«Мне уже по барабану, а за детей и внуков страшно» Константин Кинчев о русском роке, рэпе, бесовщине и развале СССР

Константин Кинчев

Константин Кинчев. Фото: Хуберт Голстейн / «Коммерсантъ»

В связи с 35-летием образования коллектива 27 октября в СКК «Петербургский» в Санкт-Петербурге и 2 ноября в Москве в СК «Олимпийский» пройдут концерты группы «Алиса». О прошлом, настоящем и будущем популярного коллектива с его лидером Константином Кинчевым говорил специальный корреспондент «Ленты.ру» Петр Каменченко.

С Костей Кинчевым мы знакомы уже около 30 лет. Готовясь к этому разговору, я отыскал свое самое первое с ним интервью, вышедшее в начале 1993 года. Видимо, это был самый сложный период в истории группы: между «Шабашем» и «Черной меткой», между выступлением в Геенне огненной и гибелью Игоря Чумычкина, между язычеством и православием. Во многом именно это время и определило будущее «Алисы» и мировоззрение самого Кинчева. Во второй части этого материала будет фрагмент того самого интервью 25-летней давности. На мой взгляд, он поможет прояснить многое из дня сегодняшнего. Но начнем с актуального.

Широкая ретроспектива своими силами

Петр Каменченко: Давай начнем с обязательной программы. 27 октября в Питере и 2 ноября в Москве пройдут два концерта, посвященные 35-летию группы «Алиса». Что услышат поклонники группы?

Родившаяся в 1991 году армия «Алисы» сменила уже несколько поколений активных бойцов

Родившаяся в 1991 году армия «Алисы» сменила уже несколько поколений активных бойцов

Фото: Кирилл Тулин / «Коммерсантъ»

Константин Кинчев: Будет достаточно широкая ретроспектива, не со всех альбомов «Алисы», конечно, но достаточно широко будет представлено все то, что мы делаем. Сыграем порядка 22-23 вещей.

Какие-то специальные гости будут?

Нет. Мы никогда никого специально не приглашаем, все своими силами.

На юбилейные концерты часто приглашают бывших участников группы, кого-то из старых составов «Алисы» пригласите? Шаталина или Нефедова, например?

Нет. Никого не приглашаем. Те, кто покинул группу — они ее покинули. Это был их осознанный выбор. Может быть, за исключением Игоря Романова. Хотя и он тоже сам так решил.

Записать лайв-альбом «35 лет вместе» не планируете?

Не будем этого делать.

Концерты в Питере и в Москве как-то будут отличаться?

Да, различия будут. Чуть-чуть разные песни будем исполнять.

То есть, поклонникам «Алисы» есть смысл побывать на обоих концертах…

Русский рок: пик, стагнация, деградация, распад

И на этом с обязательной частью мы покончили. Давай теперь пройдемся по истории вопроса. 35 лет – немалый срок, за 35 лет «поймешь, что такое тьма и что такое свет». Как тебя вообще занесло в русский рок? Ты же был мальчиком из приличной семьи — папа профессор, мама доцент…

Константин Кинчев на «Нашествии — 2018»

Константин Кинчев на «Нашествии — 2018»

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Ну так, чудесным образом. Благодаря Славе Задерию, который пригласил меня в группу, и я в ней остался. А почему именно в рок? Так я себя в другом качестве и не видел лет с 14. То, что хотел получить, то и получил. Вообще, я считаю, что все по жизни получают ровно то, что они хотят и заслуживают. «Просите, и дано вам будет», — как говорится.

Ну не знаю, мне чаще приходится иметь дело с людьми, чьи желания катастрофически расходятся с возможностями. А возможности с полученным результатом.

А я вот чем дольше живу, тем больше в этом мнении укрепляюсь. Все получают ровно то, что они просят, а если есть у кого-то какие-то переживания, что им недодали, значит, плохо просили или не очень этого желали.

