У Первого канала появилась добрая традиция — начинать новый год с Дианы Шурыгиной. С ее триумфального дебюта на телевидении прошло два года. Впервые она появилась у Андрея Малахова в январе 2017 года и еще долго не сходила с экранов. Стоило Шурыгиной исчезнуть из информационного поля, как ее под любым поводом возвращали. Несмотря на избитость истории, зрители продолжали питать интерес к девушке из ульяновской глубинки. Поэтому телевизионщики не смогли пройти мимо и год спустя, когда на свободу вышел ее насильник Сергей Семенов. И вот, спустя еще год, с разницей в неделю, Первый канал решил освежить россиянам память и вновь вернул Шурыгину в эфир. «Лента.ру» выяснила, почему ее не хотят оставлять в покое.
Как они это делают
«Сегодня настоящий телевизионный эксклюзив. Специальный выпуск "На самом деле". Уже через несколько минут прямо на ваших глазах произойдет встреча, на которую они не могли решиться три года. Диана Шурыгина и Сергей Семенов, лицом к лицу, впервые», — объявляет преисполненный патетики ведущий программы, где всех проверяют на детекторе лжи.
На программу Шурыгины пришли всей семьей. Первым отдуваться послали отца семейства, Алексея Шурыгина. Поникший мужчина по просьбе ведущего попытался описать вечер, когда изнасиловали дочку. Он признался, что уже не помнит деталей, и пересказал то, что уже не один раз рассказывал в телевизионных эфирах: как созвонился с женой и они поехали забирать с вписки дочь, она была пьяна и в крови. Он привел ее в чувство, тряхнув за плечи, но не бил.
«Это принципиально важный момент. Вы не единожды подчеркивали, что обратили внимание на то, что Диана была избита. Что ее лицо и одежда были в крови. Что у нее был разбит нос, скула и губа», — голосом заговорщика произносит ведущий. Этим же тоном он пытается вывести Шурыгина на откровение, выведать, не он ли избил свою дочь, свалив вину на Семенова, но у него не выходит: отец снимает с себя датчики и удаляется.
Все, что, по сути, нужно знать интересующимся развитием истории с Шурыгиной, — в этом выпуске она призналась, что парень ее не бил, а кровь на одежде — дело рук отца, устроившего ей взбучку после вписки. Она хотела защитить отца, поскольку он ударил ее, по ее же словам, «за дело», и сказала при этом, что ее побил Семенов. На этом информативность заканчивается, но когда это останавливало телевизионщиков — они растянули передачу на две серии.
В этом представлении важна не суть обсуждения — примелькавшиеся герои повторяют собственные слова, сказанные и год, и два назад, путаются в тех же противоречиях. Приглашенные «эксперты», как и прежде, разделились: одни говорят, что Шурыгина виновата сама, другие — что никакое насилие недопустимо, даже если девушка пьяна, облевана и не может сопротивляться. Любопытно, как из досуха выжатой темы авторы программы умудряются сотворить сенсацию. Для поддержания ощущения сенсационности Шепелев несколько раз повторяет, что встреча Шурыгиной с Семеновым — «настоящий телевизионный эксклюзив». За последние несколько лет конкуренция между крупнейшими федеральными каналами возросла, а потому подчеркнуть это не лишне, желательно, чем чаще, тем лучше.
Чтобы оживить даже самого безнадежного мертвеца, авторы используют три приема. Во-первых, они усиливают (или накладывают постановочные) возмущенные звуки зрителей из зала. Это прибавляет интерактивности и внушительности: кажется, что зрители неравнодушно реагируют на происходящее в студии, а значит, есть надежда на то, что и зритель по ту сторону экрана поверит.
