Когда студия Bethesda объявила о том, что следующая игра из серии Fallout будет многопользовательской (чего до сих пор никогда не было), немногие игроки восприняли это однозначно положительно. Большинство надеялось, что их страхи не оправдаются, однако реальность оказалась страшнее предположений. «Лента.ру» рассказывает о своих впечатлениях от игры в Fallout 76.
Мир немых
Выходец из Убежища с трудом протер глаза. В глазах двоилось. Зевнув и потянувшись, он проследовал к зеркалу. Зеркало передавало какую-то чушь — он точно так не мог выглядеть. Он еще раз покрутил головой… Так намного лучше: мужчина средних лет в комбинезоне с цифрами 76. Постепенно пришло понимание того, что случилось: вчера двери Убежища наконец-то открылись, и все после грандиозной попойки уже проснулись и вышли на белый свет. Только он один остался внутри, так что пора бы поторопиться.
Приведя себя в порядок и пристегнув к руке наручный компьютер Пип-Бой, он направился к выходу. Везде валялось конфетти, стояли картонные указатели и летали роботы-дворецкие, которые, по идее, могли объяснить, что произошло с тех пор, как он удалился в свой отсек после вчерашних обильных возлияний. Впрочем, роботы молчали и будто бы не замечали его.
Пожав плечами и прихватив валявшиеся неподалеку аптечки, воду и другие припасы, он побежал к выходу и попытался поговорить с еще одним роботом. Тот, опять же, ничего не ответил, но дверь открыл. Тяжелая створка металлического люка откатилась в сторону, и Выходец вступил в мир ядерной Пустоши, которая до того, как на США посыпались ядерные снаряды 25 лет назад, была штатом Западная Вирджиния.
В принципе, на первый взгляд новый мир мало отличался от старого — зеленая, желтая и красная листва деревьев простиралась до самых гор, закрывающих горизонт. Но совсем рядом с выходом лежит полуразложившийся труп, возле которого прохлаждается еще один робот-дворецкий, который меланхолично летал туда-сюда. Пошарив по карманам трупа, Выходец нашел записку от смотрительницы Убежища, в которой она рассказывала, куда пойдет дальше. Вздохнув, он сложил ее и уныло поплелся в указанном направлении.
По дороге ему встретился одинокий вражеский робот марки «Освободитель», которого Выходец забил с помощью мачете, а также пара других обитателей Убежища 76, постоянно по-дурацки подпрыгивавших. Выходцу было невыразимо скучно и хотелось обратно в свой блок. Снаружи было одиноко и скучно, если не считать редко встречающихся людей в синих комбинезонах, которые именно сегодня почему-то решили вести себя как умственно отсталые. И самое главное: не только роботы не хотели говорить с героем — даже голопленки, которые он находил на телах умерших во время ядерной катастрофы граждан, его Пип-Бой не желал проигрывать.
Пошел и принес
Когда директор Bethesda Тодд Говард объявил о том, что новый Fallout будет многопользовательским, большинство игроков поняли, что ничего хорошего из этого не выйдет. Причем дело было не только в том, пользователи ожидали кучу багов — этим Bethesda славилась всегда, — но и в том, что, по сути, она являлась онлайновым режимом Fallout 4, который в результате так и не сделали. Но не сделали почему? Потому что движок Creation Engine не приспособлен для многопользовательских игр. Но им все равно удалось это сделать, и очень зря.
В сути вопроса стоит разобраться, начав с корней серии Fallout. Из-за чего многие ее поклонники обожают две первые части и недолюбливают «тройку» и «четверку», которую разрабатывала Bethesda? Из-за того, что Fallout — это не игра об отстреле постапокалиптических монстров. Fallout — это истории мира после катастрофы, и то, каким будет их исход, в первых частях зависело только от игрока. В последующих, к сожалению, был сделан упор на зачистке местности, но иронично-жутковатый дух ядерной Пустоши Bethesda сохранить смогла, и ее сценаристы создавали вполне захватывающий нарратив — может быть, не такой ветвящийся и зависящий от действий игрока, но все же.
Если по какой-то причине вы — любитель серии Fallout — ничего не читали о бета-тестировании Fallout 76, то вам следует сразу знать, что игра превзошла все ожидания. Правда, в отрицательном смысле. Сама ее концепция говорит о том, что все началось не с сюжета и не с геймплея, а с вопроса: «Как бы нам сделать, приложив поменьше усилий?» В самом деле, ваш движок не приспособлен для мультиплеера — какой же выход из ситуации? Правильно, давайте уберем из игры всех NPC, чтобы избежать лишних проблем. И как это сделать? Точно, отличная идея — игрок будет происходить из убежища, которое первым открыло свои двери после судного дня. Соответственно, все люди мертвы! Какая отличная затея. А квесты будут выдавать, скажем, роботы, компьютеры или записки и голопленки, которые игрок станет находить на трупах несчастных граждан.