Откуда взялся русский рок? Не было ничего и вдруг сразу такая россыпь невероятно самобытных и талантливых людей. Вылезли, как грибы на полянке: Башлачев, Гребенщиков, Майк, Цой, Кинчев, Гарик, Бутусов, Юра Шевчук... На мой взгляд, русский рок — самое интересное явление в русской культуре второй половины XX века.

Я так думаю, что некая мистическая составляющая здесь присутствует. Но если начать последовательно разбирать, то, конечно, все это было следствием развития мировой рок-культуры. Конкретно «Алиса» появилась благодаря Rolling Stones. Эту группу я любил и продолжаю любить. И, конечно, благодаря «Машине времени», которая показала, что можно смело петь на русском.

Это были два импульса, два стимула... А еще очень благодатная почва была, как ты сказал, для грибов. Среда была такая, что давала развиваться, делать то, что ты считаешь нужным. В результате почти одновременно появилось много ярких, самобытных коллективов, которые были не похожи друг на друга. Тем они и были хороши. Потом их начали причесывать, появилось форматирование и все затухло. Так и должно было быть. Ведь все идет по синусоиде: есть какие-то пики культуры, потом стагнация, деградация и распад. Собственно все эти ступени и были пройдены русским роком, как культурным явлением.

Участником развала СССР себя признаю

Тогда, 35 лет назад ты ожидал, что случится перестройка, СССР развалится вместе со всей социалистической системой и Варшавским договором, и все это произойдет настолько стремительно?

Нет, конечно. Мы вообще об этом не задумывались, жили себе сегодняшним днем, получали от этого колоссальное удовольствие. Успевали и отрываться, и что-то придумать, что-то создать, чем-то поделиться. Каждый день был наполнен. Я жил согласно с лозунгом «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Благодарен Николаю Островскому за эти слова, следовал им всю свою жизнь. А то, что коммунистический строй так стремительно рухнет, никто из нас не предполагал. Но я рад, что он рухнул.

«Алиса» — «Небо Славян»

Почему, на твой взгляд, так произошло?

Потому, что сгнило уже все и должно было развалиться.

Помню, как в 1992 году ты хотел выкупить базу, где репетировала «Алиса» в каком-то советском ДК, и скупал для этого ваучеры. Что потом с ними стало?

Я их продал корешам в Оренбурге, они хотели там завод приватизировать.

Получился у них завод?

Не знаю, думаю, их всех в 90-е перестреляли.

Ты себя чувствовал участником перестройки? Твои песни «Мое поколение», «Мы вместе», цоевская «Мы ждем перемен» серьезно разрушали советскую идеологию. Ответственность за это ощущал?

Участником развала СССР я себя признаю. А вот то, что я делал это осмысленно и с желанием революционера — нет. Мы жили стихийно, и наш образ жизни не вписывался в образ жизни строителей коммунизма. Жалею, что мы потеряли территорию: Украину, Белоруссию и Казахстан, а всего остального мне не жаль.

Был шанс на другой исход перестройки?

Думаю — нет. Мы были обречены на то, что имеем сейчас. Хотя есть определенный прецедент с Китаем, который достаточно ровно миновал переход от тотально упертого коммунизма к обществу какого-то другого вида. Но там психология у людей другая, для нас это невозможно.

В 1991 году у Белого дома вы со Стасом (Наминым — прим. «Ленты.ру») бегали — БТР-ы останавливали…

Да, было, и Гарика я выдернул, он тоже там был…

А в 1993 году? Что-то не помню, чтобы ты как-то себя проявил?

В 1993 году для меня — скандалили друг с другом две силы, и кто кого додавит, решали только они. Крови очень много пролилось. А идеологически я был против и тех, и других.

Не хотел, чтобы коммунисты пришли к власти

Давай теперь вспомним 1996 год. «Голосуй, а то проиграешь», коробки из-под ксероксов… Ходили фантастические слухи о деньгах, которые выплачивались рок-музыкантам, участвовавшим в кампании в поддержку Ельцина. А что было на самом деле?

