На крупнейшем в Самарской области химическом заводе началась внеплановая проверка состояния промышленной безопасности. Такое решение принято центральным аппаратом Ростехнадзора. Как обстоят дела на предприятии, представляющем экологическую опасность не только для Тольятти и Самарской области, но и для всей России, и почему это первая подобная проверка за последние шесть лет, в материале «Ленты.ру».
Эксперты Ростехнадзора по промышленной безопасности пришли на «Тольяттиазот» 21 октября, сообщает портал «ТЛТгород.ру». Закон о «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не регламентирует обязательную периодичность появления надзорных органов на опасных объектах. Он лишь устанавливает, что плановые проверки объектов I класса опасности, к которым и относится ТоАЗ, должны проводиться не реже одного раза в год. Но, вызывает вопрос, почему проверка Ростехнадзора на предприятии первая за последние шесть лет.
Преступная халатность
Контролирующие органы вряд ли будут просто так доверять громким заявлениям пресс-службы предприятия, которая, например, в конце прошлого года рапортовала о завершении капремонта агрегата карбамида: «С 2012 года «Тольяттиазот» реализует программу модернизации производственных мощностей, рассчитанную до 2022 года, в рамках которой ведется масштабное обновление предприятия», — говорится на сайте завода.
«В частности, в течение 2015 — 2018 годов осуществлен капитальный ремонт и модернизация агрегатов производства аммиака, обоих изотермических хранилищ аммиака, системы технологических трубопроводов предприятия, железнодорожной инфраструктуры. В текущем году «Тольяттиазот» также приступил к реализации проекта строительства третьего агрегата карбамида, производительность которого составит 2,2 тысячи тонн в сутки, бюджет — 25 миллиардов рублей. Общий объем инвестиций предприятия в модернизацию и расширение производства до 2021 года превысит 80 миллиардов рублей», —отмечается там.
Как сообщает портал Samara.ru, со ссылкой на слова работников «Тольяттиазота», на заводе продолжаются многочисленные нарушения в области промышленной безопасности. На предприятии вообще не соблюдаются требования федерального закона №116-ФЗ об обязанностях операторов опасных производственных объектов обеспечить безопасность рабочих и местных жителей, регулярно проводить диагностику, испытания и сертификацию оборудования и сооружений. Более 370 единиц оборудования на заводе эксплуатируется без всякой экспертизы промышленной безопасности. Более того, новый реактор на производстве карбамида смонтирован и пущен в эксплуатацию без необходимых документов. Это именно тот реактор, о котором сообщала пресс-служба завода.
Печи агрегатов аммиака эксплуатируются с конструкционными изменениями, без внесения изменений в документацию. Часть мощностей работает без обязательных остановок на регламентные и профилактические ремонты. Основной аммиакопровод ТоАЗа находится в критическом состоянии и требует срочной замены. Экспертиза промышленной безопасности у него отсутствует. Газорегуляторное оборудование не имеет разрешения на ввод в эксплуатацию, то есть используются незаконно. Для подведения газа в цеха использованы обычные водопроводные трубы, которые не предназначены для использования под давлением газа. Утечки там происходят постоянно. И если хотя бы часть этой информации соответствует действительности, то подобные факты преступной халатности в любой момент могут обернуться техногенной катастрофой федерального масштаба.
Рабочие периодически напоминали о проблемах гендиректору завода Дмитрию Межеедову. Особенно их настораживают промоины в фундаменте под работающими котлами агрегата аммиака №2, пишет портал Pravda.ru. Но руководство предприятия ссылается на нехватку средств на ремонтные работы. Это можно объяснить тем, что скрывающиеся в Великобритании и США владельцы завода Владимир Махлай и его сын Сергей в последние годы только забирают дивиденды, ничего не инвестируя в свой актив.
Девять лет колонии
Бывший «красный директор» Владимир Махлай руководит предприятием с 1985 года, когда был утвержден Министерством химической промышленности СССР в должности гендиректора крупнейшего на тот момент в мире азотного завода. В начале 1990-х годов в ходе приватизации стал его основным владельцем. Сейчас он контролирует 71 процент акций компании.
