В последнее время в мире все больше используются беспилотные технологии, позволяющие не только автоматизировать процессы транспортировки тех или иных грузов, но и сделать их более безопасными для человека. В России одним из лидеров в данной сфере стал резидент фонда «Сколково» ВИСТ Групп (входит в ГК ЦИФРА). Компания первой в стране внедряет коммерческое использование беспилотного карьерного самосвала. В преддверии международной стартап-конференции Startup Village 2019 «Лента.ру» побеседовала с генеральным директором ВИСТ Групп Дмитрием Владимировым.
«Лента.ру»: Что конкретно представляют собой решения от ВИСТ Групп?
Дмитрий Владимиров: ВИСТ Групп разработала собственные интегрированные решения для управления роботизированной горнодобывающей техникой как для дистанционной работы, так и в автономном режиме. Под интегрированными решениями нужно понимать уникальные алгоритмы и программное обеспечение (ПО), собственные компоненты ВИСТ Групп (бортовые компьютеры и датчики), а также компоненты ведущих производителей. Для полноценной работы наших систем необходимо оборудование для сканирования окружения и навигационное оборудование, эти компоненты мы закупаем.
Как именно обеспечивается точность работы техники, использующей ваши решения?
Как я уже упомянул, для позиционирования техники мы используем высокоточную навигацию, оборудование, работающее в спутниковых системах ГЛОНАСС и GPS. Вся техника, как производственная (погрузчики, бульдозеры), так и вспомогательная или хозяйственная (топливозаправщики, вахтовки), оснащается оборудованием связи и высокоточной навигации, благодаря чему серверное ПО может координировать их совместную работу, получая в онлайн-режиме актуальное состояние о нахождение всей техники в пределах карьера. Такой же принцип используется и для выделенного роботизированного участка.
Что уже сегодня вы можете предложить российским предприятиям?
Список наших продуктов и решений для предприятий горнодобывающей отрасли достаточно объемный: это и традиционные системы диспетчеризации, и решения для безопасности производств, и системы контроля геологической устойчивости. Отдельный класс решений — это роботизированные системы управления горной техникой. Первые автономные БелАЗы уже находятся в стадии промышленного внедрения в Хакассии на предприятиях СУЭК, запуск производства планируется в августе этого года.
Какие преимущества получают компании, которые сотрудничают с ВИСТ Групп?
Хочется отметить, что наши партнеры получат прежде всего инновационные и передовые решения в сфере цифровизации процессов горной добычи. Наши технологии позволяют сделать производства более эффективными и, может быть, самое важное, более безопасными, что достигается за счет сокращения присутствия людей в зоне проведения горных работ. Отдельный кейс — это проблема нехватки квалифицированного персонала на предприятиях и подход, когда один человек может быть в качестве оператора или диспетчера нескольких единиц техники также предоставляет значительные преимущества для наших клиентов.
Сокращается ли потребность в рабочей силе на предприятиях, использующих ваши решения? Сколько требуется операторов для дистанционного управления роботами?
Да, одно из основных преимуществ проекта «Интеллектуальный карьер» это разумное удаление людей из зоны проведения работ. Что такое разумное удаление — не ставится задача полностью убрать людей и сделать технику автономной, мы стремимся роботизировать только те процессы и ту технику, где есть business value для наших клиентов. Данный подход не означает, что текущий персонал останется без работы. Дистанционное управление техникой это определенные компетенции, которые можно получить, пройдя необходимое обучение.
Для дистанционного управления и отслеживания режимов работы роботизированной техникой создаются специализированные центры управления с рабочими местами оператора. Наш подход заключается в том, что один оператор может управлять пятью единицами техники на производстве.
Предлагаемые ВИСТ Групп системы предусматривают какие-либо действия в случае возникновения нештатной ситуации на дистанционно управляемой машине? Были ли такие случаи?
ВИСТ Групп уделяет довольно много времени безопасности, поэтому весь автономный транспорт оборудован рядом систем, позволяющих сканировать окружение для анализа окружающей среды. В случае возникновения внештатных ситуаций самосвал либо полностью останавливается до вмешательства оператора, либо система сама принимает решение о возможности объезда препятствия. Специалисты компании моделируют разные ситуаций, которые могут произойти во время проведения горных работ, а также разрабатывают сценарии их решения.
У вас есть конкуренты в России? В мире?
На сегодняшний момент российские горнодобывающие предприятия, в частности АЛРОСА или ПОЛЮС, ограничивались локальными проектами по удаленному управлению единицами техники, созданными с применением западных технологий. В ВИСТ Групп мы перешли от стадии полигонных испытаний к реальному производству, и на данный момент мы проводим первое коммерческое внедрение беспилотных самосвалов в России, что станет первым промышленным кейсом по запуску беспилотного карьерного самосвала. Впервые роботизированные карьеры были применены в Австралии компанией Rio Tinto.
Какие ваши дальнейшие планы? Рассматриваете перспективу выхода на внешние рынки?
В последнее время мы видим растущий спрос на внедрение автономных решений на сложившихся рынках: Австралия, Канада, США, где, несмотря на устойчивые позиции наших конкурентов, компании готовы рассматривать технологические решения других производителей, при соблюдении параметров технологической эффективности и экономической выгоды. Но нашими приоритетными внешними рынками являются Африка (прежде всего ЮАР), Индия и Латинская Америка. Компания уже имеет определенную известность на этих рынках и потенциал наших решений необходимо развивать. В Латинской Америке вместе с нашими коллегами из компании ЦИФРА мы открыли офис в этом году и видим сильную заинтересованность местных горнодобывающих предприятий во внедрении цифровых решений и роботизированных систем. Наша цель — запустить пилотный проект с применением роботизированной техники в 2020 году.