Удивительно, но несмотря на постоянные смены моды на музыкальные стили, «Алиса» уже больше трех десятилетий не теряет своей популярности

Удивительно, но несмотря на постоянные смены моды на музыкальные стили, «Алиса» уже больше трех десятилетий не теряет своей популярности

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Я эти слухи тоже слышал, их распространяет Юра Шевчук. Видимо, он такой успешный художник и артист был, что еще тогда переплюнул гонорары теперешнего великого и ужасного Шнура. Он рассказывает, что ему платили по 100 тысяч долларов за исполнение одной песни. Могу предположить, что так и было. А мы, как лохи чифийские, играли за гонорар, за который обычно ездили по всей стране. Это три тысячи долларов на весь ансамбль. На 12 человек. Нас таким образом использовали.

Но, насколько я понимаю, это был вполне осознанный выбор?

Естественно. Я играл по воле собственного сердца. Не хотел, чтобы коммунисты пришли к власти, считал это важным.

У меня сложилось впечатление, что сейчас мы возвращаемся к такому же застою, какой был до перестройки.

Почему возвращаемся? Мы же вернулись и абсолютно завязли. Что будет происходить дальше? Не знаю, но меня пугает, когда гарант Конституции позволяет себе говорить, что мы попадем в рай, а все остальные сдохнут. Я уже свое прожил и мне это по барабану, а вот за детей и внуков страшно. Я благодарен Создателю всего сущего за то, что он провел меня по жизни через всякие трудности и пока оставил здесь. Видимо, я ему еще для чего-то нужен, а они-то в чем виноваты? Когда первое лицо государства позволяет себе такое говорить, это очень тревожно…

Sex, drugs & rock-n-roll

Меня это тоже пугает. Но давай вернемся к русскому року. Насколько фраза sex, drugs & rock-n-roll соответствовала тому, что в нем происходило?

Да полностью.

Что-то из этого замечательного списка преобладало?

Шутишь? Нужно было бы пригласить провизора, чтобы вымеривать все эти составляющие в граммах.

Насколько наркотики были важны для творчества? Пик развития рок-музыки и там, и у нас совпал с пиком потребления тяжелых наркотиков. Наркотики были стимулом творчества или сопутствующим образом жизни музыкантов?

Конечно, сопутствующим. Никакого подспорья в них не было. Психостимуляторы — может быть. Потому что усталость накапливалась, и ее нужно было как-то снимать.

Когда лидеру Jethro Tull Яну Андерсону было всего-то 29 лет, он выпустил альбом Too Old To Rock’n’Roll: Too Young To Die! («Слишком старый для рок-н-ролла, слишком молодой, чтобы умереть»). Тебе почти 60 и ты по прежнему играешь рок-н-ролл. Не кажется, что эта музыка уже давно стала уделом стариков?

Рок-н-ролл мертв, а я еще нет. Этим все сказано.

Маккартни, Саграда и Оксимирон

Раньше ты слушал много музыки, а как теперь?

Я продолжаю слушать много музыки. В основном это то, что я любил и продолжаю любить. Соответственно все новые релизы я слушаю с удовольствием. Сейчас у меня Маккартни последний хорошо зашел.

На концертах «Алисы» никогда не бывает сложных театрализованных шоу, зато всегда присутствует мощнейшая энергетика

На концертах «Алисы» никогда не бывает сложных театрализованных шоу, зато всегда присутствует мощнейшая энергетика

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

«Египетская станция»?

Да, этот. Очень мне понравился.

Ты садишься и слушаешь музыку, или это происходит между делом в машине?

А мне негде сесть и слушать, поэтому слушаю в машине или в наушниках, когда хожу или чем-то по дому занимаюсь.

Русский рэп слушаешь?

Из русского рэпа мне нравится Саграда. Оксимирон интересен. Это настоящее, там есть литература.

Ты сейчас постоянно живешь в деревне. Расскажи о своем распорядке дня.

Утром встаю, иду в зал. Занимаюсь там. Потом по хозяйству. Обедаю. Работаю в студии...