«Обстоятельства приватизации свидетельствовали о серьезной коррупционной составляющей в этом процессе», — писала «Российская газета». Каким-то образом власти тогда согласовали приватизацию огромного предприятия по упрощенной схеме, разработанной для небольших фирм. Часть акций завода сразу оказалась у Махлая, часть — у трудового коллектива. Рассказывали, что рабочих вынуждали продавать свои акции, в том числе с помощью шантажа и угроз.
Владимир Махлай уехал из России в 2005 году и обосновался в Лондоне после возбуждения против него уголовного дела по фактам мошенничества и неуплаты налогов. Среди пострадавших было не только государство и простые рабочие, лишившиеся своих акций, но и иностранный инвестор Eurotoaz Limited. Он инвестировал в ТОАЗ 20 миллионов долларов в обмен на 10 процентов акций. Но в 1997 году оказалось, что компания не значится в реестре. По версии следствия, в результате этой аферы акционеру был нанесен ущерб на более чем 700 миллионов рублей, так как он не только лишился своих инвестиций, но и не получил никаких дивидендов, причитающихся ему за более чем 20-летний период.
В 2012 году Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту мошенничества против руководства ТоАЗа. В 2008–2011 годах «неустановленные лица, принимающие управленческие решения» в ТоАЗ, «разработали преступную схему», с помощью которой завод экспортировал жидкий аммиак и карбамид по заниженным ценам аффилированной с мажоритарными акционерами швейцарской Nitrochem Distribution, выяснили следователи. Nitrochem Distribution, в свою очередь, перепродавала продукцию по рыночным ценам. В результате такой схемы миноритарные акционеры лишились значительной части дивидендов, а государство недополучило налоги. 24 ноября 2014 года СКР объявил в розыск Махлая-младшего.
В итоге Тольяттинский суд 5 июля 2019 года заочно приговорил Владимира Махлая к девяти годам колонии общего режима по делу о мошенничестве, а его сына Сергея Махлая — также заочно к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, суд оштрафовал каждого подсудимого на 900 тысяч рублей.
Денег нет, но вы держитесь
Лишенный возможности распоряжаться собственной прибылью, ТоАЗ не только не мог развиваться, но и поддерживать производство в надлежащем состоянии. В результате действий собственников, бывший самым современным предприятием отрасли в СССР, завод не модернизировался и не обновлял оборудование. Уже на протяжении нескольких лет предприятие не может выйти даже на проектную мощность. Будучи рассчитанным не менее чем на 3 миллиона тонн аммиака и 1 миллион тонн карбамида в год, ТоАЗ сейчас выпускает в среднем 2,5 миллиона и 600 тысяч соответственно. А самые ликвидные активы —производство метанола и новейший агрегат аммиака №7 — были мошенническим путем переоформлены на контролируемое зарубежными партнерами Махлаев ООО «Томет».
Проблемы с финансированием сказались и на техническом состоянии завода. Последние ставшие достоянием общественности проверки Ростехнадзора в 2011 и 2012 годах дали шокирующие результаты.
В 2011 году было выявлено более 500 грубых нарушений в сфере промышленной безопасности и охраны труда. Изношено до 80 процентов средств контроля, управления, сигнализации и противоаварийной защиты, пишет Samara.ru. В частности, было установлено, что ТоАЗ, стравливающий тонны ядовитых веществ в атмосферу, даже не имел на это специального разрешения, сообщал «Московский комсомолец».
Эксперты Росприроднадзора также выявили множество нарушений природоохранного законодательства в части требований по эксплуатации предприятия. В ходе проверки прямо на территории завода также была обнаружена свалка отработанных ртутьсодержащих ламп в поврежденных картонных коробках, которые не обеспечивают сохранность при хранении. Между тем, ртуть, пары которой поражают дыхательные пути, почки, печень, желудочно-кишечный тракт и нервную систему, относится к веществам первого (высшего) класса опасности — «чрезвычайно опасные химические вещества». Росприроднадзор также уличил «Тольяттиазот» в превышении отбора подземных вод.
