Когда 19 лет назад небольшая группа амбициозных кубанских селекционеров решила организовать высокотехнологичную семеноводческую компанию, их единственным капиталом был советский опыт селекционной работы и практические знания западного маркетинга. О том, как компания из Краснодара стала не просто конкурентом для ведущих мировых производителей семян, но и обогнала их по объемам продаж, — в материале «Ленты.ру».
Чужое семя
В 60-е годы прошлого века советская научная школа селекции сельскохозяйственных растений была на подъеме. Нашим семенным материалом засеивалась половина полей Европы. Но дальнейший путь развития советской селекции не был таким успешным. А после распада Советского Союза в России в 90-е годы практически перестали существовать селекционные институты. Отрасль оказалась не готова к жесткой конкуренции с ведущими западными производителями. Все попытки государства финансово поддержать отдельные селекционные предприятия к успеху не привели. В итоге российская селекционная наука потеряла не только техническую базу, но и уникальных специалистов.
В настоящее время «семенная» импортозависимость российских аграриев по некоторым сельскохозяйственным культурам достигает 95 процентов. Наиболее востребованы у наших сельхозпроизводителей импортные семена сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, картофеля, сои. Например, семенной картофель завозится из Голландии и Германии, семена подсолнечника и кукурузы — из Франции.
Несмотря на богатый российский опыт выведения новых сортов, мало кому из отечественных селекционеров удается победить зарубежных конкурентов. Это притом, что использование дорогих импортных семян существенно снижает рентабельность производства. Поэтому многие эксперты сельскохозяйственного рынка уверены, что возрождение отечественной семеноводческой отрасли — залог обеспечения продовольственной безопасности страны.
Фото: ООО «Агроплазма»
Добрый всход
Российская «Агроплазма» — редкий пример селекционно-семеноводческого предприятия, которое успешно конкурирует с ведущими мировыми компаниями.
Девятнадцать лет назад, когда профессиональный кубанский селекционер Николай Бенко с группой единомышленников создавали с нуля семеноводческую компанию, у них не было ни господдержки, ни инвесторов.
Но имелся хороший опыт. Бенко 17 лет занимался селекцией кукурузы в Краснодарском научно-исследовательском институте сельского хозяйства имени Лукьяненко под руководством знаменитого академика Михаила Хаджинова, главного селекционера советской кукурузы. Потом, уже в «новые» времена, ему удалось поработать в одной из крупнейших американских компаний в сфере селекции подсолнечника — Cargill. Объединив полученные практические знания в области коммерции и маркетинга с опытом в селекции, Николай Бенко с партнерами создал компанию полного цикла по западному образцу (от селекции сортов и производства семян до их реализации).
Как известно, каждое семя знает свое время. На тот момент на российском рынке были очень востребованы гибриды подсолнечника, поэтому решили начать с их селекции. Позднее пришло время сорго. Выбор этих культур объясняется их редкой засухоустойчивостью и многоцелевым использованием.
В настоящее время «Агроплазма» — крупнейший в России производитель семян гибридного подсолнечника, кукурузы и сорго. Гибридами компании засеяно 600 тысяч гектаров российских земель. Кубанские селекционеры — единственные в стране экспортеры семян гибридов подсолнечника и сорго. Гибриды компании зарегистрированы в Пакистане, Казахстане, Белоруссии, Турции и на Украине.
Родительские линии и гибриды производятся в ряде регионов России, Турции и Пакистана. Идеально чистые семена получаются в Пакистане, где «Агроплазма» в зимний период работает над родительскими формами. Дело в том, что во многих районах Пакистана подсолнечник почти не сеют и поля с его посевами хорошо изолированы. В России же эту высокорентабельную культуру выращивают повсюду, поэтому невозможно получить генетически чистый семенной материал.
Доработка семян осуществляется на современном заводе в Краснодарском крае. Для проверки генетической чистоты все партии реализуемых семян проходят дополнительную проверку методом грунтового контроля в полевых условиях Пакистана, используется также ДНК-анализ. Все не соответствующие ГОСТу партии выбраковываются.
