Многомиллионные мегаполисы редко ассоциируются с атрибутами промышленности. Заводы, станки и дымящие трубы — эти архаичные примеры «классической промышленности» — с трудом вписываются в представления об инновационном городе. Однако это не значит, что современный город остался без производства: вчерашние заводы перекочевали в высокотехнологичные помещения, которые продолжают давать рабочие места и платить налоги в бюджет. Уровень загрязнений у таких производств сходит на нет, а вот экономический эффект огромен. Москва промышленная — в материале «Ленты.ру».
Москва — крупнейший деловой центр России. На долю столицы приходится 17,6 процента всей российской экономики. Валовый региональный продукт (ВРП) Москвы (аналог ВВП для субъектов России) в 2017 году составил 15,725 триллиона рублей, ближайшие преследователи — Санкт-Петербург с 3,86 триллиона рублей и Московская область с 3,8 триллиона рублей. Невзирая на многочисленные экономические сложности, обусловленные западными санкциями и падением цен на нефть, за последние семь лет ВРП Москвы опустился лишь единожды: по итогам 2015 года экономика столицы сократилась на 2,1 процента ВРП; в остальные же годы наблюдался стабильный рост.
Столица сохраняет лидерство и по прямым иностранным инвестициям. Согласно актуальным данным Банка России, в экономику Москвы вложено в общей сложности 223 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций. Наиболее востребованными сферами для вложений у иностранных инвесторов являются финансы, страхование, торговля, промышленность, высокие технологии и недвижимость.
Одна из главных отраслей московской экономики — это оптовая и розничная торговля, на ее долю приходится 28,6 процента ВРП региона. На втором месте — операции с недвижимостью: аренда и предоставление услуг. На долю этого сектора городской экономики приходится 27,4 процента ВРП. Замыкает тройку сфера обрабатывающих производств — 12 процентов ВРП. В топ-5 главных отраслей города также попали транспорт и связь (8,5 процента) и государственное управление (4,7 процента).
Однако позиции промышленной отрасли в широком смысле этого слова гораздо сильнее, чем кажутся на первый взгляд. На долю сфер, которые производят реальный продукт, в общей сложности приходится 20,7 процента ВРП Москвы. Речь идет об обрабатывающих отраслях, производстве и распределении газа и электроэнергии, а также строительстве — на их долю приходится пятая часть экономики города. А если копнуть еще глубже, то в Москве представлены практически все современные отрасли промышленности: от производства напитков и пищевой продукции до металлургии и нефтепромышленности.
Реальные спецы
Согласно последним актуальным данным Мосгорстата, в столичной экономике задействовано 8,7 миллиона человек. Как и по объему ВРП, крупнейшим работодателем является сфера оптово-розничной торговли, где в общей сложности задействовано чуть более двух миллионов человек. А вот объединенный кластер промышленности (включая строительство и ЖКХ) напрямую дышит в спину торговле — это 1,88 миллиона рабочих мест и почетное второе место. Замыкает тройку деятельность профессиональная, научная и техническая, где работают в общей сложности более 823 тысяч человек. В топ-5 также вошли финансовый сектор с 507,6 тысячами рабочих мест и административная деятельность — 487,9 тысячи человек.
Доходы москвичей, как известно, на порядок выше, чем в остальной России. Невзирая на недавние данные Росстата о среднемесячной зарплате россиян в 34,5 тысячи рублей, таких доходов в московской промышленности практически нет. Лишь в двух отраслях столичного производства зарплаты оказались ниже этой отметки: обработка древесины и производство изделий из дерева, где в среднем получают 23,9 тысячи рублей в месяц, и производство мебели со средней зарплатой в 26,9 тысячи рублей.
Самая прибыльная сфера — производство кокса и нефтепродуктов: задействованные в этом секторе сотрудники зарабатывают в среднем 150 тысяч рублей. На втором месте — металлургия: 116 тысяч в месяц. Замыкает тройку сфера производства лекарств и медицинских препаратов с доходом в 100 тысяч в месяц. В топ-5 по уровню зарплат также попали химическая промышленность (90 тысяч) и производство напитков (88 тысячи).
