Инвестиционная привлекательность России продолжает расти. За последние пять лет страна показала самый динамичный рост в рейтинге Doing Business Всемирного банка, поднявшись вверх на 84 позиции, и сейчас Россия занимает 35-е место из 190 стран мира. Возобновился экономический рост, за всю историю государства достигнут самый низкий уровень инфляции. Между тем на пути у малого и среднего бизнеса стоят многочисленные препятствия. По словам самих предпринимателей, в первую очередь это всевозможные административные препоны и бумажная волокита. Также хромает банковское сопровождение бизнеса. «Лента.ру» разбиралась, какое влияние на предпринимательство оказывают цифровые технологии и как финансовые институты смогли упростить деловую жизнь.
Макросреда
Барьерами для открытия бизнеса в России большинство опрошенных ВЦИОМ считают бюрократию и административное давление. За восемь лет исследований фактор административного давления на бизнес остался практически неизменным (27 процентов в 2009 году и 26 процентов в 2017 году). «Опасения вызывает чрезмерный контроль со стороны надзорных органов», — говорит совладелец одной из точек общественного питания в Москве. «Постоянные проверки санитарной и противопожарной служб, необходимость получения всевозможных справок, разрешений и согласований в разных инстанциях. Проблема заключается еще и в том, что во многих случаях решение вопросов требует моего личного участия, а это время я мог бы направить на работу и развитие компании», — отмечает он.
К банкам у предпринимателей накопилось также достаточно претензий. «Для решения многих вопросов необходимо лично прийти в кредитную организацию, где у нас открыт счет», — жалуется совладелец небольшой туристической компании. «А если еще попадется неквалифицированный менеджер, в отделении банка можно провести больше часа», — отмечает он. Согласен с этим коммерческий директор компании «Монолит-Строй» Максим Логвинов: «Обслуживание корпоративных клиентов в офисах банков операционистом — это анахронизм, который постепенно уходит в прошлое. Представьте, когда срочный платеж контрагенту, если он проводится после 14 часов, проходит автоматически только следующим днем. Подобное до сих пор можно встретить в некоторых госбанках».
Первопроходцами в сфере оперативного онлайн обслуживания естественно стали коммерческие кредитные организации, более гибкие и клиентоориентированные. Госбанки также попытались запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Но можно констатировать, что на сегодняшний день им не удалось значительно сократить разрыв в качестве сервисов онлайн-банкинга с коммерческими кредитными организациями.
Основа экономики
Малый и средний бизнес во многих странах считается драйвером экономического развития. В России же, по данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет всего 16 процентов, а доля цифровой экономики, согласно отчету BCG «Россия Онлайн?», пока не превышает 2,5 процента. Впрочем, ситуация в ближайшее время должна кардинально измениться. В целом цифровизация, инвестирование в диджитал способны обеспечить ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. К 2025 году, в соответствии с поставленной президентом России задачей, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна вырасти до 40 процентов, а доля цифровой экономики в объеме ВВП России к 2025 году может вырасти до 8-10 процентов.
Применение цифровых технологий позволит не только упростить административные процедуры для запуска нового бизнеса, минимизировать риски, но и оптимизировать регулирование МСБ. И впереди прогресса идет именно банковский сектор. Отклики предпринимателей на современные банковские продукты, которые реально помогают вести бизнес, расходятся по социальным сетям и блогам: «Я долго не решался начать свой бизнес, так как не люблю волокиту с бумажками, стояние в бесконечных очередях и “квесты” из кабинета в кабинет по учреждениям», — делится со своими подписчиками в Instagram владелец небольшой екатеринбургской сети точек кофе на вынос Андрей. «Тут же еще и разбираться надо во всем — куда идти, когда и зачем. А если вдруг не вовремя сданные документы, сразу пеня или еще хуже — штрафы. К счастью, сейчас много сервисов, которые реально облегчают жизнь. Например, мы сейчас пользуемся онлайн кассой Эвотор, а счет у нас открыт в “Дело-Банке”. Никаких проблем, очень быстрое открытие счета, четкое обслуживание, нет лишних расходов», — рассказывает предприниматель.
Эксперты подтверждают, что у современного предпринимателя массу времени отнимают так называемые паразитные операции. В среднем более 20 процентов времени у владельца малого бизнеса уходит на бухгалтерию, не менее 15 процентов — на решение банковских вопросов, и порядка 12 процентов — на юридические проблемы. Серьезно облегчают им жизнь современные банковские продукты: онлайн-кассы, интернет-банкинг, удобное круглосуточное расчетно-кассовое обслуживание — без этого в современном мире обойтись практически невозможно. «Вам не придется ехать в банк, чтобы решить какой-либо вопрос с финансами, открыть счет или заплатить налоги. Достаточно достать смартфон из кармана», — говорит официальный представитель «ДелоБанка». «Банк позволяет автоматизировать повторяющиеся операции, а сложные — упростить. Кроме того, приложение позволяет следить за развитием вашего бизнеса. Программа смотрит динамику в разрезе контрагентов (и позволяет проверять их), сравнивает расходы по группам платежей, просматривает остатки и операции по своим счетам в других банках», — рассказывает он.
Не помешает предпринимателю и сервис проверки контрагентов при переводах юрлицу. Эта информация появляется в интернет-банке автоматически при совершении операции и предоставляет клиенту информацию о том, подается ли контрагентом отчетность, не находится ли юридическое лицо в стадии ликвидации. «ДелоБанк» также готов предоставить настроенный мобильный или стационарный терминал для безналичной оплаты. Денежные средства при оплате будут приходить на счет каждые четыре часа или в указанное время. Имеется услуга «Облачная бухгалтерия». Это означает, что клиент сможет работать с данными везде, где есть интернет.
Да и ехать в банк при возникновении нештатных ситуаций необязательно. Банковские менеджеры в случае необходимости сами могут приехать к клиенту. Задача современного банка — упростить клиенту работу и свести до минимума время его общения с кредитным учреждением.
Будущее за цифрой
Цифровые технологии уже стали реальностью, и в выигрыше останется тот, кто первый адаптируется к новым условиям ведения бизнеса. Речь идет даже не столько о банках, сколько об их клиентах. Кредитным же учреждениям сейчас самое главное вовремя подстроиться под стремительно меняющиеся правила игры.
И здесь показательна история, произошедшая с одним из сотрудников компании «Монолит-строй». Примерно три года назад фирма открыла счет в крупном государственном банке. Ответственный за это направление сотрудник попытался установить онлайн-банк на свой компьютер. Но, несмотря на полное следование инструкциям, программа упорно отказывалась работать. На что работник техподдержки кредитной организации задал вопрос: «А у вас компьютер старый или новый?» «Что значит старый?» — в недоумении уточнил сотрудник, у которого возникли проблемы с программным обеспечением. Оказалось, что новая программа онлайн-банкинга работает исключительно на 32-х разрядных компьютерах, которые к тому времени уже не выпускались. Техподдержка банка рекомендовала найти старый компьютер и установить туда предыдущую, 32-х разрядную версию Windows. Понятно, что с подобным подходом банк вряд ли окажется конкурентоспособным и завоюет доверие клиентов.
Таким образом, в новой экономической реальности выживет лишь тот бизнес, который готов следовать за новыми вызовами времени. И банковских организаций это касается в первую очередь. Поскольку цифровая экономика — это не отдельная отрасль, а новый уклад жизни, основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества в целом.