будет, если разогнать машину до двухсот километров в час и дернуть ручной тормоз? Многие же фантазировали, какими могут быть последствия. Как через стекла будут вылетать пассажиры и водитель. Как их части тела разлетятся по дороге. Как автомобиль превратится в скомканный лист металла. Или нет. Никак не проверишь же. Но это в России. В арабском мире знают ответ. «Лента.ру» погрузилась в смертельно опасный мир арабского дрифта и выяснила, насколько жестко могут развлекаться молодые люди в свободное время и почему шанс погибнуть от наркотиков у них выше, чем от экстремального вождения.
Что такое арабский дрифт
На Аравийском полуострове и в Северной Африке, как и во всем остальном мире, люди любят отжечь. Но если, например, в пасмурной Скандинавии это понятие имеет одно значение, то в жаркой пустыне «отжечь» приобретает совсем другой градус. Где-то пьют крепкие напитки и поют песни, а где-то участвуют в мероприятии, которое называется tafheet («тафхит»). Это слово из уличного языка, у которого нет корней в литературном арабском. Предполагается, что «тафхит» происходит от близкого по звучанию «тавхит» (рыть, протирать, быть ловким). То есть с некоторыми оговорками явление, которое мы называем арабским дрифтом, можно перевести «Ловко крутиться на месте». Дрифтеры по-арабски называют себя муфаххитуны.
И это полностью отражает суть.Она проста как жженая покрышка. Вы садитесь в автомобиль (свой, арендованный или взятый у родственников «покататься», это не принципиально), набираете максимальную скорость, пускаете в занос, а там уже как пойдет. Далеко не у всех хватает ловкости вырулить — машины часто вылетают с дороги, сминая на обочине зрителей и калеча всех, кто находится внутри. Если все-таки получается хоть как-то поймать управление, то высший пилотаж — это сделать несколько вращений. Можно высунуть в окно руку. Максимальный шик — перевернуться, всех перепугать и вылезти из разбитой машины целым.
Часто участие в арабском дрифте приписывают богачам и принцам. Но у них сейчас хватает своих забав и развлечений. Они уже отошли от дел и убивают время на закрытых вечеринках в компании славянских девушек (такое, в частности, распространено в ОАЭ). Возможно, лет двадцать назад дети обеспеченных арабов пробовали себя в дрифте, но сейчас тафхит — занятие маргинальное. Высшее общество как следует распробовало алкоголь.
«В дрифте в основном участвуют представители средних слоев. Вы посмотрите, на каких машинах там гоняют: по большей части это старенькие седаны. Верхний сегмент среднего класса — фанаты спортивных тачек (местные легко себе могут позволить правильные спорткары). А небогатые саудовцы (здесь такие тоже есть) гоняют на простых авто, арендованных или даже угнанных. Элитарная молодежь и богема проводят большую часть времени в Европе или США, где они могут позволить себе куда более захватывающие дух развлечения и вещества», — рассказывает человек, близко знакомый с разными сторонами досуга Саудовской Аравии, ОАЭ, Ливии и Египта.
Зачем все это нужно
«Арабской молодежи в жизни особо нечем заняться. У них довольно скудный выбор: либо джихад, либо революция, либо дрифт. Все так печально из-за безработицы, отсутствия социальных лифтов и секса. Последнее обусловлено строгими запретами, связанными с исповеданием крайне консервативной версии ислама — ваххабизмом. Зато есть дешевые наркотики. Местная молодежь подсаживается на них, ребятам сносит голову, и они начинают вытворять не пойми что. Если араб не воюет или не бунтует, он дрифтует», — рассказывает пожелавший остаться неизвестным собеседник «Ленты.ру», который живет в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Из всего арабского мира там дрифт сейчас наиболее популярен.
По словам собеседника, наркотический сюжет в истории с дрифтом ключевой. То есть погоня за дополнительным адреналином и попытка геройствовать далеко не на первом месте. Безусловно, в силу религиозной догматики в Саудовской Аравии фанатично оберегают население от наркоугрозы. За контрабанду даже легких психоделиков без длительных судебных разбирательств отрубают голову (причем казнь в пропагандистских целях освещают в ключевых официальных СМИ). Но даже угроза страшного наказания не мешает тому, что в страну тоннами завозится кустарно произведенный амфетамин — каптагон. По разным данным, его основные поставщики — Йемен и Судан.
«Каптагон популярен у небогатой саудовской молодежи, и, по словам тех, кто больше в теме, он служит основным допингом для дрифтеров. Именно поэтому к ним сейчас проявляет повышенный интерес не только министерство внутренних дел, но и саудовская контрразведка, которая использует все имеющиеся в арсенале технические средства. К слову, один из парней, к которому я обратился с вопросом, отказался обсуждать эту тему по телефону», — подчеркивает всю серьезность и тревожность ситуации собеседник.
Как это наказывается
В последние два-три года в Саудовской Аравии достаточно жестко стали реагировать на проведение подпольных тафхит. В 2016 году Совет Шуры (Консультативный совет — местный парламент) принял указ об ужесточении наказания участников дрифта. Штрафы увеличились в 20 раз. За первое задержание с нарушителя берут штраф в 20 тысяч риалов (около 303 тысяч рублей) и арестовывают машину на 15 суток. За второй привод — 40 тысяч риалов (более 605 тысяч рублей), и авто отбирают на месяц.
За третий эпизод придется выложить 60 тысяч риалов (более 907 тысяч рублей), машину при этом конфискуют. Если, конечно, от нее что-то останется.
Во всех этих случаях суд вправе вынести куда более строгие вердикты. История может закончиться и смертной казнью, если, например, во время заезда погибли участники или зеваки, дрифтеры разнесли что-то из городских строений, попались с наркотиками.
«В 2017 году в Саудовской Аравии казнили более 200 человек. Это самый высокий показатель в мире, — рассказывает собеседник, представившийся Абдуррахманом, отмечая, что среди них были и участники тафхит.— Население в целом поддерживает эти инициативы. Ужасные трагические инциденты всякий раз шокируют людей. Из жизни уходят молодые ребята. Арабы, кстати, очень сентиментальны, поэтому достаточно болезненно на это реагируют».
К чему все идет
Разные собеседники «Ленты.ру», знакомые с ситуацией, признают: дрифтинговая волна в Эр-Рияде идет на спад.
«Еще год назад рано утром после первой утренней молитвы на одной из главных автострад я оказался, по сути, среди дрифтующих машин. Другим немногочисленным автомобилям пришлось уклоняться от прямых ударов. Сейчас в городе они себе такого не позволяют. По большей части они активны в Джидде, традиционно более либеральном и расслабленном городе», — рассказывает москвич, работающий в Эр-Рияде по контракту.
AnTiBDoY
«Я живу здесь два года и вижу, что арабский дрифт превратился в некий очередной символ поп-культуры, как футболка с Че Геварой или Усама Бен Ладен. Вспоминается клип певицы M.I.A Bad Girls, который снимался в ОАЭ. Там дрифт — это метафора. Это символ свободы и протеста третьего мира», — делится россиянин.
Чтобы обуздать дрифтоманию, правительства арабских стран, в частности ОАЭ и Саудовской Аравии, пытаются организовывать официальные заезды на специальных площадках. Но это не может заменить участникам и зрителям адреналиново-наркотические авантюры на городских трассах. Ведь на трибунах раздают попкорн, а не каптагон.