Рост российского рынка образовательных услуг составляет около 3 процентов в год, что значительно выше темпов роста отечественной экономики в целом. В нашей стране родители, помимо школы, на одного ребенка тратят 3,6 тысячи рублей в месяц. Эксперты полагают, что эта тенденция точно сохранится до 2021 года. Львиная доля рынка приходится на малый бизнес, что объясняется его спецификой. О том, как педагогу из ярославского села Туношна Евгении Сухановой удалось не только организовать в своем родном поселке студию раннего развития «Умка», но и распространить экспансию своего бизнеса на областной центр — в материале «Ленты.ру».
Из Туношны в Ярославль
Село Туношна находится всего в десяти километрах от Ярославля. И хотя в поселке находится городской аэропорт, Туношна по всем статьям — провинция, особенно если дело касается организации бизнеса. Выпускницу Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Ушинского Евгению Суханову это обстоятельство ничуть не смутило, и она решилась на создание студии раннего развития для дошкольников в родном селе. Урок первый и главный для малого предпринимателя — увидеть наличие спроса там, где всем остальным кажется, что его нет.
Фото: Евгения Суханова
«В поселке у родителей нет многих возможностей, которые есть у горожан, и финансовый потенциал семей на селе не идет ни в какое сравнение с городским, — говорит Евгения Суханова. — Кроме того, неграмотность родителей в том, как правильно развивать своих детей, особенно маленьких — это общее место». Надо сказать, что зачастую у сельских жителей нет и времени для воспитания подрастающего поколения: работа и домашнее хозяйство отнимают его без остатка. А вот желание все сделать правильно у сельчан есть, и оно очень развито. Вот и все маркетинговые рассуждения, на основании которых Евгенией был сделан вывод — в Туношне студии раннего развития быть!
Еще одна причина для организации собственного бизнеса у Евгении появилась, когда она родила второго ребенка, а деньги все же надо было зарабатывать. Урок второй — ребенок не только не помеха для создания собственного бизнеса, но самый лучший для этого стимул, что подтверждают многие истории успеха, о которых писала «Лента.ру». И почему же специалисту по возрастной психологии и педагогике не заняться свои делом, тем более, обладая опытом работы и в школе, и в детском саду? «Так как я педагог-психолог с опытом работы в школе, я просто написала свои развивающие программы и приступила к работе», — вспоминает Евгения Суханова.
Через три года после того, как Евгения создала в Туношне студию раннего развития дошкольников с весьма красноречивым названием «Умка», наступил следующий этап развития бизнеса. Знакомая Евгении рассказала ей о федеральном образовательном проекте «Мама – предприниматель», который организовали Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства и общественная организация «Опора России».
«Мы с мужем много думали — конкурс предполагает интенсивное обучение: в течение пяти дней надо ездить в город на занятия, которые проходят с 10 утра до 18 вечера. Не с кем было оставить детей. Тогда муж взял отпуск за свой счет. Я и решила подать заявку», — вспоминает Евгения. Обобщив свой собственный опыт, Евгения Суханова вышла на конкурс в рамках проекта «Мама — предприниматель» с идеей организации центра раннего развития уже в областном центре — в Ярославле. И оказалась в числе победителей, получив грант на развитие дела в размере 100 тысяч рублей.
«Портал Бизнес-навигатора МСП сделал всю менеджерскую работу за меня, — говорит Евгения о подготовительном этапе к открытию центра. — Я задала только одно условие — мне было важно, чтобы помещение детского центра было в определенном районе. Портал посчитал мне бизнес-план и показал место, которое было рентабельным для моего бизнеса. Я открыла центр на деньги гранта в Ярославле».
Фото: Евгения Суханова
Индивидуальный подход
Идея бизнеса Евгении Сухановой в организации для дошкольников от года до семи развивающих занятий. Цель — подготовка к школе. «Мы развиваем моторику, память, внимание, логическое мышление, — говорит Евгения. — Я делаю упор на деревянные игрушки и пособия. Лично мне они нравятся больше всего, они экологически чистые по сравнению с пластиковыми. Очень много пособий сделано моими руками, например, из фетра — это мое хобби. Студия красочно и ярко оформлена — она у нас очень уютная».
Хотя, если быть точнее, то речь идет не о раннем, а о своевременном развитии. «Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговоренный стандартами, физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации, — рассуждает педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью и мама троих детей Ася Штейн. — Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться, — кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности».
Из целей и задач раннего или своевременного развития вытекает основа таких занятий — индивидуальный подход. Без него никуда. «Индивидуальный подход ни в одном садике, даже самом прекрасном, детям обеспечить не могут, — говорит Евгения Суханова. — А у нас такая возможность есть — группы до семи человек. Каждому ребенку я могу уделить достаточно времени для развития именно его индивидуальных способностей, с каждым сделать конкретное упражнение. В детском саду все занятия, так сказать, «обобщенные». И, например, вплоть до того, что у нас у каждого ребенка есть своя индивидуальная пирамидка».
Детям, по словам Евгении Сухановой, достаточно при таком подходе всего одного раза в неделю занятий по 40-60 минут. Каждое занятие посвящено какой-либо определенной теме. «И уже через самое короткое время дети начинают на глазах меняться», — убеждена Евгения. «Развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы», — утверждают специалисты образовательного центра «Лучик».
Фото: Евгения Суханова
Как научить считать и писать
Что значит подготовить ребенка к школе? Надо, прежде всего, научить его считать и писать, скажет далекий от образования человек. И будет прав, но не совсем. Все дело в том, как именно этому научить. «Когда я училась в начальной школе, то мы тогда много писали в прописях и читали. Теперь все по-иному. По какой-то причине эту ступень обучения просто «перепрыгивают». Очень мало времени выделяется программой, — говорит о деталях подготовки детей Евгения Суханова. И действительно, общепризнанная беда современных детей — это даже не то, что они не читают Пушкина, Толстого, Гоголя, а то, что неуклонно падает скорость чтения .
В 4-м классе средняя скорость чтения вслух у среднего ребенка составляет 70-80 слов в минуту, что намного ниже нормы. Многие специалисты полагают, что это не проблема школы, а проблема современных семей в частности, где падает культура работы с информацией и чтения в целом. Поэтому такие центры, как «Умка», остаются незаменимыми помощниками родителей в деле обучения детей, уверена Евгения Суханова.
Исследователи считают, что нормальная скорость чтения вслух составляет 130 слов в минуту. Беглое чтение достигает отметки 200-250 слов в минуту. В конечном итоге скорость чтения напрямую влияет на способность быстро обрабатывать информацию и тянет за собой целую цепочку последующих способностей и навыков. Вот почему Евгения Суханова вводит сейчас курс скоростного чтения.
Что касается счета, то в «Умке» детей учат считать с помощью так называемой «ментальной арифметики» или, проще говоря, абакуса — методике, известной и в Древней Греции, и в Древнем Китае. «Этой методике я обучилась как раз на деньги гранта. Это универсальная система для счета в уме. Дети с помощью двух рук быстро учатся оперировать большими числами, — говорит Евгения. — Дело в том, что это такая простая система счета, что потом на основе выработанных алгоритмов ребенок сможет в уме производить самые сложные вычисления, что в свою очередь самым плодотворным образом увеличит его интеллектуальный ресурс. И главное, эта методика развивает осознанный счет».
Систематические упражнения с числами в уме запускают мыслительные процессы, развивают речь, укрепляют память, уверены специалисты. Кроме того, устный счет развивает образное мышление, аналитические способности, учит мыслить абстрактно, системно, выявлять совпадения, повторения, а, соответственно, и закономерности. Это помогает делать правильные выводы и быстро реагировать на обстоятельства. Развивая способность быстро считать в уме, дети становятся сконцентрированными, внимательными, наблюдательными и гибкими.
Евгения Суханова не намерена останавливаться на достигнутом. И в этом третий — главный урок: пока есть спрос — надо продолжать двигаться дальше. «В моих планах открыть столько центров, сколько смогу, в зависимости от спроса», — завершает мысль Евгения Суханова.