Чистая мощь
Многие опасаются, что большое количество производственных мощностей в черте города негативно влияет на окружающую среду и здоровье жителей, и все экономические выгоды, будь то создание рабочих мест или уплаченные в бюджет налоги, того не стоят. Тем не менее динамика выбросов последних лет может посрамить даже зеленых критиков промышленности: с 2014 года, когда был зафиксирован текущий негативный рекорд в 67,6 тысячи тонн, они планомерно снижаются, и по итогам 2017 года в атмосферу попало только 60,3 тысячи тонн промышленных выбросов.
Похожая картина наблюдается и с выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта. Пик был зафиксирован в 2013 году — 929,9 тысячи тонн; по итогам 2018 года объем выбросов опустился до 781,9 тысяч тонн. Выходит, что главная зеленая проблема Москвы — это не промышленность, а личный автотранспорт.
Добиться подобных успехов промышленности удалось благодаря модернизации старых производственных мощностей и внедрению новых стандартов качества работы и экологической безопасности на новых предприятиях. Наиболее показательным примером успешной модернизации проблемного объекта является тотальное обновление столичного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который принадлежит «Газпром нефти».
Модернизация была разбита на два этапа. Первый закончился в 2015 году; по итогам проведенных работ удалось полностью избавиться от архаичного советского наследия, которое наносило основной вред окружающей среде; были реконструированы производственные установки, а сам завод на три года раньше запланированного перешел на производство принципиально нового стандарта топлива — Евро-5. По данным Роспотребнадзора, переход на топливо высоких экологических стандартов позволил снизить выбросы автомобилей в Москве на 35 процентов, несмотря на активное развитие транспорта в мегаполисе.
Второй этап модернизации идет прямо сейчас и закончится к 2021 году. По его итогам планируется снизить воздействие на окружающую среду еще на 50 процентов. В рамках второго этапа в 2017 году завод уже тотально обновил систему очистки воды, теперь она очищается на 99,9 процента, что позволяет перевести предприятие на замкнутый цикл водопотребления. Ключевым событием второго этапа станет пуск высокотехнологичной комбинированной установки переработки нефти Евро+, что позволит избавиться сразу от пяти установок 60-х годов. Инвестиции «Газпром нефти» в проект составляют 98 миллиардов рублей, в модернизации задействованы ведущие производители оборудования из 15 городов России.
Тотальное обновление московского НПЗ — далеко не единственный масштабный проект по расставанию с архаичным промышленным наследием Советского Союза. Так, финансово-строительная корпорация «Лидер» занимается модернизацией сразу трех столичных заводов, входящих в «Домостроительный комбинат №1». Речь идет о Ростокинском и Тушинском заводах, а также «ДСК-Прогресс». Завершить работы компания планирует к концу 2020 года, объем инвестиций составит от 2,7 миллиарда рублей до 3 миллиардов.
В январе 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин лично присутствовал на запуске двух новых производственных линий московского молокозавода «Лианозово». Запуск линий был итогом длительной и успешной модернизации предприятия — с января завод производит термостатные йогурты, полностью автоматизировал линию по производству и фасовке творога. Комментируя запуск новых линий, Собянин сообщил, что Лианозовский завод — крупнейший в России и Восточной Европе.
«Вообще, считается, что Москва — не промышленный город, но в молочной промышленности — крупнейшая площадка: семь-восемь процентов российской продукции производится здесь, и москвичей в основном обеспечивают молочной продукцией московские заводы», — отметил мэр. Модернизировать производство молокозаводу позволили специальные налоговые льготы от столичных властей, которые заинтересованы в развитии высокотехнологичной промышленности в городе — терять налоговые поступления и современные рабочие места Москва не хочет.
Скинуть лишнего
Для развития промышленности и бизнеса столичные власти используют широкий инструментарий налоговых льгот, послаблений и стимулов. Одним из наиболее заметных и эффективных является особая экономическая зона (ОЭЗ) «Технополис «Москва» — это территория со специальным налоговым и таможенным режимом для зарегистрированных в ней компаний.
Налоги на имущество, землю, транспорт, на добавленную стоимость при ввозе обнулены на десять лет. Более того, на территории ОЭЗ действует свободная таможенная зона, из-за чего ввозные пошлины тоже обнулены. Резиденты «Технополиса» также могут получить льготы по уплате налога на прибыль и платить вместо 20 процентов всего 2, дополнительные «ништяки» — снижение страховых и социальных взносов, льготный выкуп земли — всего за 1 процент от кадастровой стоимости. Совокупный возможный эффект налоговых льгот Особой экономической зоны составляет 47 процентов, то есть государству придется платить почти в два раза меньше.