Хорошая идея? Нет, это ужасная идея, и вот почему. Всю атмосферу Fallout создавали именно яркие NPC, попадающие в различные истории и втягивающие в них игрока. В Fallout 76 их нет как класса. Весь достаточно внушительный мир игры выглядит как полигон для пейнтбола. Вот тут живут одни монстры, тут — другие, а тут — роботы, которые, стоит их убить, через минут пять появляются вновь. Изредка попадающиеся Васьки и Ваньки из соседнего двора еще больше портят атмосферу, бегая, прыгая и занимаясь всякой ерундой. Создатели игры как бы говорят: держите песочницу, здесь вы можете быть кем угодно! Увы, кем угодно быть не хочется, а ничего конкретного Fallout 76 не предлагает, кроме муторных квестов из серии «пойди — принеси», с вишенкой на торте в виде того, что все, абсолютно все квестодатели мертвы.
Близорукость и глюки
Бесценный опыт Выходца по имени Говнюк, которым его наградил корреспондент «Ленты.ру», показывает, что от прослушивания голопленок и общения с роботами ничего не зависит. Прежде всего потому, что изначально ему это было недоступно — однако неладное он заметил только через пару часов. Оказалось, что на PlayStation 4, если в качестве системного языка выставлен не английский, то игра просто не скачивает звуковые файлы! Для этого нужно было сначала переключиться на английский, перезапустить ее, подождать, пока она все скачает, а потом переключиться обратно на русский. Причем к релизу эта проблема исправлена не была и успешно перекочевала в него из беты.
Глючит все, и глючит часто, о чем, собственно, предупреждала перед выходом игры сама студия, обещая «впечатляющие глюки» (да-да, именно так это описывали сами создатели Fallout 76). Если и стоит верить чему-то, что обещает Bethesda, то это обещаниям о том, что все будет плохо. Сомневаться не стоит, в этом смысле они точно не подведут.
И дело даже не в багах — это просто смешно, когда игра с графикой десятилетней давности ощутимо тормозит, а иногда даже просто замирает на пару секунд на месте. И это еще что: в «открытом» мире Fallout 76 многие здания — это отдельная инстанция, которая загружается отдельно от всей карты. Кстати, похоже, все персонажи игры — близорукие. Дальше метров 20 аватар игрока все видит в размытой дымке — хотя даже в ней заметно, что объекты не успевают прорисовываться. Думается, с текстурами на дальнем расстоянии должен твориться полный швах, но заботливо повешенная дымка не дает это наблюдать.
Мама, мама, что я буду делать
Сюжет — обычно самая сильная сторона Fallout — здесь практически отсутствует. Квесты представляют собой бесконечную работу на побегушках у мертвецов с неясной мотивацией. Графика (которая никогда не была особо выдающейся в играх серии) со времен Fallout 4 лучше не стала — разве что текстуры натянули почетче. Что же осталось? Может быть, крафтинг, постройка базы?
Крафтить оружие и снаряжение опять же нет никакого смысла, поскольку большинство врагов — позорно тупые, умирают с двух ударов и «пасутся» исключительно в местах, для них обозначенных. Смысла в строительстве базы тоже нет, ведь защищаться в ней не от кого. Как такового режима PvP нет — точнее, игра делает все для того, чтобы игроки не убивали друг друга, назначая штрафы за начало стрельбы в другого игрока и не давая причинить ему существенный урон, если тот не принял вызов на дуэль.
Выживание? Да, в Fallout 76 нужно есть и пить. Воду надо кипятить (не пить же радиоактивную, прокипятил — и порядок), еду надо готовить. Но, учитывая, что смерти в понимании стандартных игр про выживание здесь нет (игрок не теряет свое снаряжение и может воскреснуть буквально где захочет), смысла следить за этими показателями тоже особого нет. О Fallout 76 как о шутере вообще смешно говорить, потому что стрельба тут — как в прошлой части. Да и система V.A.T.S., которая раньше позволяла замедлить и прицелиться в определенную часть тела врага, теперь бессмысленна и реализована очень неудобно. Все в угоду мультиплееру.
***
Получается, единственный плюс Fallout 76 в том, что это вроде бы Fallout, а точнее — его фанерные декорации. Вроде бы заполнить их жизнью — задача живых игроков, но Bethesda забыла предоставить им хоть какой-то мотив и средства для этого. Пока единственное, на что способен Fallout 76, — это вгонять в тоску, и вовсе не потому, что мир умер в ядерной катастрофе.