Феминистское движение за свое более чем вековое существование добилось многого. Женщины получили право участвовать в выборах, обучаться в университетах, работать и занимать руководящие должности, развиваться в сферах политики и бизнеса, играть в футбол, контролировать деторождение. Рост занятости и образования среди женщин оказывают самое прямое влияние на мировую экономику. Впрочем, эксперты констатируют, что понадобится еще как минимум сто лет для того, чтобы обеспечить в мире подлинное гендерное равенство. На сегодняшний день женщины генерируют только 37 процентов мирового ВВП, хотя они составляют половину населения. Как мировая экономика теряет триллионы долларов из-за неравенства полов — в материале «Лентры.ру».
Как в кино
Феминизм постепенно проникает во все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Женщины в XXI веке стали важной и заметной силой. Сегодня женщина-президент или женщина-супергерой никого не удивляют. Сильные, решительные и отважные девушки становятся главными героинями фильмов («Чудо-женщина», «Лара Крофт», «Безумный Макс: Дорога ярости»), сериалов («Игра престолов», «Доктор Кто»), мультфильмов («Зверополис», «Холодное сердце»). По данным Центра изучения женщин на телевидении и в кино, 2016 год стал рекордным для блокбастеров с главными героинями: из 100 самых кассовых фильмов в 29 процентах главная роль была у женщин. Правда, в 2017 году статистика несколько подпортилась — женщины составляли всего 24 процента от общего числа главных героев. С другой стороны, в 2015 году таких фильмов было всего семь процентов, так что положительная динамика налицо.
Особого внимания во всей этой истории заслуживает блокбастер «Чудо-женщина», который оказался в десятке самых кассовых фильмов 2017 года. По данным Forbes, он стал самой финансово успешной картиной о происхождении супергероя, обогнав фильм «Человек-паук», вышедший в прокат в 2002 году. Компания Time Warner (ныне WarnerMedia) тогда отчиталась о превзошедшем ожидания росте квартальной прибыли — на 11,6 процента. Прорыв в киноиндустрии случился и по ту сторону экрана. Режиссер Пэтти Дженкинс стала первой женщиной, которой доверили снимать блокбастер. «Чудо-женщина» стала всего лишь вторым фильмом в истории с бюджетом более ста миллионов долларов, снятым женщиной. Дженкинс также поставила кассовый рекорд среди фильмов, снятых женщинами, и ей же уже доверили снимать и вторую часть — «Чудо-женщина: 1984», выход которой запланирован на 2020 год.
Нажились на стереотипах
Все больше женщин получают главные роли не только в кино и сериалах, но и в рекламе. В целом именно представительницы женского пола считаются более активными потребителями. Но если раньше женщин в рекламных роликах приходилось видеть в основном за мытьем посуды, стиркой пеленок и нанесением макияжа, то теперь все изменилось. Девушки становятся более состоятельными и независимыми участниками экономического процесса, поэтому реклама, ориентированная преимущественно на домохозяек, постепенно изживает себя. Тем не менее многие представительницы женского пола в мире все еще не имеют возможности работать и зарабатывать, а также рассчитывать на адекватную оплату своего труда.
По результатам опроса Google, 53 процента женщин согласны с утверждением, что рекламные кампании сильно влияют на то, как общество воспринимает женщин. Первой крупной корпорацией, вставшей на путь создания профеминистских роликов, стал холдинг Unilever. Принадлежащий холдингу бренд Dove запустил рекламную кампанию, в которой приняли участие девушки немодельной внешности, еще 10 лет назад. И хотя сегодня подобным никого не удивишь, тогда это было нечто прорывное — после старта кампании продажи товаров бренда выросли за два месяца на 600 процентов в США и на 700 процентов в Европе. Подобные успешные кейсы есть и в истории таких брендов, как Adidas, Always, Barbie.
Феминизм не для всех
Впрочем, в погоне за ростом продаж некоторые корпорации эксплуатируют не только тренд на феминизм и бодипозитив, но и собственных работниц швейных фабрик в Камбодже, Индии, Вьетнаме. Яркие тому примеры — бренды H&M и Nike. В феврале 2017 года Nike запустила кампанию «Равенство» под слоганом «Где живет мечта о справедливости и взаимном уважении», тогда же в YouTube вышел русскоязычный рекламный ролик под названием «Из чего же сделаны наши девчонки?» Его суть сводится к тому, что девчонки сделаны не из «платочков, цветочков и мармеладок», а из железа, упорства, независимости, достоинства и достижений. Таким образом, бренд попытался разрушить стереотипы о «женских» и «мужских» видах спорта. И хотя публике ролик в целом «зашел», без критики все равно не обошлось.
В частности, сообщество Soc-Fem, которое борется за права женщин, обратило внимание на то, что транснациональные корпорации в такого рода рекламе показывают человеческое лицо, но на самом деле на производствах в Азии тяжело трудятся в основном именно женщины. По словам представителей движения, глобальный экономический процесс не является гендерно нейтральным, а конструируется искусственно на стереотипе, что именно женщина должна выполнять монотонную конвейерную работу. В 2016 году издание Slate и организация Nation Institute расследовали, в каких условиях на самом деле работают 60 тысяч женщин на фабриках Nike во Вьетнаме. Выяснилось, что все они живут в крохотных каморках целыми семьями. Прочие условия труда также оставляют желать лучшего, а денег, которые им платят, хватает лишь на удовлетворение базовых потребностей.
