Рынок труда стремительно меняется, появляются новые требования и возможности для роста и развития. Но, как выясняется, к этим изменениям не готово не только старшее, но и молодое поколение. Есть ли способы исправить ситуацию уже в обозримом будущем и какие шаги для этого предпринимаются, в интервью «Ленте.ру» в рамках Петербургского международного экономического форума-2019 рассказал генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.
Недавно прошел финал национального чемпионата «Молодые профессионалы», который, по сути, стал репетицией чемпионата мира. Каковы ожидания от предстоящего мероприятия?
Роберт Уразов: В организационном плане это почти калька с того, что мы делаем на международном чемпионате, и в этом отношении, несмотря на то, что площадка новая, все прошло хорошо: был обеспечен высокий организационный и соревновательный уровень. Что касается ожиданий, мы не ждем ничего отрицательного, но надеяться на авось не стоит — мы усердно работаем и дорабатываем даже мельчайшие недочеты.
Когда говорят о крупных международных событиях, часто забывают упомянуть тех, без кого они не могли бы претвориться в жизнь. О чьем вкладе в подготовку мирового первенства вы бы хотели упомянуть?
Чемпионаты — это очень сложное устройство. Представьте себе, что вы имеете площадь 120 тысяч квадратов, на которой за три дня одновременно собирается 92 завода (в данном случае было столько) и за один день разбирается. Это безумное количество партнеров — людей, которые занимаются техникой, это транспорт, переводчики, питание — то есть это целый город, и поэтому, я думаю, жителей этого города и стоит поблагодарить. И, конечно, правительство Республики Татарстан и лично Рустама Минниханова, команду Союза WorldSkills, команду партнеров, которых безумное число, и, безусловно, те регионы, которые приехали на эти соревнования.
В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» Союзом «Ворлдскиллс Россия» с прошлого года реализуется специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. Предполагается, что 25 тысяч предпенсионеров пройдут обучение в 2019 году. Как продвигается реализация этой программы? Есть ли какие-либо сложности и успехи?
Во-первых, это эксперимент для России — никогда еще наша страна по-крупному не инвестировала в переподготовку взрослого населения. Мы традиционно жили некоей индустриальной логикой: обучился — и всю жизнь идешь по своей профессии, все 30–40 лет. Это огромный вызов — работать с людьми, которые далеко не школьники, потому что с точки зрения научных изысканий это практически белая полоса.
Сама программа выглядит очень просто для нас: тем людям, которые изъявляют желание учиться, мы даем программы, существующие в нашем движении. У нас около 500 топовых международных программ, которые позволяют человеку научиться достаточно быстро монетизировать свои навыки. Это программы не теоретического характера, а исключительно практика, от более-менее простых сервисных профессий — поваров, кондитеров и других до специальностей в сфере ИТ. Сейчас мы обучили около тысячи человек, в настоящее время у нас около 5 тысяч учащихся, и мы планомерно увеличиваем их количество.
Если говорить о проблемах, первое — это новизна процесса, а второе — то, что в нашей стране мы не привыкли учиться в течение жизни, и чем старше становимся, тем реже мы, к сожалению, идем учиться. Но это проблема скорее психологического характера. С точки зрения инфраструктуры, людей, которые занимаются подготовкой, благодаря тому, что мы в России работаем уже почти четыре года, а вступили в 2013 году, наработан опыт как с площадками проведения, так и с мастерами-наставниками, которые могут преподавать.
Какие профессии наиболее востребованы?
Сейчас не скажу, но из первых объемов, которые были за пару месяцев после старта программы, — это промышленные специальности: инженерный дизайн, токари ЧПУ и так далее.
Проект ранней профориентации школьников 6–11 классов «Билет в будущее» инициирован президентом Владимиром Путиным в феврале 2018 года. Союз «Ворлдскиллс Россия» при поддержке Министерства просвещения является его оператором. Чем этот проект важен для нашей страны и чего уже удалось добиться?
Давайте начнем с вопроса зачем нужно заниматься ранней профориентацией. Мы стоим на пороге серьезных изменений — точнее, изменения происходят уже сейчас, а мы к ним не готовы. О чем речь? Вся классическая система подготовки и ориентации человека в пространстве и обществе была такой: детский сад, школа, колледж либо вуз, работа, пенсия. Сейчас себя в таких критериях реализовать невозможно: во-первых, технологические циклы меняются очень быстро, во-вторых, количество рабочих профессий быстро растет — что-то исчезает, что-то появляется. Кроме того, информации о том, какие сегодня есть возможности, безумное количество. И жить как раньше, когда у человека есть определенная траектория и он по ней идет, сейчас невозможно: приходится в течение жизни пять-шесть раз менять профессию. Это означает, что человека нужно учить ориентироваться в пространстве, в безумном количестве информации, выбирать ее, определяться с тем, чего он хочет и что умеет делать. Фактически нужно регулярно принимать решения о своей профессии. В проекте ранней профориентации «Билет в будущее» мы занимаемся не тем, что рекомендуем детям профессии, а прокачиваем навык так называемой осознанности, то есть способности человека самостоятельно принимать решения по поводу своего профессионального будущего.
Результаты проекта прошлого года — а через него прошло почти 220 тысяч детей из более чем 60 регионов — говорят о том, что 85 процентов детей обладают так называемой неосознанной некомпетентностью. Это означает, что дети не способны принимать решения по поводу своего будущего, но так не считают. То есть мы фактически находимся в катастрофической ситуации: если бы этим детям пришлось выходить сейчас на рынок труда, они были бы нежизнеспособны. Они не смогут определиться с тем, какую профессию выбрать, с каким уровнем достатка, что надо делать — и так далее.
Мы хотим совместить две вещи: сделать так, чтобы у человека была любимая профессия, и чтобы она приносила доход.
Сегодня уже можно с полным правом сказать, что WorldSkills для России стал новым подходом к развитию не только среднего, но и высшего профессионального образования. Важным в этом отношении является проект демонстрационного экзамена, в рамках которого учащиеся сдают практический экзамен вместо теоретического, выполняют тестовое задание и по итогам получают так называемый скиллс-паспорт — электронный документ, удостоверяющий владение теми или иными компетенциями. Какие перспективы по внедрению такого подхода к оценке профессиональных умений выпускников учебных заведений?
Его внедрение расширяется. Например, в проекте «Старшее поколение» каждый из 25 тысяч учеников программы сдает экзамен и получает этот паспорт. Если говорить о среднем профессиональном образовании, это один из индикаторов проекта. На международном уровне российскую инициативу подхватывают и поддерживают девять стран и три глобальные компании.
Что этот паспорт дает? Приведу простой пример. В прошлом году мы сравнивали результаты уровня оплаты труда выпускников образовательных учреждений, которые получали скиллс-паспорт и не получили его; разница в уровнях зарплат — 50 процентов, по данным Челябинской области и Хабаровского края. То есть если вы прошли эту систему и имеете подтверждение своих навыков на мировом уровне, вам готовы платить на 50 процентов больше. Здесь комментарии излишни.