Уже 22 года Лара Крофт путешествует по малоизученным регионам земного шара в поисках артефактов давно вымерших цивилизаций, сражается с дикими животными и отрядами вооруженных наемников. 14 сентября в России вышла новая (и последняя на этом поколении приставок) часть похождений охотницы за музейными экспонатами под названием Shadow of the Tomb Raider. «Лента.ру» делится впечатлениями от прохождения игры.
Бог любит «Троицу»
Лидеры религиозной военной организации «Троица» планируют организовать конец света и на костях и пепле переписать историю цивилизации заново, основываясь на понятной только им радикальной версии христианства. Лара Крофт, наследница английского графского рода, спортсменка и археологический эксперт, вот уже третью игру подряд пытается им помешать.
Конец света в игре нельзя вызвать одним только желанием — для настоящего апокалипсиса понадобятся два артефакта, принадлежавших когда-то божествам майя. Первый из них — церемониальный кинжал — оказывается в руках Крофт уже на тридцатой минуте игры, но прикосновение к нему вызывает библейских масштабов наводнение, начисто смывающее город.
Ларе чудом удается выжить и, пока авантюристка приходит в себя, оружие попадает к главам «Троицы». От тотального истребления человечество теперь отделяет лишь небольшая шкатулка — второй артефакт. Никто из героев не видел ее своими глазами, но карты и подсказки ведут куда-то в джунгли Перу — навстречу ягуарам, капибарам и пираньям.
Скриншот: игра Shadow of the Tomb Raider
Движение вверх
Несмотря на то что на кону судьба всего человечества, Shadow of the Tomb Raider не торопит игрока: тут можно часами ползать по скалам, разгадывать головоломки и охотиться на живность. В игре нет таймера, отсчитывающего время до конца всего сущего, второстепенные герои не гонят Лару в шею — пускай весь мир подождет.
Мир терпеливо ждет, а Лара спасается от ягуаров, занимается скалолазанием, сражается с перуанскими каннибалами, собирает растения для лечебных микстур и успевает выучить три наречия майя. Но для завершающей игры трилогии в этой слишком мало нового по сравнению с предыдущими частями. Да, у Лары появилась веревка, с помощью которой можно свешиваться над пропастями с уступов, умение обмазываться грязью, чтобы скрываться от врагов в растительности, и еще несколько мелочей.
Перестрелок, которые никогда не были сильной стороной серии, стало чуть ли не вдвое меньше — за первые четыре часа пострелять удалось раза три. Больше времени уходит на скалолазание и блуждание по джунглям в поисках сокровищ и ресурсов для улучшения оружия. Но зачем улучшать урон и скорострельность пистолетов и автоматов, если пользоваться ими приходится раз в час?
До перестрелки в итоге может и не дойти — иногда проще и интереснее тихо передушить врагов по углам, перестрелять из лука или как Хищник развесить на веревках с деревьев. В открытом бою матерые спецназовцы и наемники «Троицы» ведут себя как убойный скот — бросаются по прямой на героиню, сами прыгают в перекрестье прицела и не используют укрытия.
В середине игры сюжет приводит Лару в скрытый в глубине джунглей город Пайтити. На этом месте Shadow of the Tomb Raider мгновенно превращается в очень плохое подобие Assassin’s Creed. Поселенцы начинают обременять героиню скучными миссиями, тянущими время до финала игры, или по нажатии кнопки досаждают длинными беседами, которые сможет дослушать до конца только самый терпеливый и вежливый игрок.
Вынесенные в название гробницы — чуть ли не лучший элемент игры. Маленькие, спрятанные от торопливого игрока головоломки, в конце которых Лара получает специальные умения. В предыдущей части игры гробницы, может, и не были вершиной дизайнерского искусства, но хотя бы запоминались. Например, исполинская ветряная ловушка, издающая утробный гул на километры вокруг. Есть ли что-то подобное здесь? Разумеется, нет. Пещера, другая пещера, пещера в руинах, руины в пещере.
Лучшие друзья девушек
Сценаристка Рианна Пратчетт, дочь писателя Терри Пратчетта, в этот раз не занималась сюжетом игры. У фанатов даже появилась призрачная надежда, что в этот раз герои не будут разговаривать, как лишенные эмоций роботы, а сюжет не будет вращаться вокруг злодеев, стремящихся уничтожить мир и Лару Крофт, которая вместе с аборигенами мешает им.
Скриншот: игра Shadow of the Tomb Raider
Зря волновались. Джилл Мюррей, до этого работавшая над несколькими играми серии Assassin’s Creed, далеко от материала Пратчетт не ушла. В игре до сих пор нет ни одного диалога, который можно было бы слушать с интересом, а персонажи в третий раз подряд общаются клишированными фразами и не шутят ни при каких обстоятельствах.
Зато идеи феминизма, которые сегодня слишком часто влияют на игры, фильмы и сериалы, просматриваются в сценарии издалека. Лара настолько самостоятельная женщина, что единственного ее помощника — двухметрового качка по имени Джон — то и дело убирают из сюжета под разными предлогами, чтобы не вздумал помогать.
Фанаты и знатоки серии также утверждают, что по сравнению с прошлыми эпизодам Лара набрала пару килограммов в угоду бодипозитиву. Особенно забавно это выглядит на фоне претензий к недавней экранизации «Tomb Raider: Лара Крофт» с Алисией Викандер в главной роли, когда мужская часть игроков линейками на мониторах вычисляла размер груди актрисы и жаловались на недобор. Но при этом Лара по-прежнему трогательно забирает волосы в хвост, выбираясь из воды, — единственная анимация в игре, которая не надоедает даже к десятому часу.
***
Большинством проколов Shadow of the Tomb Raider обязана тому, что игру разрабатывали далекие от серии люди — Eidos Montreal. Студия Crystal Dynamics, автор двух предыдущих игр серии, по слухам, работает над полной «перезагрузкой» Лары Крофт для следующего поколения консолей. Но детали игры до сих пор намертво засекречены.
Поэтому нововведений так мало, и добавлены они в игру очень аккуратно, если не сказать неуверенно. И вместо обещанного «эпического завершения истории расхитительницы гробниц» получилась игра-затычка, единственная задача которой — не дать фанатам серии забыть о ее существовании еще пару лет.
И даже к третьей части Tomb Raider не удалось встать вровень с серией Uncharted от студии Naughty Dog. Каждый час любая из четырех частей Uncharted подкидывает игроку сцены, которые невозможно пересказать, не размахивая руками. А в трех последних сериях Tomb Raider даже после пристального осмотра не найти одного такого момента.
Остается надеяться, что игре про расхитительницу гробниц повезет в следующий раз. Там явно будет другая Лара Крофт, другие гробницы, другие приставки, да и конкуренция будет иной — Uncharted, к примеру, навсегда закончился изумительной и твердой точкой.