Повторная проверка Ростехнадзора в августе 2012 года показала, что никаких выводов руководство завода не сделало и даже экстренных мер принимать не собиралось. На четырех из семи агрегатов аммиака сбросы горючих газов направлялись в атмосферу без очистки. Магистральные газовые трубопроводы выработали срок безопасной эксплуатации, их ревизия и ремонт не проводится. И таких нарушений на предприятии — сотни. В октябре 2012 года комиссия Ростехнадзора снова посетила ТоАЗ, пишет Samara.ru. И вновь надзорное ведомство обнаружило те же нарушения. Судя по всему, владельцам предприятия гораздо проще было заплатить штрафы, которые завод с многомиллиардной выручкой даже не заметил.
Коррупционная составляющая
В тот момент, возможно, следовало бы остановить производства до устранения нарушений, но, как пишет Samara.ru, руководство местного управления Ростехнадзора почему-то вообще перестало проводить на ТоАЗе проверки. Тем временем ситуация с промышленной безопасностью на предприятии все ухудшалась. В 2014 году на заводе произошла авария со смертельным исходом. В ходе расследования были обнаружены многочисленные факты нарушения правил промышленной безопасности и охраны труда: неисправна противоаварийная система, отсутствовала проектная документация на отдельные установки и завод в целом. В том же 2014 году на 4-м агрегате аммиака произошла серьезная авария, которую скрыли от общественности и контролирующих органов. Тогда произошел взрыв в емкости для хранения раствора, емкость разорвало и лишь по счастливой случайности никто не пострадал.
В июне 2015 года на участке аммиакопровода Тольятти-Одесса, по которому транспортируется основная часть продукции ТоАЗ, в районе села Липяги в Воронежской области прорвало трубу, аммиак вылился наружу, обитатели домов по соседству почувствовали резкий запах и вызвали спасателей. Из Липяг был эвакуирован 771 человек, один житель села отравился. В атмосферу попало более 550 кг аммиака. Из-за ЧП в реке Сухой Карачан погибла рыба.
Об очередной аварии на ТоАЗе СМИ сообщали в 2016 году, но официально руководство завода все отрицало. В феврале 2017 года региональная пресса писала об остановке нескольких агрегатов по выработке аммиака, в результате чего почти все оборудование предприятия обледенело. В октябре 2018 года произошел пожар на печи риформинга на одном из агрегатов аммиака. До сегодняшнего дня его последствия не устранены, уже больше года агрегат аммиака находится в простое. Реальные причины аварии так и не были установлены, а ответственные руководители избежали наказания. В начале 2019 года была отмечена очередная авария, но и о ней руководство завода умолчало.
Удивительно, но никакой реакции на эти происшествия со стороны местного управления Ростехнадзора не последовало. Как пишет Pravda.ru, только глава Средне-Поволжского управления службы Михаил Михайлин был отправлен на пенсию. Впрочем, по словам сотрудников ТоАЗа, это объясняется непростыми взаимоотношениями руководства предприятия с главой местного управления Ростехнадзора. Якобы, Михаил Михайлин получал вознаграждения за то, чтобы не появляться с проверками на «Тольяттиазоте». А обоснованием денежных переводов была оплата за якобы внедренные им на заводе изобретения. Этим коррупционные связи не ограничивались, сообщает Samara.ru. Доверенное лицо руководства ведомства Раися Абдрахманова, работавшая ранее на ТоАЗе, также не безвозмездно помогала решать проблемы с контрольно-надзорными органами.
Остается надеяться, что компетентная комиссия федерального Ростехнадзора объективно оценит промышленную безопасность всех объектов «Тольяттиазота» и примет необходимые меры. Впрочем, как будет в дальнейшем развиваться предприятие, большой вопрос. Отец и сын Махлаи после решения суда вряд ли появятся в России. И их цель – выжать из предприятия максимум. Кстати, 28 октября, уже после начала проверок, произошло возгорание на агрегате аммиака №3, сообщает портал «ТЛТгород.ру». Пока он остановлен для внепланового ремонта.