На фабриках H&M происходит примерно та же история. Кроме того, согласно ежегодным отчетам Human Rights Watch, женщины на производстве нередко сталкиваются с сексуальными домогательствами и вынуждены нелегально делать аборты из-за боязни потерять источник дохода. Зато на футболках бренда красуется благородный лозунг «Feminism is the Radical Notion That Women Are People» (в переводе с англ. — «Феминизм — это радикальное понятие о том, что женщины — люди»), а владельцы компании финансируют некоммерческий фонд, призванный повысить уровень жизни людей во всем мире.
Золотая жила
Крупнейшие мировые компании, которые поддерживают равенство полов лишь на словах, демонстрируют, как тяжело общество расстается с архаичными пережитками. Между тем многочисленные современные исследования свидетельствуют, что чем выше уровень участия женщин в мировой экономике, тем лучше результаты как на уровне отдельно взятой компании, так и всего мира. Например, банк Credit Suisse провел в 2016 году исследование, изучив гендерную ситуацию в руководстве трех тысяч компаний. Выяснилось, что компании, руководство которых было смешанным, имели более высокие показатели на фондовом рынке. Закономерность подтвердило и глобальное исследование Thomson Reuters — компании без женщин показали худшие результаты. Разумеется, дело здесь не в априорной эффективности женского пола, а в грамотном управлении человеческим капиталом, когда на должность назначается более достойный и компетентный кандидат, вне зависимости от пола, возраста и цвета кожи.
Согласно проведенному в 2016 году исследованию McKinsey Global Institute, гендерное равенство могло бы увеличить мировой ВВП на 12 триллионов долларов к 2025 году. А в глобальном докладе о гендерном разрыве Всемирного экономического форума говорится, что экономическое равенство полов может добавить к ВВП Великобритании дополнительно 250 миллиардов долларов, 1,75 триллиона долларов — к ВВП Соединенных Штатов, 550 миллиардов долларов — Японии, 320 миллиардов — Франции и 310 миллиардов — к ВВП Германии. Также, по оценкам экспертов, ВВП Китая может вырасти на 2,5 триллиона благодаря половому равенству, а в мире в целом этот прирост может составить к 2025 году 5,3 триллиона долларов, если мир уменьшит за этот период гендерный разрыв в экономической жизни на 25 процентов. В докладе, в частности, отмечается, что с учетом дополнительных доходов правительств, в мире будет получено еще 1,4 триллиона в качестве налоговых поступлений.
Экономика по-женски
Впрочем, к современным методам экономических расчетов у феминисток тоже есть вопросы. Сторонники так называемой феминистской экономики утверждают, что с точки зрения методологии и фокуса современная экономика слишком ориентирована на мужчин, а женский вклад обычно игнорируется. В частности, это выражается в том, как рассчитывается ВВП: оплачиваемая работа включается, а неоплачиваемая домашняя — нет. Феминистки критикуют такой подход как очень узкий. В книге одной из основоположниц феминистской экономики Мэрилин Уоринг под названием «Если бы женщины считали», вышедшей в 1988 году, говорится, что система расчета ВВП была разработана мужчинами, чтобы женщины сидели «на своем месте». Уоринг подчеркивает, что такая услуга, как забота или уход, учитывается в «производстве», только когда она оплачена на рынке, но не тогда, когда предоставлена бесплатно. Она считает, что неоплаченная забота также должна включаться в ВВП, чтобы отразить тот факт, что воспитание ребенка так же важно, как, например, выращивание сельхозкультур или выпуск автомобилей.
Иными словами, феминистская экономика использует более целостный подход, учитывающий все виды деятельности, которые в настоящее время выходят за рамки основной экономической сферы, но без которых экономика не сможет работать. Феминистские экономистки Маргунн Бьернхольт и Айлса Маккей утверждают, что мировой финансовый кризис 2008 года и его последствия выявили кризис идей в основных отраслях экономики, в связи с чем требуется перестройка экономической теории и экономических профессий. Они убеждены, что подобная перестройка должна включать в себя все новые достижения феминистской экономики, которая представляет в качестве отправной точки социально ответственный, разумный и подотчетный субъект, признающий заботу друг о друге, а также о планете.
Так или иначе эксперты констатируют, что на преодоление неравенства в области труда и занятости миру потребуется целых 217 лет. Возможно, именно феминистский экономический подход поможет преодолеть его быстрее. По версии Всемирного экономического форума, на сегодняшний день в рейтинге по показателю равноправия полов лидируют такие страны, как Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция. Россия расположилась на 71 строчке по соседству с Доминиканской Республикой и Ганой, а замыкают список Чад, Сирия, Пакистан и Йемен — страны, где более чем у 90 процентов женщин нет личного дохода. Сможет ли мужской мир найти в себе силы поддерживать движение за права женщин, а не дискредитировать его, и сколько лет еще для этого понадобится на самом деле — вопрос открытый.