На прошедшем Восточном экономическом форуме во Владивостоке много говорилось о том, что Россия должна как можно скорее получить современные «ворота» для выхода на глобальные рынки с конкурентоспособной продукцией самых разных отраслей. Одним из таких новых «окон» должен стать строящийся порт Тамань в Краснодарском крае, который после сдачи в эксплуатацию всех терминалов будет одним из крупнейших в России. Какие проблемы возникают по ходу строительства — в материале «Ленты.ру».
Через Украину идет не только нефть и газ
О том, что нашей стране приходится преодолевать, чтобы избавиться от транзита нефти и газа через постоянно интригующую и шантажирующую нас Украину, знает каждый россиянин. Об этом подробно говорить не надо: «Южный поток», «Турецкий поток» и «Серверный поток-2» у всех на слуху. А вот то, что аммиак — один из самых важных продуктов химической промышленности, который идет в том числе на приготовление азотной кислоты, азотных удобрений и красителей, экспортируется из России через аммиакопровод Тольятти — Одесса, построенный в далекие 70-е годы прошлого века, знают немногие.
По логике вещей, альтернативой Одессе должен стать какой-нибудь порт на территории России. Но в России сегодня нет ни одного полноценного терминала по перевалке аммиака. Им мог бы стать порт Тамань, в котором еще с 1999 года «Тольяттиазот» (ТОАЗ) пытается построить собственный терминал. «Собственный терминал позволит значительно сократить затраты на поставку продукции за счет более короткого логистического плеча. А главное — исключить транзитные риски, которые на фоне обострения политических отношений с Украиной в последние годы приобретают определяющее значение», — говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
Порт и «Тольяттиазот»
В середине 2000-х годов проект строительства терминала по перевалке аммиака в порту Тамань был заморожен «по не зависящим от компании причинам». Возобновить проект ТОАЗ смогла лишь в 2015 году. Тогда с Федеральным агентством морского и речного транспорта «Тольяттиазот» была согласована декларация о намерениях по строительству перегрузочного комплекса аммиака и карбамида, а с компаний «Росморпорт» — соглашение о взаимодействии при реализации инвестпроекта. В течение 2016 года был подписан ряд постановлений и распоряжений правительства, в рамках которых проект ТОАЗ в порту Тамань включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.
Мощность строящегося перевалочного комплекса составит 5 миллионов тонн в год — 2 миллиона тонн карбамида и 3 миллиона тонн аммиака. В компании убеждены: мощности порта могли бы полностью перекрыть потребность ТОАЗа в перевалочных мощностях. Кроме того, этим проектом предусмотрены береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс для принятия судов дедвейтом до 50 тысяч тонн, а также комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений.
Екатерина Косарева уверена, что будущий терминал может вызвать интерес и других производителей карбамида. «Сейчас этот вид удобрений экспортируется из северных и северо-западных районов России в основном через порты стран Балтики, но когда у России появится свой морской терминал, не будет смысла платить за аренду портов другим странам, тем более что аналогов этому терминалу в России пока нет», — подчеркивает эксперт.
Примечательно, что реализация проекта перевалочного комплекса полностью финансируется ТОАЗ за счет собственных средств, без привлечения кредитов и бюджетных денег. Объем инвестиций оценивается в 14 миллиардов рублей. В компании надеялись, что терминал сможет заработать уже в 2021 году, однако решения судебной власти Краснодарского края уже в этом году могут поставить в этой истории точку.
Судебные пороги
Недавно опубликованный проект постановления правительства о создании в порту Тамань терминала для перевалки аммиака и карбамида, по которому уполномоченной организацией по реализации проекта определена компания «Тольяттиазот», окажется невозможно реализовать, поскольку сам порт будет ликвидирован.
Суды Краснодарского края осложняют процесс вот уже несколько лет подряд. Например, в конце 2016 года, несмотря на наличие соглашения как с местными, так и с краевыми властями, Арбитражный суд Краснодарского края принял решение в пользу администрации региона, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта и построенных за счет ТОАЗ. В числе отобранных оказались ключевые объекты порта: гидротехническая эстакада, узел водоснабжения, очистные сооружения и трансформаторные подстанции.
Это незаконное, по мнению юристов ТОАЗ, решение было отменено в кассационной инстанции в 2017 году. Тогда представители компании делились планами на будущее и думали, что все уже позади. Однако в феврале 2019 года дело вернулось на новое рассмотрение, и все тот же суд решил: «Тольяттиазот» должен своими собственными руками снести всю построенную инфраструктуру. На это в компании заявляют, что у ТОАЗ нет иного выхода, кроме как снова идти в суд с жалобой уже на это решение.
Тем временем, по данным «Новой газеты», грузооборот Одесского морского порта, через который в отсутствие своих терминалов ТОАЗ вынужден осуществлять отгрузку аммиака, только в январе-марте 2019 года вырос по сравнению с прошлым годом на 5,1 процента и, по данным местной администрации морских портов, составил 6,21 миллиона тонн. В целом же грузооборот морских портов Украины за три месяца 2019 года, в течение которых было принято последнее решение кубанского суда, вырос на 12,4 процента.