Второй прием — апелляция к экспертам. В случае с Шурыгиной экспертами называются люди «в теме»: те, кто приходил на как можно большее число эфиров, посвященных ее изнасилованию. Со временем эти эксперты посетили еще больше телеэфиров и набрали вес. Так, бодибилдер Эдуард Кривенко, прославившийся после победы в конкурсе «Мистер модель Вселенной», превратился в актера. Креативный директор продюсерского центра «Останкино» Мария Тарханова в титрах предстает журналистом. В соцсетях девушка прямо пишет, что занимается пиаром и продюсированием, но организаторы шоу, «где нельзя скрыть правду», предпочитают не заострять на этом внимания. Судя по титрам, резко стала журналисткой и бывший пресс-секретарь «Стопхама» Оксана Митрофанова. Все это, вероятно, призвано добавить беспристрастности происходящему.
Апелляция к экспертам — беспроигрышный вариант. Даже если героям или ведущему по существу сказать нечего, они всегда выручат, ведь их задача — обращать на себя внимание. Поэтому блогеры, оценившие выгоду от похода по телешоу (Николай Соболев в 2017 году стал самым быстрорастущим видеоблогером после того, как принял участие в нескольких эфирах с Шурыгиной — прим. «Ленты.ру»), охотно участвуют в провокациях. В этом выпуске блогер Олег Хамов обвинил Диану в алкоголизме и проституции, сославшись на их общего друга Женю. Шурыгина призналась, что впервые видит блогера, а он продолжил ее раздражать и панибратствовать:
«Два года назад ты говорила, что будешь помогать всем девочкам, которых насилуют. Я сейчас этого не вижу, Дианочка. Я вижу, как ты в Instagram рекламируешь сетевой маркетинг, я хотел бы увидеть от тебя за два года благотворительность, искреннюю. Потому что проходят годы и все меньше людей тебя поддерживают. Пожалуйста, ответь правду: у тебя есть проблемы с алкоголем, была ли ты в этой сауне? Так как Женя уверяет, что в этой сауне была оргия». Зал загудел. «Я даже не знаю, кто это», — обращается уставшая и равнодушная Шурыгина к ведущему.
Еще один способ придать динамики — обратиться к «специалистам по правде», которые восседают в середине зала. Это центральные персонажи шоу, которые оценивают, врут или не врут его участники. В качестве постоянных экспертов выступают психолог и профайлер Сабина Пантус и полиграфолог Роман Устюжанин (тесно сотрудничал с «Домом-2»). Они анализируют пульс человека при ответе на вопрос и его вербальную и невербальную реакцию. В зависимости от ситуации зашкаливающий пульс может означать и правду, и неправду. Пантус и Устюжанин — абсолютные авторитеты передачи, они разговаривают с героями тоном обличителей. Третьим специалистом по правде в выпуске с Шурыгиной неожиданно стал председатель совета по общественной безопасности организации «Офицеры России» Антон Цветков.
Но настоящий хедлайнер шоу — ведущий Дмитрий Шепелев. Он предстает в образе инспектора, дотошного следователя, который пытается докопаться до правды. Сказанное в студии он со всей серьезностью называет показаниями и мечет молнии глазами, когда кто-то пытается обмануть.
Шепелев — мастер сотворения сюжета. Встречу Шурыгиной с Семеновым он превратил в интригу, однако, когда девушка и ее обидчик оказались за одним столом, ничего не произошло. Ситуацию надо было спасать, и предприимчивый ведущий начал привычным тоном озвучивать эмоции главных героев за них.
Кадр: Первый канал
Шепелев: Диана, кажется, готова взять себя в руки и вступиться в этой студии уже, пожалуй, не столько за свою честь, сколько за свою семью. Она готова выйти сюда и дать показания на детекторе лжи. И сейчас в студии программы «На самом деле» та встреча, в которую никто не верил. Сейчас произойдет то, что не должно было произойти, но произойдет в эфире Первого канала и «На самом деле». Встреча между Сергеем Семеновым и Дианой Шурыгиной. Что скажут друг другу эти люди спустя три года?
