Большинство мужчин и женщин используют в повседневной жизни бритву. Но мало кто задумывается над тем, какое сложное произведение инженерного искусства представляет собой привычный всем бритвенный станок. О том, как он появился и через какие трансформации прошел, — в материале «Ленты.ру».
Сто лет революции
Мужская половина человечества освоила бритье еще в бронзовом веке. В течение тысячелетий процесс практически не менялся: желающий облегчить свое лицо, избавившись от волосяного покрова, шел к специалисту — цирюльнику, и тот, в свою очередь, сбривал с клиента бороду. Только так и никак иначе. В качестве инструмента при этом использовались очень острый бритвенный нож и ряд неизменных приспособлений, таких как помазок, тазик с теплой водой и ткань (полотенце) для того, чтобы промокнуть лицо после процедуры. Другими словами — процесс бритья был сугубо не самостоятельным занятием.
Фото: пресс-служба P&G
А все потому, что оно было зависимым от конструкции бритвы, напоминающей складной скальпель. В одиночку ей было пользоваться не очень удобно и даже опасно. Отсюда, кстати, название, появившееся уже в XX веке, — «опасная бритва». До этого эпитета «опасная» в названии не было. Появился он лишь после того, когда в традиционном процессе бритья произошла революция. И устроил ее американский изобретатель Кинг Кэмп Жиллетт, придумав бритвенный станок, практически сразу же получивший название «безопасная бритва». С того момента, а наступил он в 1903 году, когда запатентованное чуть ранее устройство поступило в серийное производство, бритье стало индивидуальной процедурой ухода за собой. И доступно оно стало каждому. Каждому из 70 процентов мужчин мира — а именно столько имеют привычку бриться по утрам.
Как результат, компания Gillette, в данный момент являющаяся частью холдинга P&G, довольно быстро стала очень крупным мировым производителем. Сейчас мощность бренда Gillette вполне сопоставима с другими сильнейшими брендами, такими как Audi, Kia, MacDonald's или Coca-Cola.
Когда инновации — часть ДНК
Прорыв был настолько впечатляющим, что на протяжении 60 лет изобретение Жиллетта, получившее одноименную торговую марку Gillette, оставалось в практически первозданном виде. Однако в середине прошлого века в компании задумались об инновациях, так как стало понятно, что без серьезных разработок и научного подхода просто невозможно совершенствовать продукт, который компания производит и продает. А без этого, естественно, невозможно идти в ногу со временем и противостоять конкурентам. Так был создан Инновационный центр Gillette в британском Рединге, который вот уже 60 лет занимается инновациями компании. В 1971 году был представлен станок с двойным лезвием — также революционное решение к технологии бритья. С течением времени размах инноваций стал лишь набирать обороты, так как погружение в изучение процесса бритья начало открывать инженерам Gillette новые аспекты данной процедуры.
• 1971. На рынок выходит первый станок с двумя лезвиями Trac II.
• 1977. Компания начинает массовое производство бритвы Gillette Contour с двумя лезвиями и подвижной головкой.
• 1985. Бритвенные станки Gillette Contour оснащают смазывающей полоской для более комфортного бритья.
• 1990. Бритва Sensor произвела революцию в мужском бритье — это первая бритва с двойными лезвиями, отдельно прикрепленными к высокочувствительным пружинам. Благодаря этому лезвия адаптируются к контурам лица, обеспечивая тщательное бритье и комфорт.
• 1998. Была выпущена революционная бритвенная система Mach3, за которой последовал выпуск лезвий Gillette Comfort Blades.
• 2005. Gillette выпускает инновационную бритву Fusion с пятью тонкими лезвиями и специальным покрытием, снижающим сопротивление.
• 2010. Gillette выпускает бритвенные системы ProGlide и ProGlide Power.
• 2015. Появление технологии FlexBall™, благодаря которой плавающая головка бритв Gillette может двигаться в трех направлениях. Это новое, третье измерение бритья, создает 3D-эффект.
2015. Gillette представляет Mach3 Turbo — лезвия с покрытием, созданным при помощи технологии тонкого равномерного распределения теломеров.
• 2016. Компания запускает Gillette Fusion5 ProShield — бритву, защищающую кожу от повреждений во время бритья.
