Транспортная компания «РАТЭК», насчитывающая более сотни офисов, сворачивает свою деятельность. На данный момент уже закрыты десятки представительств в разных городах России и зарубежья, пишут деловые СМИ. Это говорит о том, что отрасль автомобильных грузоперевозок продолжает лихорадить. Сам по себе напрашивается вопрос: кто следующий?
Анализ отрасли позволяет сделать вывод, что, например, собственники транспортной компании «Возовоз» из Санкт-Петербурга, планировавшие построить в России логистическую империю, близки к фиаско. Еще на старте эксперты указывали предпринимателям на завышенные амбиции, однако владельцы «Возовоза» к голосу рынка не прислушивались. Как следствие — вместо ожидавшихся миллиардных оборотов компания, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», демонстрирует финансовые результаты на грани фола, а также вызывает подозрения в использовании запрещенных финансовых схем.
А помнишь, как все начиналось?
«Возовоз» — детище предпринимателей Сергея Демидова (60 процентов) и Игоря Богатырева (30 процентов). Компания была создана на деньги от продажи Демидовым в 2013 году своей доли (около 30 процентов) в другом транспортном гиганте — группе А1.
Однако на уровне инвестирования развитие и застопорилось. Такой вывод можно сделать исходя из того, что программные заявления собственников «Возовоза» оказались несостоятельными. Так, например, в 2016 году в интервью Forbes Демидов заявил о планах увеличить ежегодную выручку с 400 миллионов рублей в 2015 году до 4,2 миллиарда рублей в 2016 году. Но что-то пошло не так, и в итоге выручка компании за весь 2016 год составила всего порядка полумиллиарда рублей, а финансовым результатом стал чистый убыток.
В самом удачном для компании 2017 году (до него все годы были убыточными) «Возовоз» показал выручку на уровне 803 миллионов рублей. Таким образом, учитывая экспертную оценку объема рынка сборных грузов в 200 миллиардов рублей, компания «захватила» менее 0,4 процента рынка. При этом один из совладельцев компании Игорь Богатырев в интервью «АвтоТрансИнфо» в декабре 2016 года отмечал: «Я вижу большой потенциал в компании, которая за столь короткий срок добилась впечатляющих результатов. Я разделяю заявленную компанией стратегию. Мне импонирует здоровая спортивная агрессия и, в целом, энергетика компании "Возовоз"». Учитывая, что Богатырев не мог не знать о финансовой составляющей деятельности, такое заявление выглядит как минимум странно. Либо напрашивается еще один вывод, что бизнес может быть действительно высокодоходным, но не очень прозрачным для глаз налоговой инспекции.
Оптимизация now
Согласно же официальной отчетности компании, по итогам 2017 года в общем объеме выручки доля себестоимости составила 88 процентов, а из оставшихся 12 процентов половину «съели» управленческие расходы. В сухом остатке чистая прибыль составила 37,8 миллиона рублей. И то, как подозревают эксперты рынка, показать официальную прибыль, пусть и минимальную, компанию заставило недовольство налоговиков, которые три года подряд ничего не получали с «Возовоза» в качестве налога на прибыль.
Впрочем, вопросы у фискальных органов могут возникнуть и по другим поводам. Например, в качестве факторов риска система «СПАРК-Интерфакс» указывает адрес регистрации головного офиса компании по месту «массовой регистрации юрлиц». В качестве «потенциальных уязвимостей компании» обозначает: завышение расходов; занижение официальной выручки; занижение налоговой базы по оплате труда (недоплата НДФЛ по текущим начислениям). Кроме того, долгосрочные обязательства компании на конец 2017 года составляют 291,6 миллиона рублей, что почти на порядок превышает чистую прибыль и дает основание говорить о компании, как о потенциальном банкроте.
Скажи мне, кто твой друг…
Во взрывном же росте последней (чистой прибыли) можно усомниться исходя из репутации компании, сформировавшейся в глазах потребителей и персонала, то есть двух основных групп, влияющих на успешность финансовых показателей любого бизнеса. Если прошерстить интернет, то можно легко найти массу отзывов как о качестве услуг «Возовоза», так и о нюансах отношений компании с персоналом. Таким образом, рейтинг компании оценивается на уровне двойки (по отзывам клиентов).
Компетентность сотрудников также оставляет желать лучшего, что подводит компанию под нарушение пакета «Поправок Яровой». О ней можно наглядно судить по следующему эпизоду: бригадир «Возовоза» в апреле 2016 года принял от «условного террориста тест–предмет — груз в виде картонной коробки, в которой помимо личных вещей находились три учебных 9-миллиметровых пистолета ПМ,— и коробку не проверил».
Надо сказать, что отраслевые эксперты рынка еще в самом начале пути предупреждали управленцев «Возовоза» о завышенности их амбиций и советовали «спуститься с небес на землю». Так, глава агентства Infranews Алексей Безбородов в 2014 году в интервью «Коммерсанту» указывал: «У компании слишком амбициозные планы». «Конечно, учредители проработали на рынке много лет, но им сложно будет вернуться в сегмент, который они покинули. К тому же, с маркетинговой точки зрения, каждая их ошибка будет приводить к большим потерям, чем у крупных игроков. Кроме того, в российских городах деловая активность приходится в основном на центральные районы, в то время как в азиатских мегаполисах она рассредоточена по всему городу. Условно говоря, клиент не пойдет в какое-то непонятное окошко, если отделения "Почты России" есть фактически везде», — говорил эксперт.
Компании могло бы помочь сотрудничество с каким-нибудь крупным якорным клиентом. Но и здесь — не задалось. «Возовоз» попытался сделать ставку на партнерство с китайским интернет-гигантом Alibaba, с помощью которого компания планировала к апрелю 2016 года завоевать около четверти рынка сборных грузов. В создание логистической сети федерального масштаба владелец компании Сергей Демидов планировал вложить около 3 миллионов долларов. Но китайский онлайн-продавец выбрал другого стратегического партнера на российском рынке — компанию SPSR Express — и «Возовозу» пришлось отказаться от открытия сети терминалов в Новосибирске.
После этого руководство «Возовоза» больше не делало громких заявлений о стратегических планах. После чего так и хочется спросить: что же покажет отчетность компании по итогам 2018 года? Будет ли что анализировать налоговикам? Или компанию ждет судьба РАТЭКа?