Закадровый гул. Семенов, который уже дал «показания», борется с улыбкой, появляющейся в ответ на слова Шепелева, вжившегося в образ телеведущего, словно заимствованного из американских фильмов. Появляется Шурыгина, бесшумно садится на стул и молчит.
Шепелев (держится за стул и говорит исподлобья): Я понимаю, что прошло три года. Вы не видели друг друга все это время. Я наблюдаю за вашей реакцией и вижу, Диана, что вы ни разу не посмотрели на Сергея. Но тем не менее та встреча, которая будет являться встречей на грани, произойдет сегодня, и уже произошла, и вам придется впервые заговорить.
Шурыгина (выдержав паузу): Мне будет сейчас непривычно общаться с этим человеком, потому что у меня муж — настоящий мужчина, а вот этот человек напротив меня, к сожалению, нет.
Шепелев: Вы даже не называете Сергея по имени. Вы в свою очередь улыбаетесь. Вам смешно?
Семенов: Нет, мне не смешно.
Шепелев: Прошло три года. Да, первая и единственная встреча между вами круто изменила жизнь каждого из вас. И вы уже никогда не будете прежними. И то, через что прошел каждый из вас, не пожелаешь и врагу. Неужели спустя эти три года вам нечего друг другу сказать?
Закадровый голос в кинематографе считается показателем беспомощности драматурга, которому не удается рассказать историю через действие. Шепелеву приходится отдуваться за драматургов по полной программе. Здесь драматург как будто становится одним из персонажей пьесы.
Впрочем, драматургию шоу не стоит недооценивать. Его авторы придерживаются классических канонов. К примеру, пользуются принципом чеховского ружья — если вначале пьесы на стене висит ружье, то к концу оно должно выстрелить. Вместо ружья у редакторов «На самом деле» наготове муж Дианы Шурыгиной, оператор Первого канала Андрей Шлягин. Год назад на этой же программе он эпично ворвался в кадр и побил второго насильника своей жены, Александра Рухлина. На этот раз авторы шоу решили построить интригу вокруг того, изобьет ли Шлягин главного обидчика супруги. В этом помогает другой закадровый голос, не шепелевский. На протяжении двух выпусков в перебивках показывают потирающего кулаки Шлягина, который ожидает своего выхода в «тайной комнате». Томившийся мужчина появляется только в финале второй серии.
В битву вступают боевые эксперты, которые подстрекают мужа к мордобою. «Почему вы так просто сидите, если перед вами насильник вашей жены?» — вступает «журналист» Тарханова. Шлягина принимаются подначивать всей студией. Еще один неназванный «эксперт» высказывает сомнение в том, что муж Шурыгиной вообще способен на какой-либо достойный ответ. «Диана с самого начала сказала, что ее муж мужчина. А ты сюда пришел, как принц на вечеринку, присел. Перед тобой люди сидят, а он рассказывает на всю страну, что он насильник. А ты сидишь просто, как лох», — не унимался мужчина.
Ружье стреляет, но не до конца. Шлягин так никого и не побил, зато огрел еще одного «эксперта» из студии матерной тирадой. «Закрой рот свой, ***. Поганый рот свой закрой, ***», — огрызается он в ответ на реплику.
Не стоит сбрасывать со счетов и саму Шурыгину, которая, хотя и выглядит вяло, все еще способна дать зрителям шоу. Время от времени она срывается на свое фирменное «тупые слова, тупые слова» и «заткнись, пожалуйста», а в конце первой серии дает пощечину блогеру, который обвинил ее в пьянстве и распутстве.
Зачем они это делают
Рейтинги. Телевизионщики не станут упускать даже самую заезженную тему, пока она приносит рейтинг. Диане Шурыгиной по-прежнему отдают самое драгоценное время на телевидении, ведь «На самом деле» идет в прайм-тайм.