В зале занимаешься, в смысле, в качалке? У тебя же не так давно был инфаркт!

После инфаркта я два года восстанавливался вообще без качалки. Сейчас у меня в основном анаэробные нагрузки. Только-только начал чуть-чуть возвращаться, но былая форма утеряна. В такую форму, как была, уже не вернуться.

Студия насколько оборудована? Группа там может собираться и репетировать?

Это просто маленькая комната в доме, чуть-чуть поролоном отделана. Я там пишу песни, делаю аранжировки, пишу голос…

О политике и церкви

О православии будем говорить?

Могу тезисно: я верю в Бога и рад тому, что Господь меня привел в лоно русской православной церкви.

Лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. Москва,1992 год

Лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. Москва,1992 год

Фото: Александра Неменова / ТАСС

Тогда актуальный вопрос. Как ты относишься к конфликту РПЦ и Константинопольской православной церкви?

Отношусь точно так же, как и Русская православная церковь. В этом нет ничего от духовной жизни, только политика. Константинополь нагло и цинично отбирает храмы у Русской православной церкви и вводит свою юрисдикцию на этой территории. Они так захотели. Ну, при чем здесь Украинская раскольническая церковь Филарета. Он-то сам не пойдет на это. Филарет, учитывая его гордыню и амбиции, никогда с себя патриаршество не снимет и не станет заштатным митрополитом в великой епархии Константинопольской.
То, что Варфоломей вытворяет — это сплошная политика, а русская церковь на это вынуждена реагировать. Константинополь толкает православную церковь к расколу, а русская церковь говорит: «Одумайтесь, одумайтесь! Не делайте!» Все это происходит под давлением Соединенных Штатов. Одумается ли Константинополь или пойдет до конца, не знаю. Не мне на эту тему рассуждать, пусть рассуждают Илларион и другие, более умные и продвинутые достойные мужья.

Тогда последний вопрос. 35 лет «Алисе», юбилейные концерты… Какие дальнейшие планы у группы.

До нового года мы находимся на маршруте, в январе немного отдохнем, а в феврале опять уедем. Помимо этого, параллельно пишем новый альбом, который выйдет осенью 2019 года, если будем все живы и здоровы.

У нового альбома уже есть название и какая-то готовая концепция?

Все есть, но пока я не готов этим делиться.

Спасибо и удачи во всем.

Из истории русского рока

В 1991 году мы с Гариком Сукачевым задумали создать Независимую рок ассоциацию (НРА). Гарик тогда, не так чтобы сильно выпивал, но был очень пассионарен. Ему хотелось организации и руководящей роли. Так что Горыныч написал манифест, мы зарегистрировали НРА, получили резиновую печать и даже провели несколько собраний. Присутствовали Саша Скляр, Володя Шахрин, Сергей Воронов и кто-то еще. Юра Шевчук и Костя Кинчев были среди сочувствующих. В феврале 1993 года вышел первый номер печатного органа НРА — газеты «Р&К». Под «Р» подразумевался рок. Под «К» — комикс, так как наш общий друг Серега Капранов кроме музыки был помешан на комиксах и считал, что они важнейшая часть рок-культуры.

Газету мы сделали вдвоем с Капрановым. Я написал все буквы, а он нарисовал все картинки. Гарик сочинил воззвание. Продавали тоже сами, доставая пачки из-под кроватей. Первым номером все и закончилось. Но именно в нем и вышло то самое интервью с Костей, о котором я писал вначале. Вот его фрагмент.

«Алиса» в Кремлевском Дворце Съездов. Гитарист Игорь Чумычкин и вокалист Константин Кинчев

«Алиса» в Кремлевском Дворце Съездов. Гитарист Игорь Чумычкин и вокалист Константин Кинчев

Фото: Александра Неменова / ТАСС

О мистике и гробах в головах

Петр Каменченко: «Шестой лесничий мертвого леса», «Шабаш», лешие, избушка на курьих ножках, «Черная метка»… Откуда такая мрачная мистика?