В различных департаментах Центра работают ученые, инженеры и технологи, специализирующиеся на совершенно разнообразных дисциплинах, начиная от маркетинговых исследований, проектирования и дизайна и заканчивая изучением кожи и 3D-анализом непосредственно процесса бритья. Их открытия и разработки воплощаются в концепции новых продуктов. С помощью современных методов моделирования создаются действующие прототипы, которые потом тщательно тестируются, прежде чем быть принятыми на, так сказать, вооружение компании.
Казалось бы, ну что такого можно изучать в процессе бритья? Однако подобное суждение можно вынести, лишь поверхностно представляя себе данную процедуру. Между тем на то, чтобы бреющийся остался доволен результатом, влияет множество факторов: геометрия лица — уникальная для каждого пользователя; особенности роста волос — также уникальные для каждого человека; свойства кожи, жесткость волос, способы бритья — индивидуальные; ну, и внешние факторы — например, освещение. И все это должно быть учтено при изготовлении бритвенного станка для того, чтобы сделать процесс бритья максимально эргономичным.
Фото: пресс-служба P&G
Шедевр в миниатюре
Особое внимание исследователей направлено на то, чтобы процесс бритья не был травматичным, так как кожа лица и, более того, шеи — мягкая и более всего подвержена повреждениям. Поэтому главным элементом бритвенного станка, естественно, становится лезвие. Именно на его совершенствование направлено больше всего усилий исследовательского центра. К тому же в продукцию Gillette с 70-х годов интегрируется более одного лезвия. В современных моделях их сразу пять с фронтальной стороны станка, а одно размещается сзади, чтобы пользователь мог добраться до самых труднодоступных мест. Соответственно, все эти лезвия должны быть отрегулированы и закреплены очень точно. Для этого, собственно, и были придуманы меняющиеся съемные картриджи. Так как ни один человек вручную не сможет расположить несколько лезвий в станке так, чтобы они действовали эффективно и не наносили травм.
Надо сказать, что каждый такой картридж — безусловный технологический шедевр. Современное инженерное искусство достигает такого уровня точности, что радиус закругления кончика лезвия Gillette ProGlide становится меньше длины световой волны — 25 нанометров. То есть лезвия — очень тонкие (тоньше, чем медицинский скальпель) и имеют форму готической арки как наиболее оптимальную для скольжения по коже лица. Каждое сделано из высококачественной стали с алмазоподобным покрытием, который защищает сталь, делая ее более износостойкой, а сверху этих двух слоев — слой тефлона, улучшающего скольжение. При этом все лезвия отрегулированы таким образом, чтобы двигаться синхронно и как можно плотнее соприкасаться с кожей, не травмируя ее. А для смягчения возможных неприятных последствий в каждый картридж теперь интегрируется еще и полоска с лубрикантом — снимающим болевые ощущения. В свою очередь, картридж помещается в ручку. Когда-то они были неподвижными. Потом научились двигаться вверх и вниз. Теперь же ручки бритвенного станка имеют такие характеристики, что картридж с лезвиями может двигаться практически в любых направлениях, следуя контурам лица.
Фото: пресс-служба P&G
И все это для того, чтобы смягчить естественное сопротивление анатомии человека. А именно — сопротивление самих волос, которое эквивалентно сопротивлению медной проволоки аналогичной толщины, а также преодолеть проблемы, которые создает верхняя часть эпителия, при многократном увеличении напоминающая морскую поверхность. То есть не ровную и гладкую, как нам того хотелось бы, а скорее волнистую. Соответственно, при преодолении этих препятствий, которое, кстати, нередко происходит под давлением в 1,5-2 килограмма на точку приложения силы, картридж с лезвиями должен быть на высоте.
Этого и добиваются инженеры Инновационного центра Gillette, когда проводят многочисленные исследования, — проверяют свойства каждой составляющей бритвенного станка, а также изучают вопросы их взаимодействия. По результатам создаются прототипы новых устройств, а они уже, в свою очередь, попадают в головной офис компании, где их начинают изучать производственники и маркетологи. А после них продукт попадает на полки магазинов, где и происходит встреча маленького инженерного шедевра с покупателем.