В конце октября в Тель-Авиве прошел Израильский инновационный саммит, который собрал сотни инвесторов и предпринимателей со всего мира. В рамках форума его участники, среди которых были основатель китайского интернет-гиганта Alibaba Джек Ма и председатель совета директоров Alphabet Эрик Шмидт, обсудили, как инновации меняют жизнь современного человека, а премьер-министр Биньямин Нетаньяху вручил награды трем лучшим стартапам страны по итогам года.
На территории Израиля сегодня работает около 7,7 тысячи стартапов и 330 научно-исследовательских центров. Особенно высока их концентрация в таких крупных городах, как Тель-Авив и Хайфа. Ежегодно государство вкладывает в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы около 4,3 процента своего ВВП, что является самым высоким показателем в мире. Стать частью этой быстроразвивающейся предпринимательской экосистемы удается далеко не всем — свою роль здесь играют и социально-культурные особенности, и гендерные стереотипы, и религиозные предубеждения. Однако ситуация постепенно меняется. Как израильтяне пытаются доказать себе, а заодно и всему миру, что запустить свой стартап может каждый, вне зависимости от пола, возраста и социокультурного бэкграунда — в материале «Ленты.ру».
Бизнес-симбиоз
Назарет — город на севере Израиля, где, по Евангелию, архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что ей уготовано стать матерью Иисуса Христа. Сегодня здесь проживает чуть более 75 тысяч человек, причем абсолютное большинство местных жителей — так называемые израильские арабы. Многие из них являются выпускниками крупнейших вузов страны, например, Техниона или Еврейского университета в Иерусалиме, однако предпринимательской деятельностью, тем более связанной с высокими технологиями, раньше занимались единицы.
По словам Фади Свидана, который возглавляет бизнес-инкубатор в Назарете, еще в 2012 году арабы составляли всего 0,02 процента от числа израильских предпринимателей. «В Израиле существует два центра, где сосредоточена основная часть стартапов, — это Тель-Авив и Иерусалим. Мы находимся очень далеко от них, поэтому даже тем, кто теоретически хотел бы стать частью этих экосистем, сделать это казалось практически невозможным, — рассказывает он. — Мы видели, что не так много арабов работает в сфере высоких технологий, хотя сейчас это одна из наиболее быстроразвивающихся и перспективных областей. При этом правительство понимало, что в хайтек-индустрию необходимо вовлекать как можно больше представителей различных сообществ».
Сделать это, отмечает Свидан, было непросто. Зачастую у потенциальных арабских стартаперов не было необходимых связей, которыми, например, еврейские предприниматели успевают обзавестись еще в армии; им было сложно найти инвесторов, потому что никто не мог за них поручиться.
Высокие технологии сами по себе тоже не вызывали особого доверия у арабов: даже те, у кого были средства, всегда предпочитали вкладывать их в более понятные сферы — например, в недвижимость. Кроме того, сказывался и общий страх потерпеть неудачу и стать позором для своей семьи, и традиционное стремление арабского населения заниматься семейным бизнесом. «Если у вас, условно говоря, есть брат или племянник, которого надо пристроить, вы обязаны взять его к себе на работу — вне зависимости от того, насколько он хороший специалист. Естественно, это сказывается на эффективности бизнеса. При этом приглашать кого-то со стороны не принято», — поясняет Свидан.
Чтобы помочь местным предпринимателям влиться в общую экосистему, в 2013 году в Назарете был создан бизнес-инкубатор. В 2014 году там запустили первую акселерационную программу, в рамках которой предприниматели-арабы начали работать над стартапами вместе с бывшими служащими радиоэлектронной разведки армии Израиля, известной как подразделение 8200. «Мы решили, что подобное сотрудничество — лучший способ вовлечь арабов в хайтек-индустрию. "Выпускники" 8200 часто создают свои стартапы по окончании военной службы, и 60-70 процентов из них оказываются успешными, потому что у этих людей есть связи, они знают эту индустрию изнутри», — объясняет глава инкубатора.
