Пять лет назад российские власти законодательно запретили «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений». Это значит, что СМИ в России не могут распространять информацию, «направленную на формирование установок или стереотипов с целью формирования привлекательного образа нетрадиционной сексуальной ориентации» или побуждающую к «определенным действиям». Обратный процесс идет в США, где три года назад узаконили однополые браки. Задолго до принятия закона в Америке появились телеканалы, которые дали свободную площадку ЛГБТ и завоевали всеамериканскую популярность. «Лента.ру» рассказывает о шоу, которые никогда не появятся на российском телевидении.
Еще 35 лет назад быть геем в Америке считалось зазорно и опасно. Крайняя нетерпимость к людям с «нетрадиционной ориентацией» сохранялась вплоть до конца 1990-х. Только в 2009 году в США был принят закон, признающий отягчающим обстоятельством преступления на почве ненависти, спустя более чем 10 лет после зверских убийств 21-летнего гея Мэттью Шепарда и чернокожего Джеймса Берда (убит на почве расизма в 1998 году, в тот же год, что и Шепард). Воинствующая ненависть к людям с неординарной ориентацией годами выхолащивалась с помощью массмедиа, которые аккуратно рассказывали о том, кто такие геи и чем они живут.
На самом же деле в тех же США представителям ЛГБТ предоставили возможность быть заметными на ТВ только в нулевых. До этого геи и лесбиянки хоть и появлялись на экранах, но свою ориентацию не подчеркивали.
Одним из первых телеканалов об ЛГБТ и для ЛГБТ стал кабельный here!, запустившийся в 2002 году. Здесь транслируются документальные проекты и множество собственных шоу, от лайфстайла до разговоров с доктором о сексе. Here! согласились транслировать крупные провайдеры, такие как Time Warner, AT&T и другие. Широкая линейка собственных программ во многом была обусловлена страстью владельца канала Пола Количмана, увлеченного кинематографом. Количман собственноручно спродюсировал и выпустил больше 200 фильмов и сериалов. Наиболее известный из них — фильм «Боги и монстры», в котором также звучит гей-мотив. Картина с открытым геем Иэном Маккеленом была высоко оценена критиками и получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и множество других наград.
Деятельный Количман с воодушевлением принялся строить медиаимперию. Бывший сотрудник консервативного Fox, за десять лет он скупил и основал множество СМИ, ориентированных на ЛГБТ-аудиторию. Помимо Here TV, его холдинг Here Media объединяет журналы The Advocate, Out, Out Traveler, HIV PLUS, порталы Gay.com, Gay.net, социальную сеть Pride.com, а также женский интернет-журнал SheWired о лесбийской культуре. Количмана прозвали «гражданином Херстом» от геев за его вездесущесть и амбициозность сродни другому американскому медиамагнату — Уильяму Херсту, отцу «желтой прессы». Принадлежащие Количману медиа активно содействовали правам геев и поддерживали мероприятия, ориентированные на ЛГБТ-аудиторию.
Середина «десятых» годов ознаменовалась настоящим бумом для гей-ТВ. По всему миру создаются независимые телеканалы, призванные вывести ЛГБТ из тени маргинальности. Определенной вехой в развитии этого сегмента стало основание Q Television Network — телесети, которая навсегда изменила ландшафт этого рынка. Живой и позитивный канал с одинаковым энтузиазмом рассказывал о международной политике и гей-вечеринках, транслировал ЛГБТ-стендапы, ток-шоу о проблемах сообщества.
Самая популярная передача на Q — Queer Edge — с весельчаком Джеком Джеттом завоевала популярность не только среди ЛГБТ, но и среди натуралов.
К Джетту приходили известные музыканты и актеры. Иногда они испытывали неловкость, не зная, как себя вести, однако непринужденный и немного взбалмошный Джетт умел раскрепощать гостей.
Q Television Network была уготована важная роль, но недолгая жизнь. Канал просуществовал всего год, но за это время успел создать позитивный образ гея, яркого, творческого и независимого от чужого мнения. На примерах гостей и сюжетов Q пытался убедить зрителя в том, что гомосексуальность — не только про половую жизнь, а про отношения людей в целом. Канал также отметился ликбезами по теме СПИДа, которые были высоко оценены ЛГБТ-организациями.
Кипучий 2005-й был временем экспериментов для гей-ТВ. Именно тогда в США запустился еще один ресурс — Logo TV. В отличие от остальных независимых от крупных корпораций гей-каналов, он принадлежал медиаконгломерату Viacom. Logo не про политику, это развлекательный конвейер, который запомнился зрителям до крика яркими шоу, изрядно раздражающими консервативную часть Америки, да и всего мира. Так, немало шума наделало реалити-шоу «Огненный остров», эдакая гей-версия «Каникул в Мексике» об отдыхе шести гомосексуалов. Мужчины обитают на Огненном острове, расположенном параллельно южному берегу Лонг-Айленда, недалеко от Нью-Йорка. И страсти там действительно пылают.