На селекционной станции «Агроплазмы» в Краснодарском крае идет непрерывный рабочий процесс. Ежегодно здесь испытывается более двух тысяч потенциально новых гибридов. Для определения наиболее адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям гибридов компания ежегодно проводит более трех тысяч сорто-опытов (опыты по сортовому испытанию сельхозкультур — прим. «Ленты.ру») во всех регионах России.
С целью получения новой генетической плазмы ученые компании активно сотрудничают с ведущими селекционными организациями со всего мира.
Создатель и бессменный руководитель «Агроплазмы» Николай Бенко считает себя счастливым человеком, а все созданные компанией растения — членами своей семьи: «Сорт иногда создается десятилетиями. Сначала дети, потом внуки, правнуки... Это большая семья растений, с которыми я живу. Селекционеры — люди подневольные, им дают задания руководители. А я счастливый человек. Я сам принимаю решения, сколько мне детей заводить, каких и какой национальности. Я работаю с подсолнечником, кукурузой, сорго, то есть занимаюсь самыми разными формами "воспитания" моих детей — растений».
Догнали и перегнали
На сегодняшний день компания имеет 29 зарегистрированных гибридов подсолнечника и 9 переданных в Госсортоиспытания, 12 гибридов и сортов сорго, 12 гибридов кукурузы. Но наука на месте не стоит, поэтому селекционеры «Агроплазмы» внимательно следят за мировыми тенденциями развития семеноводства.
Кадрового голода «Агроплазме» удалось избежать, так как изначально Николай Бенко собрал команду специалистов, которые росли вместе с компанией. Как говорится, по семенам и всходы. Со временем они превратились в высококлассных профессионалов — генетиков, агрономов, инженеров, менеджеров по продажам. Этот костяк сохранен и сегодня. В период становления компании в ней работали 5 сотрудников, сейчас трудятся порядка 50 человек.
У компании обширная дистрибьюторская сеть в 40 областях России, а также в Казахстане, Белоруссии, Пакистане и на Украине. В работе с партнерами и клиентами «Агроплазма» уделяет внимание благонадежности контрагентов, проверить которых помогает Портал Бизнес-навигатора МСП.
Бизнес-навигатор МСП разработан «Федеральной Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства» как бесплатный инструмент финансовых и нефинансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса. На портале начинающие и опытные предприниматели могут в онлайн-режиме выбрать конкурентоспособный бизнес в одном из 177 крупнейших городов России, рассчитать примерный бизнес-план, подобрать в аренду помещение, получить кредитную поддержку банка и многое другое. Финансовая поддержка позволяет получить необходимые средства для ведения бизнеса, а доступ к закупкам крупнейших компаний с государственным участием может открыть дополнительные возможности для развития бизнеса. И все это бесплатно и без рекламы.
За 19 лет динамично развивающаяся «Агроплазма» стала мощным селекционно-семеноводческим предприятием, успешно конкурирующим с ведущими мировыми компаниями. Директор компании «Агроплазма» Николай Бенко считает, что «причина эффективности и жизнеспособности компании — в профессионализме при создании конкурентоспособных продуктов, в оперативности и гибкости при принятии решений». Количество по достоинству оценивших ее продукцию российских и зарубежных сельхозпроизводителей постоянно растет. Поэтому ежегодно объем продаж семенного материала увеличивается в среднем на 25 процентов.
По словам Николая Бенко, отцы-основатели компании с самого начала поставили перед собой очень амбициозные задачи. Было решено не только составить конкуренцию ведущим западным компаниям, плотно захватившим российский рынок семян, но и обогнать их по объемам продаж. И если знаменитое хрущевское обещание «догнать и перегнать Америку» в итоге оказалось пропагандистской бравадой, то Николаю Бенко и его партнерам это удалось.