Помимо ОЭЗ столичные власти предоставляют обширные налоговые льготы и другим способом — присвоением особых статусов. Речь идет о технопарках, технополисах, индустриальных парках и промышленных комплексах. Технопарк — это территория, на которой расположены объекты коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, необходимые для работы и развития промышленных предприятий, которые работают на этой территории. Особая экономическая зона Москвы отличается от технопарка тем, что дополнительно включает в себя объекты социального назначения. На текущий момент подобных площадок в Москве зарегистрировано 36 штук.
В зависимости от присвоенного статуса налоговая нагрузка на действующие предприятия и технопарки может быть снижена на 17-25 процентов. Например, 48 промышленных комплексов Москвы экономят на налогах 1,5 миллиарда рублей в год. Данные меры поддержки обеспечивают создание высокооплачиваемых рабочих мест, дальнейшее развитие промышленного производства на профильных территорий города, а также локализацию и импортозамещение.
Помимо льгот, город готов помочь и рублем — Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства выдает льготные займы в размере от 10 до 100 миллионов рублей, а для промышленных комплексов — до 200 миллионов рублей по ставке от 2 до 5 процентов годовых на срок до пяти лет. На эти средства могут рассчитывать компании, которые планируют выйти на зарубежные рынки, резиденты ОЭЗ, промкомплексов и технопарков. Деньги выдаются на покупку нового оборудования, пополнение оборотных средств для оплаты сырья и материалов, расходы на опытно-конструкторские работы, на услуги промышленного инжиниринга и прочие нужды.
Еще один способ поддержки предпринимательства и промышленности столичные власти осуществляют через офсетные контракты — это соглашение между компанией и властями города, согласно которому обе стороны берут на себя определенные обязательства. В рамках подобных контрактов компания обязуется вложить не менее миллиарда рублей в производство, а власти обязуются выкупать у предприятия товары. «Получается симбиоз: инвестор строит и развивает производство, а город обязуется закупать у него производимую продукцию на заранее определенных условиях. На сегодняшний день заключено два офсетных контракта с общим объемом инвестиций почти 9 миллиардов рублей», — объясняет Александр Прохоров, глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы.
Деньги в дело
Активная поддержка предпринимательства и промышленности, включая широкие налоговые послабления, позволила Москве всего за пару лет превратиться из середняка инвестиционного климата в лидера — в 2019 году Москва заняла первое место в рейтинге Агентства стратегических инициатив (АСИ) о состоянии инвестиционного климата в субъектах России. Буквально за несколько лет столичным властям удалось совершить рывок: в 2016 году Москва занимала лишь десятое место, в 2017-м — 3 место, а в 2018-м — 2 место.
Рост в рейтинге совпадает с перезапуском масштабной программы поддержки бизнеса и предпринимателей. Прохоров отмечает, что ставка на реальный сектор экономики, в частности, промышленность дала свои плоды — за последние пять лет компании, которые получили поддержку от города, вложили 91 миллиард рублей.
Лидерство в рейтинге АСИ стало результатом многолетней системной работы по созданию институтов и мер поддержки, цифровизации взаимодействия бизнеса и власти, инвестиций в инфраструктуру и городскую среду, отмечает Владимир Ефимов, заммэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям. Еще более убедительна статистика: по итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал в Москве составил 2,43 триллиона рублей, что на 15,3 процента выше показателя 2017-го.
Отдельное место в наращивании инвестиций в промышленность сыграл механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК), предусмотренный для поддержки инвестиций в реальный сектор экономики. В рамках СПИК государство и инвестор оговаривают условия поддержки со стороны властей, среди подобных мер — заморозка налоговых условий и предоставление налоговых льгот, доступ к государственному заказу, а также помощь со стороны региональных властей в организации производства (речь идет о создании необходимый для проекта инфраструктуры и особых условий аренды земельных участков). На текущий момент в Москве зарегистрировано четыре СПИКа.
Первый СПИК был заключен с компанией «Элит Групп»: стороны договорились о создании на территории Новой Москвы промышленного комплекса по производству продуктов питания из мяса. Совокупные инвестиции компании составят около 1,2 миллиарда рублей, за четыре года компания планирует полностью реализовать проект.