Прайм-тайм сам по себе заоблачного рейтинга не гарантирует. К примеру, «Прямой эфир», ведущий которого считается королем треш-формата, порой собирает на, казалось бы, хлебных темах совсем скромные рейтинги. Чтобы понять логику телевизионщиков, «Лента.ру» попросила исследовательскую компанию Mediascope, на данные которой опираются рекламодатели, посчитать, как за последние два года смотрелись набившие оскомину саги — изнасилование Дианы Шурыгиной (Первый канал), развод Армена Джигарханяна с Виталиной Цымбалюк (Первый канал), семейная драма Шукшиных («Россия 1») и отношения Гогена Солнцева с супругой, которая на 25 лет его старше («Россия 1»).
Оказывается, за прошедший год и первый месяц 2019-го появления Шурыгиной на детекторе лжи почти всегда по рейтингу превосходили любой выпуск из вышеупомянутых саг «России 1». Последняя передача с Шурыгиной, вышедшая в эфир 22 января, имела рейтинг 4,9 процента и долю 17,3. Это означает, что из всех зрителей в России, которые смотрели телевизор в промежутке с 18:50 до 19:50, 17,3 процента выбирали «На самом деле». Рейтинг же отражает, сколько россиян смотрело данный выпуск. Максимальный рейтинг выпуска о Шукшиных в «Прямом эфире» (из восьми эпизодов) составлял 4,4 процента (а доля — 17 процентов), но, как правило, этот показатель колебался от 2,5 до 3,7 процента.
Королем «шоу для домохозяек» в России считается Андрей Малахов, однако, несмотря на усердие телеведущего, рейтинги этот статус не подтверждают. Средняя доля его передачи на «России 1» в 2018 году составляла 13,8 процента. Этот показатель означает, что из всех зрителей, у которых с 17:25 по 18:50 были включены телевизоры, у 13,8 процента в этот момент был включен «Прямой эфир». У первоканального «Пусть говорят» этот показатель на один процент выше. «На самом деле» в 2018 году в прайм-тайме перебил обоих мастодонтов. Его средняя доля составила 15,4 процента. Что касается рейтинга, выражающего количество человек, смотревших средний выпуск программы, то и здесь «На самом деле» обошла «Прямой эфир» — 4,2 процента против малаховских 3,2 процента. Нужно учитывать более выигрышную позицию обоих проектов Первого канала в этом тайм-слоте. «Прямой эфир» стартует в предпрайм, когда многие россияне еще только возвращаются с работы.
«Сериалы» «Пусть говорят» в этом плане собирают больше. Рейтинг программ про судьбу Джигарханяна и Цымбалюк скачет от 4,6 до 6,6 процента. Но и скандалы с Джигарханяном все равно уступают истории девушки из ульяновской глубинки. Пиковый рейтинговый показатель «Пусть говорят» с Шурыгиной — 7,1 процента при доле в 19,6. Он был достигнут, когда «Пусть говорят» вел Малахов. Но и потом приход героини на Первый канал имел успех. В январе 2018 года, когда Семенов вышел на свободу, эфир с разгневанной жертвой принес рейтинг 6,5 процента и долю 18,5, что выше и средней доли этой передачи (14,8 процента), и средней доли канала вообще (11,8 процента).
Кадр: Первый канал
Несмотря на то что Шурыгина была скована соглашением с Первым каналом, а Малахов перешел на ВГТРК, ему как первооткрывателю этой темы все же удалось извлечь из нее дивиденды. В январе 2018-го редакторы «Прямого эфира» сманили только что вышедшего на свободу Семенова к себе в шоу. В результате продюсеры хоть и не побили ее рейтинг на Первом канале, но сильно к нему приблизились. Рейтинг 5,3 и доля 19,6. Это выше, чем самый популярный выпуск с Солнцевым или с Шукшиной. А это означает, что мы еще не раз увидим на телевидении тандем Шурыгина — Семенов, несущий золотые яйца.