Каждая акселерационная программа длится 6-7 месяцев, на выходе предприниматели должны представить работающий стартап. Ежегодно в инкубатор поступает около 90 заявок от желающих стать участниками программы, организаторы отбирают 8-12 наиболее жизнеспособных и перспективных проектов. В итоге с 2013 года в Назарете было создано 70 стартапов, которые получили более 65 миллионов долларов правительственных гранов и обеспечили более 250 рабочих мест. Также на базе местного бизнес-инкубатора теперь проводится Nazareth Startup Forum, который привлекает предпринимателей арабского происхождения уже не только из Назарета, но и из других городов Израиля.
Из инкубатора уже вышло несколько успешных проектов: они работают и за пределами страны, деньги в них вкладывают инвесторы из США или стран Европы. При этом, говорит Свидан, многие местные стартапы ориентированы в первую очередь на арабский рынок: «Сейчас в арабских странах растет активность интернет-пользователей, растет спрос на новые приложения, появляется все больше инвесторов, желающих вкладывать средства в производство арабского контента. Это открывает хорошие возможности для арабов, живущих в Израиле».
По его словам, компании, желающие работать с арабскими странами, не позиционируют себя как израильские, обычно они зарегистрированы в других странах. Таким образом им удается привлекать инвестиции, например, из Саудовской Аравии или Катара, не создавая проблем для инвесторов.
«Сегодня 80 процентов инвестиций, которые привлекаются в хайтек-индустрию, — это инвестиции из-за рубежа, это не израильские деньги. И государство понимает, что иметь подобных предпринимателей, которые могут проникнуть в том числе и в арабские страны и привлечь в Израиль дополнительный капитал, очень выгодно», — заключает Свидан.
Пространство для женщин
Минувшим летом в рамках поддержки начинающих предпринимателей в Назарете открылся еще один центр. Он получил название Women space и, по задумке его руководительницы Доа Греш, должен стать местом, где женщины из местной арабской общины смогут заниматься собственным делом и получать для этого необходимую помощь.
Греш получила свой первый диплом в области биологии в Технионе. После учебы она хотела работать по специальности, однако подходящего места для нее не нашлось. По словам Доа, это довольно распространенная ситуация: около 60 процентов женщин, имеющих высшее образование, в том числе в области естественных наук, после университета не получают подходящих предложений о работе. «В итоге большая часть женщин вынуждена работать в школах и детских садах, так как такую работу легче всего совмещать с заботой о семье и детях, поэтому считается, что это лучшая профессия для матери», — поясняет Греш.
Ей самой по окончании вуза пришлось водить экскурсии для местных школьников. «Мне не нравилась эта работа, я все время думала о том, что хочу быть независимой женщиной, хочу открыть свое дело», — рассказывает Греш. Работая в школе, она параллельно получала юридическое образование, после чего сначала устроилась в юридическую фирму, затем открыла два собственных офиса в Хайфе и Назарете и начала работать в назаретском центре MATI, который занимается продвижением малого и среднего бизнеса и оказывает поддержку начинающим предпринимателям. В итоге при содействии MATI был создан хаб Women space.
По сути Women space представляет собой коворкинг-пространство для предпринимательниц из арабского комьюнити. Как отмечает Греш, пока этот формат кажется местным жителям новым и непривычным, многие женщины не понимают, какие возможности и преимущества им это может дать.
В настоящее время в Women space работают шесть женщин, у каждой свой кабинет, где можно принимать клиентов и проводить деловые встречи. Через месяц в центре планируют открыть специальные курсы предпринимательства. Кроме того, сейчас Греш ведет переговоры с посольством США в Израиле об организации курсов английского языка для местных предпринимательниц. В планах также снять дополнительное помещение в том же здании под детскую комнату, где женщины могли бы оставлять детей на время лекций и семинаров.
Еще одно направление развития хаба — налаживание контактов с подобными женскими проектами как в Израиле, так и за рубежом. В частности, в ближайшее время центр должны посетить представительницы Колумбийского университета (США). Кроме того, у назаретского хаба уже налажено сотрудничество с организацией для предпринимательниц из Тель-Авива, а в перспективе Греш надеется обмениваться опытом с американским женским комьюнити The Wing.