Если пренебречь тем, что все участники «Огненного острова» — предпочитающие однополые отношения мужчины, со стороны это обыкновенное, качественно снятое реалити об отношениях. Так же, как и пары натуралов, они спорят, выясняют отношения, мирятся и признают свои ошибки. Так же, как и участники других реалити-шоу, они играют на публику и провоцируют друг друга.
Еще до выхода шоу его осудила часть гей-сообщества. Звездный тренер Джейсон Уимберли, посмотрев всего лишь 90-секундный трейлер шоу, посвятил ему целую колонку в журнале The Advocate. Уимберли писал, что «Огненный остров» может пагубно сказаться на самосознании геев Америки, а также на восприятии гомосексуалов людьми, которые сталкиваются с ними впервые в жизни.
«Мы видим крикливые бои, хлопанье дверьми, сплетни, использование слова fuck, а также тяготение к формату "коктейли, солнышко, мальчики"», — возмутился навязыванию легкомысленного образа колумнист.
Стоит отметить, что сам Уимберли выглядит довольно экстравагантно, однако он никогда не станет делать того, что может подорвать уважение к ЛГБТ-сообществу, например, фотографироваться с коктейлями и обильно материться. По мнению тренера, геи должны быть вдвойне осторожнее с поведением во времена, когда их права оспариваются (колонка опубликована в марте 2017 года — прим. «Ленты.ру»), и щепетильнее относиться к позиционированию в обществе, тщательнее подбирать телевизионный язык, чтобы никто не смог их упрекнуть в негативном влиянии на мир.
«Во что бы то ни стало, живите своей жизнью и веселитесь, но только пока вы никому не причиняете вреда», — предостерегал тренер, полагая, что организаторы шоу безответственно подошли к своей работе, представив гея как сплетника, истерика и интригана.
Еще больший резонанс вызвала гей-версия всемирно популярной франшизы «Холостяк» — «В поисках прекрасного принца», которую спродюсировал бывший солист бойз-бенда ’N Sync, открытый гей Лэнс Басс. Он же и вел программу. 13 мужчин сражались за руку и сердце дизайнера и ЛГБТ-активиста Роберта Сепульведы-младшего.
В целом проект ничем не отличался от оригинального «Холостяка»: те же свидания, те же попытки узнать, искренне ли участники шоу относятся к главному герою или пришли ради собственного пиара. Разве что вместо «церемонии роз» мужчины обходились сдержанными объятиями. Да и противники геев подшучивали, что шоу бессмысленно, поскольку, вероятнее всего, в ходе проекта мужчины перезнакомятся и передумают бороться за главного героя, а разобьются по парочкам и уйдут с проекта. Вопреки злорадным замечаниям, этого не произошло.
Тем не менее критики упрекали организаторов шоу в желании все опошлить. Автор популярного проекта Jezebel.com писал, что, несмотря на слова Сепульведы о том, что «гей-холостяк» призван помочь ЛГБТ-сообществу и является важным шагом на пути развития индустрии развлекательного ЛГБТ-телевидения, «В поисках прекрасного принца» — низкопробный проект, который никак не поднимает престиж гей-телевидения. Журналист упрекнул подюсеров шоу в популизме и поднял на смех слова ведущего о том, что «В поисках прекрасного принца» — гораздо реалистичнее оригинального «Холостяка» и дает представление о том, как на самом деле строятся отношения в гей-сообществе.
«Для тех, кто не знает, как обстоят дела в ЛГБТ-сообществее, вот спойлер: там почти никогда не бывает так, чтобы 13 парней соперничали за внимание одного перед камерами, при этом живя в одном доме», — троллил продюсеров автор Jezebel.
Одним из важных открытий проекта считается признание одного из его участников в ВИЧ-положительном статусе. Несмотря на то что публично признаться в этом требует личного мужества, для авторов шоу — это инструмент маркетинга, помогающий поддерживать интерес к Сепульведе и его шоу, сетовал автор ресурса. Дело в том, что продюсеры анонсировали, что один из участников проекта совершит каминг-аут, но до последнего интриговали и не сообщали, кто именно и когда это сделает.
В конце шоу «Прекрасный принц» остановил свой выбор именно на стилисте Эрике Леонардосе с ВИЧ. «Я не собираюсь с кем-то не встречаться только потому, что он ВИЧ-положителен. Это смешно. Это действительно клеймо, с которым мы должны покончить», — говорил Сепульведа по завершении съемок.
Правда, поучительный финал остался только красивой телеисторией. Вскоре Роберт и Эрик расстались (что, впрочем, не является редкостью для подобных шоу), а Logo готовится ко второму сезону «В поисках прекрасного принца». Последние пять лет телеканал пытался уйти от ЛГБТ-тематики. Владельцы Logo объясняли это тем, что геи, лесбиянки и трансгендеры предпочитают не замыкаться исключительно на своем сообществе, их интересы гораздо шире, а значит, и программная сетка должна выходить за рамки шоу об ЛГБТ. Несмотря на заявленные перемены, Logo не смог кардинально перевернуть свою концепцию и остался каналом для геев и лесбиянок. Инклюзия ЛГБТ в американское общество продолжается, а значит, Америка увидит еще немало шоу о жизни гомосексуалов и трансгендеров, что у российского зрителя вызвало бы оторопь.