«Инвестор обязуется достичь установленных показателей по выручке, фонду оплаты труда и заработной плате в 2024 году. Ранее компании был предоставлен в аренду земельный участок без проведения торгов сроком на шесть лет в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта», — рассказывает о проекте директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.
Инвестором второго проекта является Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации, входящий в контур управления АО «Русатом Хэлскеа» Госкорпорации «Росатом», привлеченной стороной выступает Управляющая компания индустриального парка «Нижние Котлы». Согласно СПИК, в «Нижних Котлах» с 2019-го по 2023 год будет проведена масштабная модернизация и ремонт лабораторного и производственного корпусов. Ввод в эксплуатацию после технического перевооружения намечен на четвертый квартал 2023 года. Объем частных инвестиций в проект составит около 2,1 миллиарда рублей. В индустриальном парке планируется создать более 500 новых высокооплачиваемых рабочих мест, а все производство будет организовано по самым высоким экологическим стандартам.
Благодаря СПИК в Москве появится еще одно пищевое производство. В июне 2019 года в рамках петербургского экономического форума (ПМЭФ) столичные власти и «НоваПродукт АГ» договорились о реализации проекта по созданию на территории Москвы крупного пищевого промышленного комплекса. Современное производство появится в Троицком административном округе, объем частных инвестиций в проект составит 633,5 миллиона рублей, к 2025 году оно должно дать городу 233 новых рабочих места. На этом заводе планируется наладить производство заменителя сахара, фруктово-ореховых батончиков, цикория, мюсли, протеиновых каш и продуктов для специального питания. Заказчиками продукции станут крупнейшие торговые сети России и ближайшего зарубежья.
Еще один проект, который будет реализован благодаря механизму СПИК, — создание промышленного комплекса по производству комплектующих для автомобилей. Проект будет реализован компанией «Альфа Автоматив Техноложис» (ААТ), в строительство промышленного комплекса будет вложено около 1,2 миллиарда рублей. В течение трех лет на заводе появится 385 новых высокооплачиваемых рабочих мест, а средняя заработная плата составит 85 тысяч рублей. ААТ принадлежит японской корпорации тяжелого машиностроения IHI Corporation. Заказчиками продукции японской компании являются ведущие мировые автоконцерны Peugeot-Citroen, Daimler (Mercedes-Benz) Renault и «АвтоВАЗ».
Зеленые дали
Основная задача столичных властей — развитие промышленных агломераций без ущерба для экологии города. Для реализации этой задачи мэрия активно обновляет так называемый «ржавый пояс» Москвы — гигантские промышленные зоны, которые достались столице в наследство от СССР. Промышленные пространства «ЗИЛа», «Очаково», «Верхние Котлы», «Люблино» и многие другие будут радикально преобразованы в ближайшие годы. Причем власти стремятся найти баланс, сохранив их промышленный потенциал и одновременно реализовав социальный. На месте заброшенных промзон появятся финансовые и промышленные центры, современные жилые комплексы.
«Наша основная задача — сохранение производства, которое в Москве сейчас есть, и мы активно над этим работаем, вникая в самые сложные процессы предприятий, связанные с градостроительством и финансовыми проблемами», — говорит глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы.
Он отмечает, что власти намерены наращивать промышленный потенциал города, привлекая современные предприятия, развивая высокотехнологичные производства и создавая новые рабочие места. Недавно власти договорились с компанией «Все натуральные продукты РУС» о создании в районе Ново-Переделкино производственного комплекса площадью в 10 тысяч квадратных метров. Объем инвестиций в проект составит 350 миллионов рублей. Фабрика займется производством органических полезных снеков, джемов и целлюлярной (клеточной) воды.
«С одной стороны, московское правительство заинтересовано в том, чтобы на месте старых производств возникали новые — современные высокотехнологичные предприятия. С другой стороны, план развития города должен учитывать и постоянно растущее население российской столицы, обеспечивать ее жителей доступным, современным и удобным жильем, зонами отдыха, спортивными объектами», — объясняет политику города Прохоров.
Развитие производства и обновление промышленных зон — неотъемлемый этап развития каждого зрелого мегаполиса планеты. Этим путем продолжают идти Лондон, Нью-Йорк, Париж и другие города мира. Динамика экологичности города свидетельствует о том, что столичные власти движутся в правильном направлении, а современные производства позволят создавать новые «дорогие» рабочие места, повышая благосостояние жителей столицы.