«Я считаю, что для женщин важно быть частью некого сообщества, они боятся быть в одиночестве. Большинство из них никогда не имели дела с запуском своего бизнеса. Существует много барьеров. Женщинам приходится соблюдать баланс между семьей и карьерой, часто у них не особенно много знаний в области финансов, потому что когда их растят, им прививают идею о том, что все, что связано с финансами, — это дело мужчин. Кроме того, они боятся соревноваться с мужчинами. И этот центр призван дать им чувство, что они не одни, что у них есть поддержка», — объясняет Греш.
Повысить осознанность
В Тель-Авиве о необходимости поддерживать предпринимательниц задумались еще раньше: здесь аналогичная коворкинг-площадка — WMN — заработала в 2015 году. «Пять лет назад я работала в коворкинг-центре в Тель-Авиве, это была первая площадка подобного формата в городе, и она выглядела как мужской клуб. Вокруг меня не было ни одной женщины. И я поняла, что с этим надо что-то делать», — рассказывает основательница WMN Мерав Орен.
По ее словам, единственное, что отличает WMN от других площадок, — здесь работают только те стартапы, основателем или СЕО в которых является женщина. Это особенно актуально, поскольку на данный момент женщины возглавляют всего 5-7 процентов израильских стартапов. «Для нас важно, чтобы женщины могли заявить о себе. Наша главная цель — сделать так, чтобы женщин среди предпринимателей стало больше», — отмечает Орен.
В настоящее время WMN объединяет 20 стартапов. Помещение предоставляет компания-спонсор, она же оплачивает все счета за электричество и прочие коммунальные услуги. Сейчас, например, таким спонсором выступает Amazon. Стартаперам приходится платить всего около 100 долларов в месяц — эти деньги идут на офисные нужды. При этом они получают не только рабочее пространство, но и возможность бесплатно посещать мастер-классы, воркшопы и тематические встречи, которые организовывает для них WMN.
В ближайших планах организации — выход на международный уровень. Так, через несколько месяцев должно открыться отделение в Нью-Йорке, а следующим шагом станет запуск виртуальной платформы, где предпринимательницы из разных стран смогут общаться, делиться опытом и контактами. В дальнейшем WMN надеется учредить специальный фонд, который будет финансировать проекты начинающих стартаперов.
«Быть предпринимателем — сложно и для мужчин, и для женщин, но мне кажется, что женщинам это немного сложнее. В целом все женщины сталкиваются с одними и теми же проблемами и вызовами вне зависимости от того, в какой стране они живут», — считает Орен. По ее словам, важно не только помогать конкретным предпринимательницам, но и постоянно обращать внимание властей и общества на существующие проблемы.
«Тут очень показательна история с визитом канцлера Германии Ангелы Меркель», — рассказывает Орен. Глава ФРГ приезжала в Израиль в начале октября. В ходе визита она приняла участие во встрече Future leaders of Israel, куда были приглашены 25 представителей израильских хайтек-компаний. И Меркель оказалась единственной женщиной на этом мероприятии. Фотография с участниками круглого стола, где канцлер Германии запечатлена в исключительно мужской компании, быстро облетела соцсети и вызвала возмущение в обществе. После этого в WMN решили написать протестное письмо и направить его премьер-министру. Это письмо Орен разместила в соцсетях, и его подписали сотни израильских предпринимателей, общественных деятелей и простых пользователей.
Одна из подписавшихся предложила не только отправить письмо властям, но и исправить допущенную ими ошибку — сделать новую фотографию с Меркель, где канцлер была бы окружена женщинами. «Мы распечатали фото Меркель в полный рост на картоне. Пригласили женщин-предпринимательниц и сделали общий снимок», — поясняет создательница WMN.
После этого примеру WMN последовали подобные организации по всему миру — в Берлине, в Лондоне и других городах. «Они все сделали такие фотографии. Мы привлекли внимание Reuters, BBC, New York Magazine, — рассказывает Орен. — Для меня цель создания этой фотографии — повысить осведомленность и осознанность. И мы преуспели».
В конце концов кампания WMN привела к тому, что МИД Израиля, который занимался подготовкой встречи с участием Меркель, принес дамам официальные извинения, а в офисе премьер-министра появилась инструкция, согласно которой на всех подобных мероприятиях женщины должны составлять не менее 50 процентов от числа участников. «И это произошло меньше чем за неделю!» — с гордостью заключает Орен.