Константин Кинчев: А до этого был «Блок Ада», а до того «Энергия» — тоже не очень светлая. Видимо, этот мистицизм во мне заложен. Каждый из нас — очень сложный и тонкий организм. Я не беру сейчас кузов (т.е. тело), это проходящее. Кузов дали, кузов скинули. И все пошли, как на кресте: одни в одну, другие в другую сторону, а в каждом такое переплетение хорошего и плохого, что попробуй разберись. И во мне так. Видимо, меня все эти темы волнуют постоянно, раз возвращаюсь к ним.

Интересно, вот у металлистов сплошные гробы, черепа, кровища хлещет, их тоже это волнует постоянно?

У металлистов это все от репы идет. Они все пишут из головы, не прочувствовав как следует.

То есть, у них в головах гробы...

Да нет, это просто рамки жанра обязывают, в который они себя умышленно вписали. А рамки этого жанра позволяют делать или очень пафосно как бы «белый рок» — типа группы «Новый завет», или, как Паук, кричать своим фэнам: «Встретимся в аду!»

Так ведь и на самом деле можно в аду встретиться.

А как же! У Паука сейчас в этом плане очень важный момент наступает. Предстоит поездка в Иерусалим. Если он к ней отнесется как к паломничеству, то, может, что-то внутри у него и изменится. Но, на мой взгляд, Паук слишком сильно с бесами заигрывается…

«Алиса» —- «Трасса E-95»

О том, кто стоит за спиной, и свободе выбора

А ты сам, разве бесов постоянно не приманиваешь?

Бесов-то?

Да.

Ну, видишь, по этому поводу Оззи Осборн говорил примерно так: «Я показываю того, с кем надо бороться».

А то ты Оззи не видел. Тот еще борец.

Ну да. Это в общем смешно. Манят они, конечно, бесы. Страсти все это. В той же «Черной метке» мы каждую песню задумали как попытку исповеди. Прежде чем проповедовать, надо исповедаться, стать чистым листом. А им стать, ой как сложно. Потому что слаб человек, и я в том числе.

Скажи, а бывали ли в твоей жизни такие события, которые можно мистически трактовать? Может быть, знаки или символы какие?

Да, конечно. В Вифлееме у храма Рождества Христова истратил я все на святую воду и кресты, чтобы подарить их здесь своим друзьям. Вышел на площадь, стою и думаю, что дальше делать. Впереди весь день, и есть так хочется, а денег не осталось ни шекеля. Ну, и тут же двадцать шекелей нашел. Пошел и поел. Вот тебе, пожалуйста, пример, и их полно.

Это, очевидно, пример светлого влияния. А с темными силами у тебя были какие-нибудь контакты?

Нет. Я сам не хочу. И никому не советую заигрывать с нечистой силой. Она и так всегда за спиной стоит. Помнишь, когда Вакула пошел черта искать, чтобы достать черевички для своей подружки, а тот, который галушки лопал, забыл, как его звали, говорит: «Что черта искать тому, у кого он и так за спиной». У каждого бес за спиной стоит, как и ангел-хранитель. В том-то и интерес, и смысл жизненный: кто кого перетянет. Потому что за каждую душу борьба идет.

А ты уверен, что в этой борьбе на правой стороне стоишь? Откуда тогда такая страшная энергетика «Шабаша», может быть, тебя просто как канал используют, через тебя энергию посылают? Добрая ли она?

Не знаю. В песне у меня есть об этом: «Черно-красный мой цвет, но он выбран, увы, не мной. Кто-то, очень похожий на стену, давит меня собой. Я продолжаю петь чьи-то слова. Но все же кто играет мной? А?...» Может, со временем поймем, когда скинем кузова наши, и станет все легко и ясно. Тогда и придется по делам своим ответ держать. По кресту и ответ будет.

А ты не слишком крест-то тяжелый выбрал?

Так не каждый крест по себе берет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше