До конца августа в подмосковном Одинцово будет проходить фестиваль «Культурный код». Известные уличные художники из двух десятков стран распишут фасады 36 домов в микрорайоне Новая Трехгорка. Концепцию даже согласовали с местными жителями. В результате на небольшой территории появится первый в России музей монументального искусства под открытым небом. «Лента.ру» пообщалась с организатором Дмитрием Левочкиным, а также с художниками, которые первыми начинают работу — англичанином Чесмером Стюардом Джеймсом из коллектива The London Police и Весодом Бреро из Италии. Они порассуждали о том, зачем нужен паблик-арт, почему некоторым не нравится граффити и превзойдет ли Одинцово известный своими разрисованными фасадами польский город Лодзь.
«Лучше такие стены, чем серый мир»
Весод Бреро (Vesod Brero), Италия
Зачем нужны граффити в городе, это вопрос, конечно. Но они точно делают публичное пространство более органичным. При этом, я думаю, паблик-арт в целом важен для всех, потому что дает вдохновение, чтобы мы могли лучше понять окружающий нас мир.
Недавно было 20 лет, как я занимаюсь граффити. Я начал рисовать, когда мне было 17 лет. Сейчас мне 38. А вот работами на больших стенах, такими, как здесь в Одинцово, я занимаюсь последние шесть лет.
Это мой первый визит в Москву. Сейчас уже прошло три часа, как я здесь. Я не был здесь раньше, чтобы составить полное впечатление. Пока я могу сказать разве что о людях, занятых организацией фестиваля — все они очень классные. Я приехал из Италии, и для меня Москва — это по-настоящему большой город. Я бы хотел на днях побывать в центре, чтобы лучше понять, что еще эта поездка мне даст.
Возможно, люди здесь, с которыми общались мои коллеги, способны лучше понять, как граффити могут положительно влиять на их город, потому что обычно, когда я куда-то отправляюсь работать, то сравниваю свои впечатления с тем, что видел в других городах по всему миру. Но я думаю, как уже говорил, паблик-арт нужен, чтобы показать всем, что в жизни есть разные пути. Это как разница между прошлым и тем, что появится на больших стенах этих больших зданий. И да, я думаю, что это так же, как начать рисовать с чистого листа.
Сейчас я собираюсь посмотреть вживую стену, где буду рисовать. Я еще не выбрал тему работы, потому что размер стен не всегда одинаков. И когда мне назовут размер стены, тогда я смогу сосредоточиться на том, какой будет моя работа.
Мнение противников граффити меня не волнует, потому что это моя работа. Я просто люблю рисовать. Я не хочу думать о противниках. Это их мнение. Я не политик, и не должен терпеть в своем мире тех, кто мне неприятен. Я думаю, что разрисованные стены лучше, чем серый мир.
Обычно я работаю с полной отдачей, и когда заканчиваю, испытываю облегчение. Для меня каждая художественная работа — это способ что-то сказать, что неплохо получается в том числе из-за размера, поскольку у меня есть возможность рисовать на больших стенах. И когда я завершаю очередную работу, ощущения всегда хорошие. Надеюсь, что окружающие, которые видят мои картины, испытывают то же, что и я. Так что, для меня творчество — это способ поделиться своими чувствами.
«Надо найти тех, кто действительно умеет рисовать»
Чесмер Стюард Джеймс (Chasmer Stuard James), коллектив The London Police, Великобритания
Граффити дает городу шанс стать прекраснее. Это происходит, когда город становится чище, или создаются произведения паблик-арта, или, например, появляются детские площадки, картины. Какое место в мире ни возьми, это позитивная вещь. И, знаете, прямо сейчас, когда мы прогуливаемся по городу Одинцово, я не могу не отметить, что это сообщество высотных форм архитектуры. Я полагаю, они имеют отличные колоритные поверхности по бокам, которые могут облагораживать окружающее пространство. Мне кажется, они должны в большей мере служить источником вдохновения для молодых людей, как, впрочем, и для пожилых. Это создает хорошие декорации для окружающего пространства. Почему бы не сделать так, чтобы все было красиво? Почему не раскрасить свой дом? Почему не сделать яркими его стены? Почему бы не сменить цвет, чтобы все выглядело хорошо?
Я создаю граффити уже 21 год. Я начинал в Англии, рисовал на улицах Амстердама. Моя миссия — это не вандализм, а то, что делает людей счастливыми. Создавая нечто прекрасное, ты можешь дать людям что-то, что их осчастливит. Такое вот распространение позитива.
Это мой второй приезд в Москву. Я уже приезжал сюда в 2016 году на биеннале на Красной площади. Я очень люблю путешествовать, люблю находить в разных местах что-то, что мне нравится, но предпочитаю не делать каких-то суждений, а просто люблю смотреть. И когда я в первый раз был в России, мне очень понравились люди, кухня, культура, достопримечательности. Я стараюсь получать позитивные впечатления, куда бы я ни поехал. Здесь очень интересно, красиво, и я рад, что приехал снова.
Мы бы поработали и в других соседних городах. Мы любим рисовать, делать людей счастливыми. Это же прекрасно!
По поводу тех, кому не нравится граффити, я полагаю, что, когда смотришь на мир с негативом, прежде всего думаешь о том, что люди делают что-то без разрешения. Не уверен, что они говорят о художественной ценности граффити, скорее, о том, что это было нарисовано без разрешения или это что-то нелегальное. Именно это, как мне кажется, иногда расстраивает людей. Мол, если вы рисуете картины у меня на стене, чего вам никто не разрешал, то у вас могут быть проблемы.
Когда вы создаете граффити, вы можете передать своей аудитории огромное количество разных вещей. Для некоторых рисовать на стене — это способ оставлять какие-либо политические послания. Кто-то разрисовывает электрички и поезда метро. Для кого-то это нужно, чтобы написать: «Я люблю свою жену». Граффити можно рассматривать с множества сторон. В данном случае, здесь, в Одинцово, — это способ украсить здания благодаря множеству художников со всего мира, которые принесут сюда свою культуру и свой стиль. Так что это очень серьезный вопрос. Говоря о противниках граффити... ну, я не знаю, вы должны, во-первых, найти тех, кто действительно умеет граффити создавать. И еще, даже если многие недовольны, все равно есть немало тех, кого уличное искусство делает счастливыми.
«Получится музей под открытым небом»
Дмитрий Левочкин, руководитель проекта
Эта идея рождалась у нас четыре года. Мы долго изучали этот район, с такой вот проблемной инфраструктурой. То есть он вроде как молодой, вроде как новый относительно, но такой холодный — из-за высотной застройки. На карте города Одинцово это такое пятно, о котором подчас отзываются негативно. И мы подумали, что нужно попытаться превратить его в достопримечательность, создав из него один из самых крупных в мире музеев под открытым небом.
Так появилась идея пригласить наших друзей, знакомых — художников со всего мира, из 26 стран, которые, в общем-то, поборются со своим страхом и создадут самые большие свои работы. Дело в том, что многие художники таких работ раньше не делали — у нас эти фасады, все-таки, 57 метров в высоту. И их у нас 36. Все это в одной локации, которая занимает площадь примерно полтора на полтора километра.
Это получится музей под открытым небом. Здесь одна дорога кольцевая, район с такой проблемной инфраструктурой. Это первый подобный проект в России, который похож на польский город Лодзь, даже, наверное, будет его превосходить, потому что общая площадь фасадов у нас получится более 38 тысяч квадратных метров.
К нам уже приехали первые художники, коллектив The London Police. Сейчас они проживают в Амстердаме, хотя сами британцы. И также здесь сейчас итальянский художник из Турина Весод Бреро, который сделает первый фасад. Он работает в стиле коллажа с элементами реализма и абстракции. Это такой очень сложный стиль, который гармонично будет смотреться с инфраструктурой. Мне кажется, будет очень круто, очень здорово.
Другие художники будут в течение нескольких недель приезжать и выполнять свои работы. У нас не стоит задача всех торопить, потому что здесь все-таки работа опасная — у всех есть допуски, страховки, специальное оборудование.
Нам помог президентский грант плюс поддержка администрации. Это первый прецедент, когда представители власти идут в одной команде, в одной связке в ходе организации такого большого мероприятия. И плюс — постоянная коммуникация с жителями: идут переговоры, подготавливается инфраструктура.
Такой прецедент может стать отправной точкой, которая позволит показать представителям власти в других регионах, что необходимо сотрудничать с художниками уличной волны, потому что их очень много. Это и граффити, и стрит-арт, и 3D-граффити. Это все очень интересно и развивается. Поэтому, мне кажется, этот фестиваль хорош еще и тем, что художники будут общаться: российские художники с иностранными будут обмениваться опытом. И мне кажется, что это какой-то новый виток в истории развития уличного искусства в России.